Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима».

Лариса Козлова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима».

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима».

Задачи:

1. Закреплять представления детей о признаках зимы.

2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных).

4. Развивать связную речь (пересказ рассказа «Зимний лес» с опорой на мнемотаблицу).

5. Продолжать работу по предупреждению дисграфии и дислексии.

6. Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.

7. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Ход:

Педагог: ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: доброе утро!

Педагог: сегодня доброе утро, а ещё какое?

Дети: сегодня зимнее утро.

(декабрьское, морозное, пасмурное, тёмное и т. д.).

Педагог: о чём сегодня мы будем, говорить вы поймёте, соединив первые звуки названий данных предметов (с опорой на иллюстрационный материал: заяц, индюк, морковь, апельсины).

Педагог: итак, мы будем продолжать разговор о чём.

Дети: о зиме.

Педагог: и я вашему вниманию предлагаю «зимний ребус»:

Педагог: откройте тетради, где вложена закладка, зачеркните в первом и во втором ряду букв - 3-ю букву, прочитайте получившиеся слова (СНДЕГ, ЛЁКД).

Дети: снег, лёд.

Педагог: давайте сравним эти два явления и расскажем об этом:

- Снег мягкий, а лёд твёрдый.

- Снег пушистый, а лёд гладкий.

- Снег белый, а лёд прозрачный.

- Снег тает быстрее, а лёд тает медленнее.

Педагог: Сейчас, давайте, образуем слова из одной семейки со словом снег.

Д/и «Снежки»

Педагог: Рома, начинай.

Дети: снег, снежная, снеговик, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоход, снежинка, заснеженный, снежок.

Педагог: у нас получилась большая «снежная» семейка.

Педагог: теперь отгадайте зимнюю загадку, будьте внимательны.

«Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?»

(- Это вьюга.)

Педагог: что такое вьюга?

Дети: сильный ветер со снегом, метель, буран.

Педагог: давайте «изобразим» вьюгу, игра вам знакома.

Педагог: вы будете петь (У) то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поёте, и наоборот.

Педагог: вьюга будет то усиливаться, то затихать. Итак, вьюга только начинается (пойте (У) очень тихо).

Педагог: сейчас послушайте загадочное зимнее стихотворение, которое называется «Художник невидимка» (автор Н. Нищева, прочтёт его Лера.

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока ты спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья».

Педагог: скажите, что же это за художник-невидимка?

Дети: художник-невидимка мороз.

Педагог: давайте, поиграем со словом мороз. Послушайте, слова и составьте из них предложение:

ОКНО, МОРОЗ, НА, УЗОР, НАРИСОВАЛ.

Дети: мороз нарисовал на окне узор.

Педагог: послушайте, ряд слов и назовите лишнее слово; объясните почему:

МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОСИТ, ЗАМОРОЗИЛ.

Дети: я думаю, лишнее слово - моросит, например, моросит осенний дождь. Остальные слова – слова из одной семейки.

Педагог: молодцы, время отдохнуть и похвалить зимушку.

Пальчиковая гимнастика «Зима» (Автор Н. Нищева).

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят".

Три — уроним "роняют".

И. сломаем, топают.

Педагог: всю красоту этого времени года можно увидеть в лесу. Послушайте рассказ, который так и называется «Зимний лес».

«Зимний лес»

Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо. Лес стоит, словно богатырь в хвойной кольчуге. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет. На поляне стоят крохотные ёлочки. Их замело снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега. Белая берёза распустила ветки, опушённые инеем. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне. Хорош лес в зимнем уборе! (В. Сергеев).

Педагог: давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Переверните лист бумаги, данная таблица поможет вам ответить на мои вопросы.

Педагог: с чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

Педагог: пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо.

Педагог: что значит преобразился? Как вы понимаете это слово?

Дети: стал другим, изменился.

Педагог: и кого же напомнил автору зимний лес?

Педагог: о ком дальше говорит автор?

Педагог: как описаны в рассказе крохотные ёлочки?

Дети: ёлочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово, пригожи?

Дети: очень красивы.

Педагог: О каких деревьях говорится дальше? Какие причёски у стройных сосен? Что у них на макушках?

Педагог: как описана в рассказе берёзка, её ветви?

Педагог: как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

Педагог: что автор говорит о сверкании снега?

Педагог: как заканчивается рассказ?

Педагог: молодцы! Сейчас попытаемся пересказать этот рассказ, с опорой на таблицу. Обязательно следите за правильным звукопроизношением и слушайте внимательно друг друга, чтобы смогли продолжить рассказ.

