Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»

Оксана Кочешова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Тема: «Традиции чаепития»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о стране, в которой они живут и других странах, которые находятся на планете Земля; расширить представления детей о традиции чаепития в Китае и России.

Развивающие: объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях; обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, интерес и уважение к людям других национальностей, их культуре; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Предварительная работа: ЧХЛ (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о традициях чаепития в Китае и России; заучивание стихов; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития; закрепление предметов чайной посуды, рассматривание иллюстраций русских художников о чаепитии на Руси; работа с родителями (помощь в изготовлении костюмов, создание выставки одного дня «Наш любимый семейный чай»).

Оборудование: мультимедийная установка, презентация НОД, музыкальное сопровождение, глобус, предметы интерьера и посуды Китая и России, костюмы для детей и взрослых (китайский и русский).

Используемые технологии: ИКТ, игра, здоровьесберегающие, экспериментирование.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель вносит глобус

Воспитатель: ребята, кто знает что это? – глобус

Что такое глобус? – это уменьшенная модель планеты Земля. На глобусе мы можем увидеть все страны. А какие страны вы знаете? (Дети перечисляют, а воспитатель на глобусе показывает, где находится та или иная страна).

Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своём языке. На каком разговариваем мы с вами? – на русском.

А сейчас мы с вами поиграем (игра с мячом).

Я начну, а вы продолжите.

В Италии разговаривают …на итальянском языке.

В Испании…на испанском.

В Японии…на японском.

В Германии…на немецком.

В Турции…на турецком.

В Китае…на китайском.

Воспитатель: Много народов, много языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово – традиция?

Традиции – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. то, что передаётся из одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье? (рассказы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о традиции чаепития, но не спроста, а потому что существует всемирный день чая и празднуется он 15 декабря. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник (показ слайда). А как вы думаете, какую часть растения используют для приготовления чая? (ответы детей, (показ слайда).

С древних времён чай признают не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий напиток. Его любят пить моряки, охотники, путешественники.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся на самолёте на Дальний Восток. В страну, откуда родом слово чай, кто знает, что это за страна? – Китай.

Физкультминутка «Самолёт» (слайд)

Самолёт построим сами Движения, имитирующие изготовление самолёта.

Понесёмся над лесами,

Над полями и морями,

И окажемся в Китае. Бег по кругу, руки в стороны.

Наш самолёт совершает посадку в главном городе Китая - Пекине Дети завершают бег и приседают

(Звучит китайская мелодия. Дети подходят к столу, где их встречает воспитатель и девочка, одетые в национальные костюмы «ципао»)

Девочка К: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в далёкой восточной стране – Китай.

Воспитатель: Ни хау (на китайском – здравствуйте) вы хотите узнать о нашей традиции чаепития. Тогда проходите, у нас всё готово для чайной церемонии.

Девочка К: У нас любят пить зелёный чай.

Воспитатель: Его заваривают в специальном чайнике из красной глины. Чай хранят в чайнице «чаегуань».Насыпают чай в чайник совочком для чая «ча чи». А пью чай вот в таких чашечках, она со стоит из чайной пары (высокого стакана и низкой пиалы). На столе лежат мокрые салфетки, как вы думаете для чего?

Девочка К: На востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник и наливать воду. (дети берут с подноса салфетки и вытирают руки.)

Воспитатель: Ребята вы уже знаете, что для заваривания чая требуется высушенные чайные листочки. Для этого их скручивают или нарезают. А хотите мы проведем эксперимент? Вы выберете по одной чайной чаинки, и положите их чайник. А я залью их горячей водой. Что бы ни обжечься, надо быть очень осторожным. Поэтому воду буду наливать я. (Детям подают 3 коробочки с заваркой, они выбирают по одной чаинке и кладут в чайник). А я приготовила для вас самый необычный чай, он похож на высушенный шарик. Мы его тоже зальем горячей водой. А что из этого получится, мы посмотрим попозже.

Дети: А с чем у вас пьют чай? Есть угощения?

