НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Б»

Светлана Баскова
НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Б»

Тема: Звук и буква Б

Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука Б и зрительного образа буквы Б.

НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Б»

Задачи по усвоению образовательных областей:

Коммуникация:

• Закрепить слуховой и моторный образ звука Б.

• Совершенствовать навык звукового анализа (определение звука Б в словах, выкладывание слов из цветных фишек-звуков).

• Развивать фонематическое восприятие и представления.

• Провести звуко- слоговой анализ слова бабочка.

• Закрепить зрительный образ буквы Б, находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы.

• Обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».

• Формировать грамматический строй речи (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением и притяжательные прилагательные).

• Учить печатать букву и слоги в тетради.

• Совершенствовать навыки составления и чтения слов.

• Отгадывать загадки.

• Контролировать произнесение поставленных звуков в речи детей.

• Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.

Познание:

• Корригировать зрительное и слуховое восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения, операцию обобщения.

• Развивать долговременную слуховую и кратковременную зрительную память, произвольную память, внимание, связную речь, мышление.

Здоровье:

• Формировать двигательную активность.

• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением,

чувство ритма, речевое дыхание.

• Предупредить общую и зрительную утомляемость детей.

Наглядный материал:

• демонстрационный – игрушка Буратино; корзинка; пластмассовые игрушки насекомых; графическое изображение буквы Б; пособие «На что похожа буква Б; артикуляция звука Б в графическом изображении; на магнитах буквы и квадраты синего, зеленого и красного цветов; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Б.

• раздаточный материал – индивидуальные зеркала; предметные картинки; кассы букв и слогов; знаки-символы звуков синего, зеленого и красного цветов; тетради с графическим заданием Н. Нищевой; книга «Мой букварь» Н. Нищевой (стр. 31); цветные спички-палочки; мягкая проволока, кубики с правильно и неправильно написанными буквами Б; большие и маленькие ключики на магнитах.

Предварительная работа:

• Выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.

• Беседа по теме «Насекомые» на НОД по развитию речи

• Разучивание упражнений «Бабочка», «Буратино».

Фаза 1 Начало образовательного мероприятия

Инициация

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам. Давайте им представимся.

Дети называют свои имена.

Активный метод обучения (АМО) «Цепочка дружбы» (психологический настрой)

Логопед: Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладоши, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Вхождение или погружение в тему

АМО «Назови гласный звук»

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубн, бобр, бук, бур, борт, бок, бум.

С какого звука начинаются все слова?

Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком Б и буквой Б.

АМО «Отгадай загадку»

Логопед: Отгадайте, кто с нами отправится в путешествие?

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?. (Буратино)

Из какой сказки прибыл к нам Буратино?

Что искал Буратино в своей сказке?

А зачем ему нужен был ключик?

Чтобы открыть тайную дверь в волшебную страну нужно помочь Буратино, выполнить все задания, с которыми мы встретимся на пути.

Вы готовы выполнить все задания?

Формирование ожиданий обучающихся

АМО «Волшебный ключик»

Логопед: Кто считает, что мы легко справимся с заданиями, прикрепите большой ключик. А кто сомневается в своем успехе – маленький ключик.

Дети крепят ключики на магнитную доску.

Фаза 2 Работа над темой.

АМО «Самомассаж языка» (артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами)

Логопед: Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

АМО «Расскажи про звук Б» (фонетическая зарядка)

Логопед: Давайте произнесем имя Буратино и четко выделим первый звук.

У Буратино в руках барабан.

А как звучит барабан? Дети: Б-б-б… Рассматривание артикуляции звука Б в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске

Логопед: Какой это звук? Расскажите про звук Б (Ответы детей: согласный, твердый, звонкий, губной)

Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим квадратом,

АМО «Где звук Б»

Логопед: Буратино принес с собой корзинку, в ней лежат картинки. Буратино просит поиграть с ним в игру: определите, где находится звук Б (в начале, в конце или в середине слова?

