Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»

Оксана Кочешова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Тема: «Традиции чаепития»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о стране, в которой они живут и других странах, которые находятся на планете Земля; расширить представления детей о традиции чаепития в Китае и России.

Развивающие: объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях; обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, интерес и уважение к людям других национальностей, их культуре; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Предварительная работа: ЧХЛ (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о традициях чаепития в Китае и России; заучивание стихов; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития; закрепление предметов чайной посуды, рассматривание иллюстраций русских художников о чаепитии на Руси; работа с родителями (помощь в изготовлении костюмов, создание выставки одного дня «Наш любимый семейный чай»).

Оборудование: мультимедийная установка, презентация НОД, музыкальное сопровождение, глобус, предметы интерьера и посуды Китая и России, костюмы для детей и взрослых (китайский и русский).

Используемые технологии: ИКТ, игра, здоровьесберегающие, экспериментирование.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель вносит глобус

Воспитатель: ребята, кто знает что это? – глобус

Что такое глобус? – это уменьшенная модель планеты Земля. На глобусе мы можем увидеть все страны. А какие страны вы знаете? (Дети перечисляют, а воспитатель на глобусе показывает, где находится та или иная страна).

Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своём языке. На каком разговариваем мы с вами? – на русском.

А сейчас мы с вами поиграем (игра с мячом).

Я начну, а вы продолжите.

В Италии разговаривают …на итальянском языке.

В Испании…на испанском.

В Японии…на японском.

В Германии…на немецком.

В Турции…на турецком.

В Китае…на китайском.

Воспитатель: Много народов, много языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово – традиция?

Традиции – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. то, что передаётся из одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье? (рассказы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о традиции чаепития, но не спроста, а потому что существует всемирный день чая и празднуется он 15 декабря. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник (показ слайда). А как вы думаете, какую часть растения используют для приготовления чая? (ответы детей, (показ слайда).

С древних времён чай признают не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий напиток. Его любят пить моряки, охотники, путешественники.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся на самолёте на Дальний Восток. В страну, откуда родом слово чай, кто знает, что это за страна? – Китай.

Физкультминутка «Самолёт» (слайд)

Самолёт построим сами Движения, имитирующие изготовление самолёта.

Понесёмся над лесами,

Над полями и морями,

И окажемся в Китае. Бег по кругу, руки в стороны.

Наш самолёт совершает посадку в главном городе Китая - Пекине Дети завершают бег и приседают

(Звучит китайская мелодия. Дети подходят к столу, где их встречает воспитатель и девочка, одетые в национальные костюмы «ципао»)

Девочка К: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в далёкой восточной стране – Китай.

Воспитатель: Ни хау (на китайском – здравствуйте) вы хотите узнать о нашей традиции чаепития. Тогда проходите, у нас всё готово для чайной церемонии.

Девочка К: У нас любят пить зелёный чай.

Воспитатель: Его заваривают в специальном чайнике из красной глины. Чай хранят в чайнице «чаегуань».Насыпают чай в чайник совочком для чая «ча чи». А пью чай вот в таких чашечках, она со стоит из чайной пары (высокого стакана и низкой пиалы). На столе лежат мокрые салфетки, как вы думаете для чего?

Девочка К: На востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник и наливать воду. (дети берут с подноса салфетки и вытирают руки.)

Воспитатель: Ребята вы уже знаете, что для заваривания чая требуется высушенные чайные листочки. Для этого их скручивают или нарезают. А хотите мы проведем эксперимент? Вы выберете по одной чайной чаинки, и положите их чайник. А я залью их горячей водой. Что бы ни обжечься, надо быть очень осторожным. Поэтому воду буду наливать я. (Детям подают 3 коробочки с заваркой, они выбирают по одной чаинке и кладут в чайник). А я приготовила для вас самый необычный чай, он похож на высушенный шарик. Мы его тоже зальем горячей водой. А что из этого получится, мы посмотрим попозже.

