Непосредственно — образовательная деятельность учителя — логопеда в старшей группе. Тема «Зимующие птицы»

Наталья Кнепман
Непосредственно — образовательная деятельность учителя — логопеда в старшей группе. Тема «Зимующие птицы»

Задачи:

Активизировать и расширить словарь детей по теме.

Закрепить понимание обобщающего слова «зимующие птицы».

Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;

Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, существительных родительного падежа, множественного числа, притяжательных прилагательных, сложных прилагательных.

Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.

Развитие психических процессов.

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь, подкормить зимой.

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Труд».

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми на иллюстрациях птиц, их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина).

Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

Заучивание стихотворения «Трудно птицам зимовать…»

Знакомство с профессией – орнитолог.

Материал: предметные картинки по теме, сюжетная картинка «В зимнем лесу», игра «Пёрышки», игра «Кормушка».

План:

• Введение в тему.

Дети входят в кабинет. Звучит трель разных птиц.

- Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк. Чьи слышны голоса? (голоса птиц, птичьи голоса).

Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц?

- Как воробей подаёт голос? (Воробей чирикает.)

Сорока? (Сорока стрекочет.)

Синица? (Синица тинькает.)

Клест? (Клёст цокает.)

Ворона? (Ворона каркает.)

«Найди птицу».

- Слышны голоса, а птиц нет. Найдите их. А мы посмотрим, какие вы внимательные.

- Каких птиц нашли? (Каждый называет свою птицу и помещает картинку на доску.)

- Как назовем птиц одним словом? Почему их так называют?

• Назови ласково. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Птица – птичка

Птенец — (птенчик)

Перо- … (перышко)

Крыло — … (крылышко)

Хвост — (хвостик)

Клюв — (клювик)

Синица — (синичка)

Воробей — (воробышек)

Ворона — … (воронушка)

Голубь — … (голубок)

Образование и употребление существительных в родительном падеже. Развитие диалогической речи.

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Ученые - орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

- У кого красный берет и пестрая грудка?

(У дятла красный берет и пёстрая грудка.)

- У кого грудка ярче, чем заря.

- У кого белые бока?

- У кого жёлтая грудка?

- У кого шапочка на голове?

- У кого клюв загнут крючком?

- У кого глаза лучше видят ночью?

- У кого синяя жилетка?

- У кого 2 пальца впереди и 2 сзади?

- У кого птенцы появляются зимой?

• Социализация. Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.

Загадка о кормушке.

- Чем могут помочь люди птицам зимой?

Чтение детьми наизусть заранее заученного с логопедом стихотворения «Трудно птицам зимовать».

Пальчиковая гимнастика:

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Две синицы, воробей.

Пять клестов и снегирей.

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

- Какие птицы прилетели к нашей кормушке?

На доске кормушка. Назовите птиц, прилетевших к кормушке. Какие птицы лишние? Почему?

- Назовите птиц, прилетевших к кормушке с числами 2 и 5.

- У меня есть и настоящая кормушка и разный корм. Чем покормим птиц? Кто что больше любит? Выбирайте.

Обсуждаем лишние продукты.

- Сытые птицы легче переносят холода.

• Динамическая пауза.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылышки сложим назад.

• У кого упало перо? Чьё перо? Образование и употребление существительных в родительном падеже и притяжательных прилагательных.

- Посмотрите ребята, что я нашла.

- Как вы думаете, что это? (перья птиц)

- Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

- У кого упало перо? (Это перо упало у воробья.)

- Чьё это перо? (Это воробьиное перо.)

Проверяем, подставляя перо к птице.

Сорочье перо, синичье перо, воронье перо, снегириное перо, голубиное перо.

Образование сложных прилагательных с опорой на иллюстрации.

Если у птицы красная грудка, то она красногрудая.

Это красногрудый снегирь.

Если у птицы длинный хвост, …

Если у птицы жёлтая грудка, …

Если у птицы острый клюв, …

Если у птицы короткий хвост, …

Если у птицы большие глаза, …

Итог.

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Проект на тему «Зимующие птицы»Проект на тему «Зимующие птицы» Проект «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Возраст: 3-4года.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Непосредственно — образовательная деятельность учителя — логопеда в старшей группе. Тема «Зимующие птицы»
Опубликовано: 28 января 2014 в 11:21
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...