Непосредственно образовательная деятельность по теме «Колобок и воздушный шарик» в средней группе

Елена Правдивая
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Колобок и воздушный шарик» в средней группе

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Колобок и воздушный шарик» в средней группе

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Задачи:

«Познание»

- формировать представление у детей о воздухе и его свойствах (прозрачность, без цвета, без запаха, без вкуса, легкость);

- формировать представление у детей о присутствии воздуха в окружающем мире (в человеке, в воде, в почве, в комнате);

- обогащать знания детей о пользе воздуха в жизни человека;

Формировать у детей опыт экспериментально-исследовательской деятельности;

«Коммуникация»

- активизировать словарный запас по теме: «Воздух» (легкий, невидимый, прозрачный, подвижный);

- формировать умение подбирать признаки предмета;

«Социализация»

- способствовать умению детей взаимодействовать во время экспериментально-исследовательской деятельности;

- воспитывать дружеские чувства на примере сказки «Колобок и воздушный шарик»;

«Музыка»

- формировать умение двигаться в соответствии с темпом музыки;

Материалы и оборудование:

Персонажи: колобок, воздушный шарик, письмо, стаканчики по количеству детей, трубочки по количеству детей, бумага по количеству детей, полиэтиленовые пакеты, полоски фольги (по количеству детей, кусочки земли (почвы, тазы (по 1 на группу детей 3-4 человека); емкости для воды, пластиковая бутылка, салфетки тряпочные (на каждого ребенка, коврики-седушки, магнитофон, музыка для подвижной игры, набор иллюстраций «как работает воздух (воздушный шар, вертушка, парусное судно, вентилятор, пылесос, фен, парашют и т. д., воздушные шарики (по количеству детей).

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулках, игры с вертушками, воздушными шарами, мыльными пузырями, игры с водой и корабликами («Морской бой», разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет», отгадывание загадок (о ветре).

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Включение детей в образовательную деятельность: Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня в группу принесли письмо. Посмотрите, вот оно. Вам интересно узнать, что в нем написано? Тогда собирайте скорее игрушки, располагайтесь по удобнее, чтобы всем было видно и слышно».

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте мои друзья! Спешу к вам снова в гости я. Кто я? Узнаете если загадку отгадаете! Отгадаем ребята?

А загадка не простая, это загадка-зарядка».

2. Загадка-зарядка «Колобок».

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)

Доставала из печи

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи,

(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)

Как поставила на стол,

(Приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел.

(Прыжки)

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши)

Это желтый колобок!

Воспитатель: «Правильно, конечно же колобок. А вот и он спешит к нам в гости».

3. Сюрпризный момент.

Появляется Колобок: «Здравствуйте ребята!» Дети рассматривают колобка, здороваются с ним, определяют, какой он? (желтый, круглый, гладкий, деревянный, музыкальный).

4. Сказка «Колобок и воздушный шарик».

Воспитатель: «Ребята, колобок попросил меня рассказать вам сказочную историю которая недавно приключилась с ним. Хотите послушать? (Вам интересно её услышать). Тогда усаживаетесь удобнее на цветные коврики, слушайте».

«Испекла бабушка колобок. Положила его на окошко остынуть, а колобок с окошка на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился в лес, только бабушка с дедушкой его и видели. Катиться колобок по лесу, катиться, а на встречу ему … (как вы думаете кто) Вот такой шарик. (воспитатель вносит атрибут – воздушный шарик) – кто ты такой? Удивился Колобок.

- Я? Воздушный шарик! А ты кто?

- А я колобок – румяный бок!

- Давай с тобой дружить и играть! – предложил шарик.

- Давай! Согласился колобок.

- тогда полетели! – весело сказал шарик

- Но, я не умею летать – сказал колобок и загрустил, ведь ему очень хотелось поиграть с новым другом»

Колобок просит ребят: «Помогите мне разобраться, почему мой новый друг может летать, а я нет?»

Воспитатель: «Поможем колобку ребята

5. Обсуждение проблемной ситуации.

Предложения детей. Воспитатель предлагает детям подержать в руках Колобка и Шарик и сравнить их. Воспитатель: «Правильно ребята, колобок тяжелый, а шарик легкий, так как он наполнен воздухом. Поэтому и колобок не может летать, так как он тяжелый».

Колобок спрашивает у ребят: «А что такое воздух? Я не знаю?».

6. Экспериментально исследовательская деятельность «А что такое воздух.

Воспитатель предлагает детям помочь колобку найти ответ на вопрос «Что такое воздух

Воспитатель: «Ребята давайте поможем колобку узнать «что такое воздух, а для этого мы с вами должны стать настоящими учеными (исследователями) и провести настоящие исследования, опыты. Хотите? Готовы? Начнем».