Дети: А с чем у вас пьют чай? Есть угощения?

Девочка К: Нет

Воспитатель: Верно, на Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями. Но всё же иногда к чаю предлагают восточные сладости или сухофрукты. Сейчас мы с вами попробуем их. Но кушать мы будем, используя специальные палочки.

Игра

Воспитатель: Вернемся к нашему эксперименту, и посмотрим, что у нас получилось. (Каждая чаинка развернулась и стала похожа на листик.)

Дети: Большое спасибо за рассказ, но нам пора возвращаться домой в Россию. Вы не хотели бы поехать вместе с нами (приглашают в гости)

Воспитатель: Большое спасибо, мы очень хотим побывать в вашей стране.

Физкультминутка «Самолёт» (слайд - аэропорт «Пулково»)

Самолёт построим сами Движения, имитирующие изготовление самолёта.

Понесёмся над лесами,

Над полями и морями,

Полетаем в небе синем

И окажемся в России. Бег по кругу, руки в стороны.

Наш самолёт совершает посадку в одном из красивейших городов России – Санкт-Петербург Дети завершают бег и приседают

(Звучит русская народная мелодия. Детей встречают Хозяин с Хозяюшкой в национальных костюмах)

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяин: Просим вас, садитесь за столы. (Дети садятся за накрытые столы)

Хозяюшка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка: Первым делом угощаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка: Приглашаем к самовару…

Вместе: С чаем, с чаем, с чаем.

Хозяюшка: И в накладку и в прикуску…

Вместе: Чай, чай, чай.

Хозяин: Пейте чай друзья по-русски…

Вместе: Чай, чай, чай.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

На скатёрке – самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

Хозяюшка: К чаю ароматному

Дети: (Пряники печатные).

Хозяин: Пейте чай, пирог берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар –

Кипит наш русский…

Дети: (самовар)

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Хозяюшка: посмотрите гости дорогие, какой богатый стол мы накрывали к вашему приходу. И чего на нём тут нет!

Сухари лежат (в сухарнице)

Хлеб лежит (в хлебнице)

Конфеты (в конфетнице)

Сахар… (в сахарнице)

Масло… (в маслёнке)

Молоко налито (в молочнике)

А из какой посуды пьют чай? (ответы детей)

Хозяюшка: На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется? (самовар). А в каком городе придумали самовар? (в Туле). На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы. Если чай заваривали с листьями и ягодами земляники, как его называем? – земляничным.

Ребята, давайте мы с вами поиграем. У вас на столе стоят баночки, вы должны определить, какой чай в них находится?

Хозяюшка: Ребята, вы молодцы, справились со своим заданием. Но мне кажется, мы все засиделись, не пора ли нам ножки, ручки-то поразмять, да в русскую народную игру «Плетень» поиграть.

(Дети играют в русскую народную игру «Плетень»)

А гостям из далёкой восточной страны понравилось путешествие в Россию? Обычно из путешествий привозят сувениры, и мы для вас их приготовили. Эти деревянные разделочные доски необычные, они выполнены в технике «Декупаж», а сюжеты взяты из русских народных промыслов «Гжель» и «Хохлома»).

Хозяюшка: ребята, где вы сегодня побывали, что нового узнали? (ответы детей). Многим отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть одно общее – мы все живём на планете Земля. И все люди должны беречь Землю. Пока вы маленькие – дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных, заботьтесь о них. Через много лет вы станете взрослыми и постарайтесь сделать так, чтобы наша Земля стала ещё краше.

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Какие люди живут на свете» Конспект беседы в подготовительной группе «Какие люди живут на свете»Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад.

Наша группа «Подсолнушки»Наша группа «Подсолнушки» В долгие зимние вечераБудни группы "Подсолнушки" Будущие чемпионы чем бы ещё заняться? 14 декабря в нашей группе состоялись посиделки.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 23:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...