Девочка К: Нет

Воспитатель: Верно, на Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями. Но всё же иногда к чаю предлагают восточные сладости или сухофрукты. Сейчас мы с вами попробуем их. Но кушать мы будем, используя специальные палочки.

Игра

Воспитатель: Вернемся к нашему эксперименту, и посмотрим, что у нас получилось. (Каждая чаинка развернулась и стала похожа на листик.)

Дети: Большое спасибо за рассказ, но нам пора возвращаться домой в Россию. Вы не хотели бы поехать вместе с нами (приглашают в гости)

Воспитатель: Большое спасибо, мы очень хотим побывать в вашей стране.

Физкультминутка «Самолёт» (слайд - аэропорт «Пулково»)

Самолёт построим сами Движения, имитирующие изготовление самолёта.

Понесёмся над лесами,

Над полями и морями,

Полетаем в небе синем

И окажемся в России. Бег по кругу, руки в стороны.

Наш самолёт совершает посадку в одном из красивейших городов России – Санкт-Петербург Дети завершают бег и приседают

(Звучит русская народная мелодия. Детей встречают Хозяин с Хозяюшкой в национальных костюмах)

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяин: Просим вас, садитесь за столы. (Дети садятся за накрытые столы)

Хозяюшка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка: Первым делом угощаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка: Приглашаем к самовару…

Вместе: С чаем, с чаем, с чаем.

Хозяюшка: И в накладку и в прикуску…

Вместе: Чай, чай, чай.

Хозяин: Пейте чай друзья по-русски…

Вместе: Чай, чай, чай.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

На скатёрке – самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

Хозяюшка: К чаю ароматному

Дети: (Пряники печатные).

Хозяин: Пейте чай, пирог берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар –

Кипит наш русский…

Дети: (самовар)

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Хозяюшка: посмотрите гости дорогие, какой богатый стол мы накрывали к вашему приходу. И чего на нём тут нет!

Сухари лежат (в сухарнице)

Хлеб лежит (в хлебнице)

Конфеты (в конфетнице)

Сахар… (в сахарнице)

Масло… (в маслёнке)

Молоко налито (в молочнике)

А из какой посуды пьют чай? (ответы детей)

Хозяюшка: На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется? (самовар). А в каком городе придумали самовар? (в Туле). На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы. Если чай заваривали с листьями и ягодами земляники, как его называем? – земляничным.

Ребята, давайте мы с вами поиграем. У вас на столе стоят баночки, вы должны определить, какой чай в них находится?

Хозяюшка: Ребята, вы молодцы, справились со своим заданием. Но мне кажется, мы все засиделись, не пора ли нам ножки, ручки-то поразмять, да в русскую народную игру «Плетень» поиграть.

(Дети играют в русскую народную игру «Плетень»)

А гостям из далёкой восточной страны понравилось путешествие в Россию? Обычно из путешествий привозят сувениры, и мы для вас их приготовили. Эти деревянные разделочные доски необычные, они выполнены в технике «Декупаж», а сюжеты взяты из русских народных промыслов «Гжель» и «Хохлома»).

Хозяюшка: ребята, где вы сегодня побывали, что нового узнали? (ответы детей). Многим отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть одно общее – мы все живём на планете Земля. И все люди должны беречь Землю. Пока вы маленькие – дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных, заботьтесь о них. Через много лет вы станете взрослыми и постарайтесь сделать так, чтобы наша Земля стала ещё краше.

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Какие люди живут на свете» Конспект беседы в подготовительной группе «Какие люди живут на свете»Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад.

Наша группа «Подсолнушки»Наша группа «Подсолнушки» В долгие зимние вечераБудни группы "Подсолнушки" Будущие чемпионы чем бы ещё заняться? 14 декабря в нашей группе состоялись посиделки.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Традиции чаепития»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 23:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (ручной труд) в старшей...
Возраст: дети 5-6 лет Цель: активизировать и поощрять у детей стремление создавать свой образ, используя в работе природный материал; развивать воображение...
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...