Пересказы детей.

Педагог: ребята, зимний лес полон тайн и чудес и если мы даже в нём никого не повстречаем, то обязательно сможем заметить на снегу чьи-то следы.

Педагог: мы отправимся на «необычном поезде» и остановки его будут тоже необычными. Остановка - зимнее слово.

ЖАРА, ЛИВЕНЬ, СНЕГОПАД, ЛИСТОПАД, ГРОЗА, РАДУГА, ДЕКАБРЬ, СЕНТЯБРЬ, РОСА, ГОЛОЛЁД.

Дети проходят на ковёр и садятся на стулья перед мольбертом.

Д. И. «Чьи следы» (предлагается демонстрационный материал с изображением дикого животного и его следов). Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

Педагог: ребята, в зимнем лесу мы можем увидеть следы, например, диких животных. Давайте посмотрим.

Педагог: как думаете, чьи это следы?

Дети: это волчьи следы.

Волчий след похож на собачий. Волк идёт таким образом, что каждый раз в след правой ноги ступает левою заднею и наоборот, так что следы тянутся лентою; если волков несколько, то следующие за первым идут след в след, от чего получается впечатление, что прошёл только один зверь.

- Посмотрите, это чьи следы?

Дети: это лисьи следы.

Педагог: лисица не делает троп: постоянно вступает очень аккуратно в прежние свои следы.

Педагог: это чьи следы?

Дети: это рысьи следы.

Педагог: след рыси похож на кошачий, причём когти видны, только в случае самого быстрого бега.

Педагог: это чьи следы?

Дети: это кабаньи следы.

Педагог: след кабана очень сходен со следом домашней свиньи, только относительно больше и резче его.

Педагог: это чьи следы?

Дети: это заячьи следы.

Педагог: Интересно, что перед тем, как залечь, заяц начинает делать петли, т. е. закругляет свой ход, снова пересекая свой след, причём следы бывают наложены один на другой. Весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца, начиная от места, где он дневал до места, где он кормился и обратно на лёжку – называется маликом.

Педагог: это чьи следы?

Дети: это беличьи следы.

Педагог: легко и просто разобрать и запомнить белки почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрется, — длинные задние далеко вперед вынесет, широко расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних — след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.

Педагог: это кого следы?

Дети: это следы тигра, тигриные.

Педагог: следы тигра напоминают следы рыси, но только больше по размеру. На передних лапах у тигра по 5 пальцев, а на задних по 4. Тигриные когти достигают длины 8-10 см.

Педагог: ребята, интересно, а чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?

Дети: мы не увидим барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.

Педагог: правильно, но у нас необычная лесная полянка и на ней происходят необыкновенные истории.

Дети надевают маски.

Сценка «Спор животных» (Автор С. А. Смирнов).

Под ветвями старой ели

На полянке звери сели

И начался разговор

А, верней, шутливый спор!

Мы полянку ту нашли

И тихонько подошли

Слышим - тигр говорит

Говорит, а сам рычит.

ТИГР: Посмотрите-ка, зверята, я красивый полосатый!

Вы признайтесь от души-тигры очень хороши!

Лиса: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя!

Лёгкая, чистая, как огонь искристая!

Волк: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,

Прочная хорошая, самая пригожая

Заяц: Шубка лучшая - моя! красивее, чем твоя,

Белая как снежная, теплая и нежная!

Мишка: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя,

Модная и славная! Моя шубка-главная!

ЕЖ: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,

Жесткая и лучшая, самая колючая!

Сова: спорить вам совсем не надо! Я признаться всем вам рада-

Шубка каждая нужна! Шубка каждая важна!

Рыжая и серая, черная и белая!

Помиритесь поскорей! Праздник будет веселей!

Педагог: вот какую интересную историю мы услышали. А теперь я предлагаю вам вернуться за столы и сделать шубки диким животным.

Продуктивная деятельность.

Дети дарят свои работы гостям.

Литература:

1. Безрукова С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.

2. Коррекция и психологическое развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий. / Под ред. Лосева П. А. М.: 2005.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима».
Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Зимние зарисовкиЗимние зарисовки Зимушка-зима сугробы намела. Замела тропинки,замела дорожки. Зимушка-зима белая красавица. Всем ребятам нравится! Лошадка везущая хворосту.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима».
Опубликовано: 8 ноября 2012 в 18:42
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...