«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность

Светлана Русакова
«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. чтение художественной литературы, музыка.

«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством;

2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками;

3. Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.

4. Воспитывать интерес к народному быту.

Предварительная работа: Разучивание загадок, пословиц, частушек. Проведение занятий: «Как жили москвичи в древности», «Украшение кокошника».

Место: «русская изба»

Ход занятия:

У входа в избу детей встречает Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).

Хозяюшка.

«Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют».

Звучит русская народная песня.

- А знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)

Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой избе, всю жизнь в ней жил. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-- Много гостей, много и новостей.

-Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка.

- А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах.) А раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки. «И стоит, покрыт ковром, ларь с хозяйкиным добром». Посмотрите на эту вещь. Как вы, думаете, что это такое? Это деревянный рубель. Чтобы выгладить одежду накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской - рубелем, сильно нажимая. Затем люди придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывались горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. А мы сейчас с вами уже пользуемся электрическими утюгами.

- Какая посуда у вас есть дома? (Стеклянная, хрустальная, фарфоровая, металлическая.) Раньше посуда была простая – деревянная, глиняная, у людей богаче – расписная, а у самых богатых и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Да издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети.

-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Рабочие руки не знают скуки.

-Разговорами каши не сваришь.

-Сделано дело – гуляй смело.

-Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хозяюшка. Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу. Солнце разгорается, игра начинается.

Проводится «Игра с бубном»

Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяйка произносит считалку:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку про предметы быта.

Хозяюшка.

Ребята, а что самое главное в деревенской избе? (печь.) Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол –избы. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

- Для чего печь еще была нужна?

Дети. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. В печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Не зря в старину говорили:

«Печь нам – мать родная»,

«У печи все красное лето»

Хозяюшка. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Дрогой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было ля гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

-А какие угощения нам дарит печь? (высказывания детей)

Подхожу к печке, обращаюсь к ней.

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

(Достаю из печи пироги, приглашаю к столу)

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте –

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

К нашим пирогам и самовар вскипел. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.

Разливает чай, при этом говорит: «Чай пить – не дрова рубить!»

После угощения дети благодарят хозяйку.

Ребенок (мальчик).

Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Дети исполняют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печька-барыня, самовар-дружище. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Все благодарят Хозяйку за гостеприимство, прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность
Опубликовано: 5 марта 2013 в 14:39
+271
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 308.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...