Буратино: Я – веселый Буратино,

У меня в руках корзина.

В ней найдете вы бобы,

Кабачок, яблоко, грибы.

Ба! Да тут еще банан,

Клубника, булка, барабан.

АМО «Пальчик-мальчик» (пальчиковая гимнастика)

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончикам остальных, начинаю с указательного)

АМО «На что похожа буква Б

Логопед: Мы играли со звуком Б. Звуки мы слышим и произносим. А сейчас Буратино покажет вам букву Б. Буквы мы читаем, пишем, видим. Давайте четко произнесем название буквы Б. Посмотрите на букву Б, на что она похожа?

Демонстрация пособия:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

(А. Шибаев)

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

(С. Маршак)

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

В какую сторону смотрит буква Б? Письмо буквы Б на доске: Длинная вертикальная линия. А дальше? Полуовал с какой стороны: левой или правой? Что еще не хватает этой букве?

Письмо буквы Б в воздухе.

АМО «Раз-два повернись, в букву Б превратись» (Алфавит телодвижений)

Дети изображают букву Б.

АМО «Сделай букву из проволоки» (развитие мелкой моторики)

Дети делают из мягкой проволоки контур буквы Б.

АМО «Найди букву» (профилактика дисграфии)

Логопед: Буратино хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву среди неправильно написанных. Найдите каждый одну правильно написанную букву, расположенную на кубиках и принесите ее к себе на стол.

АМО «Напиши правильно» Выполнение детьми графического задания: печатание буквы в тетради Н. Нищевой

АМО «Буратино» (динамическая пауза)

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

АМО «Телеграф»

Логопед: Я предлагаю прогуляться по весенней полянке, полюбоваться природой и ее обитателями. (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Апрель.»)

Назовите обитателей весенней полянки (пластмассовые игрушки: бабочка, жук, муравей, пчела, оса, кузнечик, стрекоза, комар, паук, шмель, муха).

Разделите эти слова на слоги.

Назовите обитателей весенней полянки одним словом.

Дети: Это насекомые.

АМО «Назови ласково»

Паук – паучок (комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха).

АМО «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова (у пчелы, таракана, комара, паука).

АМО «Отгадай загадку»

Логопед: На весеннюю полянку прилетела гостья, отгадайте, кто это?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

АМО «Выложи бабочку» (развитие мелкой моторики)

Дети выкладывают контур бабочки из цветных палочек-спичек.

АМО «Бабочка» (динамическая пауза)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Сидя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и. п. – выдох. 1 – плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присед; 4 – и. п. После слов: «Солнце утром…» маховые движениями руками, кружение.

АМО «Назови правильно звуки» (упражнение с разрезной азбукой и тетрадью)

Логопед: Сколько слогов в слове бабочка? Назовите звуки в первом слоге, во втором слоге. Сколько гласных и согласных звуков в слове бабочка?

Выложите схему слова бабочка на индивидуальном наборном полотне.

Выполните схему слова в тетради.

АМО «Яркое солнышко» (глазодвигательные упражнения)

Логопед: На весенней полянке солнышко ярко светит зажмурьте глазки, откройте (2р.)

АМО «Чтение азбуки» (Н. Нищева «Азбука», стр. 31)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Логопед: Задания выполнены все. Дверь в волшебную страну открыта. Мы помогли Буратино, он благодарит вас за помощь.

У какой буквы и звука мы побывали в гостях? Какой это звук?

Подведение итогов

Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать ключики соответствующего размера.

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: маленький ключик – не доволен, сделал не все, что мог; средний ключик – мог бы лучше; большой – сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Логопед благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР подготовительная группа. Тема: «Звук и буква П» Занятие 2. Цель: профилактика дислексии, дизорфографии. Задачи: закреплять: - навык правильной артикуляции звука.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Б»
Опубликовано: 19 мая 2013 в 17:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...