а) Воспитатель: тогда давайте с вами несколько раз вдохнем глубоко. Чем мы с вами дышим? От куда мы его берем? Вывод: мы дышим воздухом, который вдыхаем из окружающего нас мира (комнаты).

б) Воспитатель: «А теперь давайте снова вдохнем и попробуем не дышать (задержать дыхание). Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было хорошо? Удобно? Какой мы можем сделать вывод? Что можно сказать о воздухе

Воспитатель подводит итог опыта: «Вывод: Воздух мы вдыхаем из окружающего нас мира, без воздуха человек не может дышать (жить)

в) Опыт: «Поймай невидимку»

Воспитатель предлагает провести еще эксперимент.

«Ребята, а кто из вас видел воздух? Мы его сейчас с вами вдыхаем, он есть в нашей комнате? Почему же мы его не видим? Давайте попробуем его поймать! А поможет нам в этом вот такой пакет».

Воспитатель раздает детям пакеты.

«Посмотрите, что у меня в руках? Давайте рассмотрим полиэтиленовый пакет? В нем что ни будь есть?». Давайте сложим его в несколько раз. Какой он стал? А теперь раскроем его, взмахнем несколько раз вверх-вниз, сожмем его снизу крепко. Что произошло с пакетом? Что теперь внутри пакета? Мы его видим? Значит воздух какой (невидимый, прозрачный, легкий). А теперь рассмотрим пакет. Что получилось? Почему? Какой мы можем сделать вывод?».

Воспитатель обобщает ответы детей, делая вывод:

Воздух невидимый или прозрачный, что бы его увидеть его нужно поймать, он легкий.

Покажите мне вашу правую ладошку, давайте назовем свойства воздуха которые мы узнали сейчас, загибая пальчики: прозрачный, легкий.

7. Воспитатель: «А для дальнейших опытов я приглашаю своих ученых в лабораторию, где нам необходимо узнать где еще есть воздух и что с ним можно делать».

Опыт № 2. «В стакане есть воздух, он не пустой!»

Дети рассаживаются за круглым столом, где заранее приготовлены материалы для исследований на каждого ребенка и на группу детей (большие емкости, тазы, банки с водой).

Воспитатель: «Посмотрите что у меня в руках? В стакане что нибудь есть? А сейчас я положу в него листочек бумаги. Как вы думаете, в стакане есть воздух? Давайте попробуем его перевернуть, осторожно, так, что бы не выпал листочек и опустить в таз с водой. Что происходит? Стаканчик полностью опустился в воду? Давайте вынем его и посмотрим, что произошло с бумагой? Как вы думаете почему?».

Воспитатель подводит общий итог: «В стакане не пусто в нем есть воздух, который не дал листочку намокнуть».

«А теперь возьмите ваши стаканчики с листочком и попробуйте опустить их в воду. Что произошло с вашими листочками? Почему они остались сухими? Уважаемые исследователи вытрите руки после эксперимента и приступите к следующему».

Опыт № 3 «Соломинка и стакан воды».

Воспитатель: «А теперь посмотрите у вас на столе есть цветная трубочка, возьмите её в руки. Какая она? Что у неё есть? Для чего нужны отверстия? Поставьте вашу ладошку и подуйте на неё в трубочку».

Что вы почувствовали, когда дули? Что мы делали с воздухом? Правильно выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

- А теперь поставьте перед собой стакан с водой, слегка подуйте на воду из трубочки, но трубочку в воду не опускайте! Что происходит? Совершенно верно вода стала колыхаться, на ней образуются как бы волны. Почему? Вывод: мы дуем на воду, а она начинает двигаться.

- А теперь опустите трубочку в воду и снова несильно подуйте на неё. Что происходит с водой? Правильно в воде образуются пузырьки. Отложите в сторонку трубочку и стакан.

Опыт № 4. «Где еще есть воздух.

Воспитатель ставит перед группами детей емкости с водой и опускает их кусочки земли. Сейчас проведем еще один эксперимент, попробуем опустить в воду, что? Правильно, кусочки земли (почвы). Наблюдайте дорогие ученые что происходит? Почему на поверхности воды образуются пузырьки? Правильно, в земле есть воздух, вода намочила землю и заняла место воздуха, так как ему место не хватает, он (воздух) поднимается наверх в виде пузырьков. Вот мы с вами снова обнаружили нашего невидимку и в воде и в почве. Что делал у нас воздух? Правильно - двигался. Загибаем снова на ладошке пальчики, воздух у нас какой? Легкий, прозрачный, может двигаться – он подвижный.

