Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Знакомство с глиной, что нам подарила природа»

Елена Смирнова
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Знакомство с глиной, что нам подарила природа»

Содержание

1. Пояснительная записка к НОД.

1.1. Тема непосредственно - образовательной деятельности «Знакомство с глиной, что нам подарила природа». Тема экологии в настоящее время очень актуальна, современные дети много знают о предметном окружении, получают в свой словарь новые термины и иностранные слова, но всё меньше получают знаний о природном окружении.

1.2. Цели и задачи НОД, поэтапное его проведение.

2. Основная часть

2.1. Конспект проведения комплексной НОД с использованием различных методов и форм. Комплексная НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» включает в себя: экологическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, экспериментальную деятельность.

3. Заключительная часть

3.1. Итог НОД, какие цели и задачи удалось решить.

3.2. Рекомендации педагогам.

4. Список литературы

5. Приложение

Пояснительная записка

Конспект НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» составлен в соответствии с задачами комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2010 г. издания № 6.

НОД направлена на экологическое воспитание дошкольников. Тема экологии в современном мире очень актуальна. Экологическое воспитание детей начинается с раннего возраста. В России 2013 год объявлен годом экологии.

Основная цель НОД: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.

Задачи: воспитывающая – воспитывать эмоционально - эстетические чувства, замечать красоту природы;

образовательная - познакомить детей со свойствами глины (сухая - твёрдая, крошится; мокрая - мягкая, липкая, мажется)

развивающая - расширить представления детей об окружающем мире, природном окружении.

Поэтапное проведение НОД:

1 этап вступительный: рассказ воспитателя о глине, способах её добычи с использованием наглядного материала;

2 этап практический: изучение свойств глины в экспериментальной деятельности;

3 этап заключительный: подведение итога НОД.

Описание условий реализации программы НОД:

Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет.

Весь материал, предлагаемый детям, основан на научной основе (свойства глины). Материал построен логически: от простого к сложному, от известного к новому.

НОД проводится в групповой комнате. Групповая комната просторная, светлая, хорошо проветренная. Комната поделена на три части:

1 часть - расположен демонстрационный материал: картины с изображением мест добычи глины, глина (в её натуральном виде, посуда из глины, игрушки из глины.

2 часть - место для проведения физкультминутки.

3 часть – место с подготовленными атрибутами для проведения экспериментальной деятельности: миска с водой, ёмкость для замачивания глины, салфетки для вытирания рук. Подведение итога НОД.

В НОД участвуют дети средней группы в количестве 20 человек. Длительность НОД соответствует требованиям СанПина 2.4.1.3049-13 и составляет 20 минут. Физкультминутка проводится 2 раза, чтобы избежать утомляемости детей.

В процессе НОД используются различные методы и приёмы:

- наглядный: рассматривание картин, куска глины, изделий из глины;

- практический: экспериментальная деятельность;

-словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;

Предварительная работа:

1. Чтение сказки про глину «Кто самый любимый?»

2. Наблюдение на прогулке за глиной.

3. Посещение этнографического музея «Русская изба» МДОУ «Тополёк».

4. Рассматривание изделий из глины.

5. Словарная работа: закрепление в словаре детей слов: глина, крынка,

игрушка – свистулька, карьер, вязкая, липкая, бульдозер, массив.

6. За день до проведения НОД проводится мониторинг знаний детей по данной теме

После проведения НОД (через день) проводится итоговый мониторинг усвоения детьми полученных знаний, выявляется эффективность проведения данного НОД

Ожидаемый результат:

В процессе НОД дети узнают:

1. Что такое глина;

2. Узнают свойства глины;

3. Умеют различать пластилин и глину;

4. Узнают материалы из которых сделаны предметы (глина, стекло, пластмасса, дерево)

Основная часть: проведение НОД

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?

Дети: Да.

Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.

Воспитатель: Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Дети, а как вы думаете, кто помогает человеку в добыче глины?

Дети: Машины…

Воспитатель: Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.

Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.

Воспитатель: Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина.

Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.

Воспитатель: Дети, какого она цвета?

Дети: Рыжая, красная…

Воспитатель: Правильно дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.

Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.

Воспитатель: Дети, что вы видите?

Дети: Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…

Воспитатель: Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?

Дети: Яркие, цветные (называют цвета)

Воспитатель: Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.

Рассматривание куска глины.

Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте.

Какая глина?

Дети: Жёсткая, крошится, твёрдая…

Воспитатель: Она липкая, мажется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент: намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.

Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.

Воспитатель: А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.

Физкультминутка (проводится 2 раза)

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щёку - засыпают)

Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.

Дети: Всё это из глины?

Воспитатель: Да дети, глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Итог:

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?

Дети: В музее, где добывают глину, в мастерской, на природе…

Воспитатель: А что вы узнали о глине?

Дети: Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…

Воспитатель: И конечно же очень полезная человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины игрушки, а потом подарим их малышам.

Публикации по теме:

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы».Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы». Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Знакомство с глиной, что нам подарила природа»
Опубликовано: 26 января 2014 в 18:42
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Водоем своими руками дома.
Небольшой водоем на участке дома давно был моей мечтой. Весной желание видеть его у себя стало настолько сильным, что мужу и сыну было не отвертеться. На...