Непосредственно образовательная деятельность «Кириллица и современный алфавит» (старший дошкольный возраст)

Наталья Андриечко
Непосредственно образовательная деятельность «Кириллица и современный алфавит» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с её

основоположниками Кириллом и Мефодием.

2. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы

кириллицы.

3. Сформировать представление о сходстве и различии современной

азбуки и кириллицы.

4. Словарная работа: азбука, кириллица, основоположники Кирилл и

Мефодий, славянский алфавит.

5. Прививать детям бережное отношение к книгам, формировать интерес

к чтению.

Оснащение: старинная книга (написана на кириллице, Кириллица (славянская азбука, старославянские пословицы, гусиное перо (для письма, современный алфавит.

Ход НОД:

Показать детям книгу. Спросить у детей, что значит для них книга. (Ответы детей.)

- Народная мудрость гласит - «Книга - лекарство для души; кладовая наук; источник мудрости; солнечный свет». Как вы это понимаете?

Чтобы написать или прочесть, что-нибудь, что мы должны знать? /буквы/. Правильно буквы. На нашей планете живёт много людей разных национальностей и у всех у них есть свои буквы. Мы с вами славяне и у нас есть свои буквы. А кто-нибудь из вас знает, кто придумал славянскую письменность. Сейчас я вам об этом расскажу.

«В IX веке в Византии, в городе Солуни жили два брата Кирилл и Мефодий.

Были они люди мудрые, очень образованные, хорошо знали священное писание и славянский язык. Славяне в ту пору не имели собственных букв, не было у них азбуки. Тогда славянский князь Ростислав пригласил Кирилла и Мефодия, чтобы они создали славянскую азбуку.

Братья вначале горячо помолились перед иконой пресвятой Богородицы, чтобы она помогла придумать для славян буквы.

В храме было тихо, мерцали свечи, в окно смотрели крупные южные звёзды. У Кирилла на душе стало легко и радостно, он почувствовал, что его молитву услышала Сама Богородица.

После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Сорок дней трудились они. Наконец Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

«В начале было слово.»

Теперь славянские народы получили письменность и могли читать и писать.»

Каждый год 24 мая мы отмечаем - День славянской письменности и культуры и славим святых Кирилла и Мефодия. /показать детям изображение святых Кирилла и Мефодия/

/продемонстрировать детям Кириллицу/

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на азбуку созданную братьями, она называется «Кириллица»

В кириллице каждая буква имеет своё имя, название.

Аз, буки, веди, глаголь, добро, живите, земля, люди, покой. Эти названия, должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя.

Ребята подумайте и скажите, как образовалось слово

«АЗБУКА». /Из первых двух букв: а - аз, б - буки/

А теперь давайте посмотрим на азбуку, которой мы пользуемся сейчас, /показать современный алфавит/ есть ли в них сходство, конечно, есть, изображение многих букв одинаковое. Но в кириллице - 43 буквы, а в современном алфавите - 32 буквы. Ещё хоть многие буквы и похожи в современном алфавите они звучат проще. Например в кириллице буква А и в современном алфавите буква А, но в Кириллице это звук Aз, а мы теперь произносим А - а — а

/назвать ещё некоторые буквы, знакомые детям/

Ребята, посмотрите, у меня есть старинная книга, она написана на кириллице /продемонстрировать книгу/, а ещё есть прописи, где тоже буквы кириллицы /показать прописи/.

Двигательная пауза «Буквы алфавита».

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита, воспитатель называет слова, ребёнок у которого буква, с которой начинается это слово, должен сделать шаг вперёд. Затем игру можно усложнить: воспитатель произносит слово /из 4 — 5 букв/, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

Ребята послушайте, старославянские пословицы.

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Как вы их понимаете? Что они обозначаю? Давайте их запомним.

Хоть мы сейчас не пользуемся кириллицей, но некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых выражениях.

Например:

Прописать ижицу - значит наказать.

Стоять фертом - стоять руки в бока.

Знать на ять — знать на отлично.

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях. Так скажите мне, как же мы должны обращаться с книгами, /ответы детей: с книгами нужно обращаться бережно и хранить их в специальных местах: в книжных шкафах, на полках/

Вот послушайте четверостишие:

В книге своя глубина,

Кто доберётся до дна.

Тот и получит награду –

Слов драгоценные клады.

Это значит, что если мы начали читать книгу, мы должны дочитать её до конца и, прочитав её, мы узнаем много нового и интересного.

Подвести итог вместе с детьми.

Публикации по теме:

Домик. Дидактическое пособие.Домик. Дидактическое пособие. Данное пособие предназначено для обучение детей грамоте, Пособие позволит педагогу постепенно вводить новые буквы в процесс обучения дошкольников.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. ДОУ <<БУратино>> Воспитатель: Тохтиева. В. О. Г. Надым 2011г Программное содержание -Выявить умение детей узнавать и называть.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Наша армия
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Кириллица и современный алфавит» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о показе театра «Маша и медведь»
Ура! Ура! Приехали к нам гости! Мы так их ждали, очень! Не для кого не секрет, что кукольный театр является любимым зрелищем для всех малышей!...
Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп.
Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда как средство...
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев.
Развивающая среда музыкального зала: атрибуты для зимних танцев. Все, кто работает с детьми, знают, какое значение для успешной реализации задач...
Рекомендация для родителей «Наши правила, Ваши обязанности»
-Для обеспечения безопасности приводить и забирать детей должны родители или доверенные взрослые лично. -Приводить ребенка в детский сад до 08. 30 ч. При...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной...
Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [P] в предложениях и связной речи. Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье» Настраиваем ребенка на игру:...