Опыт № 5. Воспитатель: - А теперь возьмите полоску фольги правой рукой сверху, испытаем на ней движение воздуха – подуем на неё. Что происходит с полоской? Почему? Что мы слышим при этом? Правильно, полоска легкая, она движется и при этом она шумит (звучит). Оказывается ребята, воздух когда движется может передавать звуки.

- А теперь возьмите полоску двумя руками, приложите её к губам, сначала выдохните воздух, а потом вдохните. Что произошло с полоской? Правильно она прилипает к губам, на неё действует воздух, как бы притягивает её к себе. Молодцы ребята из вас получаться настоящие ученые - исследователи.

Вот сколько много мы с вами сделали экспериментов. Аж жарко стало. Давайте попросим воздух нам помочь, ведь он имеет двигаться. Помашите на себя ладошками, а теперь еще сильнее, что вы чувствуете? На что это похоже? Совершенно- верно- на ветер –ведь движение воздуха это и есть ветер. А какой бывает ветер?

8. Физминутка.

«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»

(машем ладошками на себя, руки вверх движения вправо, влево)

ветерок всё тише -тише (приседания,

деревце все выше-выше (встаем руки вверх).

Ребята а ветер какой бывает?

9. Артикуляционная гимнастика.

Осенью какой ветер? Подуйте на ладошку и что вы почувствовали? Скажите с-с-с. Правильно – холодный. А летом? Подуйте на ладошку и скажите х-х-х. Что вы почувствовали? Правильно тепло, теплый.

10. Подвижная игра «Воздушный шарик».

А как ветер может двигаться?

Я предлагаю вам превратиться в воздушные шарики; звучит музыка и дети выполняют движения в соответствии с ее текстом.

Шарики надуваются их подхватывает легкий ветерок и они летят, легко, осторожно чтобы не столкнуться, вот ветер подул сильнее, а теперь еще сильнее и снова затих и шарики опустились на землю.

11. Рассказ «Как человек использует воздух». Ребята, а что мы с вами сейчас делали? Правильно, двигались. Оказывается люди давно заметили, что воздух, когда движется, он может принести много пользы и научили его работать в помощь людям. Воспитатель показывает иллюстрации. Что изображено? И комментирует: Люди заметили, что ветер может надувать паруса кораблей и они плывут, если надуть воздухом большой шар, а к нему приделать корзину, то можно полететь в небо, а если надеть парашют можно самому лететь в небе и потихоньку опуститься; вертолет разгоняет своим пропеллером воздух и движется, а если поместить маленький пропеллер во внутрь, то получиться вентилятор, который помогает нам в жаркую погоду, а еще люди придумали «Флюгер» с помощью которого узнают от куда дует ветер.

Ребята, а как вы думаете, а с воздухом можно поиграть? Как могут движенье воздуха использовать дети? Правильно: подуть на вертушку, надуть воздушный шарик, запустить воздушного змея, надуть мыльные пузыри и даже играть на музыкальном инструменте, например на губной гармошке. Воздух используют даже сказочные герои. Посмотрите, кто это? Как Карлосон использует воздух?

12. Воспитатель: Ребята, а мы можем попробовать воздух на вкус? Откройте рот и вдохните? Вы что- нибудь чувствуйте? Какой вывод можем сделать? Воздух имеет вкус? Правильно, воздух не имеет вкуса.

Загибаем пальчики, воздух у нас какой? Легкий, прозрачный, подвижный, без вкуса. А воздух пахнет? Воздух не имеет запаха, но он движется и приносит нам запахи других предметов.

13. Рефлексия. Вот как много всего мы узнали про воздух. Давайте еще раз скажем колобку. Что же такое воздух?

14. Колобок благодарит ребят за то, что помогли ему подружиться с шариком. Воспитатель: «Ребята, вы хотите узнать, чем закончилась сказка?» Тогда слушайте: Колобок и воздушный шарик решили играть так: колобок катился по дорожке, пел своему другу песенки, а шарик летел рядом и рассказывал о том, что он видит сверху. Так они играли целый день, а к вечеру шарик взлетел по выше, увидел дорогу к дому бабушки и дедушки и проводил своего нового друга домой, чтобы он не заблудился. Вот бабушка с дедушкой обрадовалисьКолобок и Шарик ребята, хотят вас поблагодарить за помощь и подарить вам вот эти воздушные шарики, но с просьбой рассказать дома маме и папе, о том, что вы узнали о воздухе!

Публикации по теме:

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Узнай все о себе, воздушный шар Тема занятия: «Узнай все о себе, воздушный шар». Программное содержание: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами- прозрачный,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Колобок и воздушный шарик» в средней группе
Опубликовано: 2 марта 2013 в 14:58
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...