МААМ-картинки

Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

Синицина Наталья
Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

НЕПРИЯТИЕ.

„Не принимать кого-либо (в том числе ребёнка) - это в каком-то смысле эмоционально убивать его; это не признавать за ним права на жизнь, которое ему положено” (Федерико Арвезу).

Ошибочное воспитание в семье является одним из факторов ведущих к невротизации ребенка, и как следствие нарушению его личностного развития. Работа психолога с ребенком не принесет должных результатов без изучения и коррекции детско-родительских отношений. Маленькие дети особенно чутко реагируют на любые изменения во взаимоотношениях и воспитании, поэтому чем раньше будет проведена соответствующая работа, тем больших проблем можно будет избежать в будущем. По данным исследований А. И. Захарова, психологические нарушения у детей наблюдаются в семьях, представляющих собой иерархизированную группу с фиксированным доминированием матери. Из поколение в поколение передаются такие характеристики отношения к детям, как степень заботы (гиперопека, основанная на тревожности и страхе одиночества, аффективность (избыток родительского недовольства, раздражения или беспокойства, чрезмерное стимулирование, частые порицания.

Публикация «Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка» размещена в разделах

Наибольшие трудности возникают у психолога тогда, когда в семье наблюдается неприятие ребенка. Непринятие ребёнка родителями - это какое-то внутреннее несогласие родителей на ребёнка и его присутствие в их жизни. Это, пожалуй, самая трагичная аномалия взаимоотношений между родителями и ребенком. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционального тепла матери. Причиной неприятия могут быть инфантильность, невротичность матери, нежелание иметь ребенка. Неприятие проявляется в бесконтрольности, попустительстве, безразличии к судьбе ребенка.

Иногда мать испытывает сильные и противоречивые чувства по отношению к ребенку: злость, раздражение, обиду и вместе с тем вину, стыд, самоуничижение: «Я плохая мать, я не люблю своего ребенка». Последствия такого воспитания обязательно проявятся у ребенка в виде невротических состояний, тревожности, агрессивности, социально дезадаптации.

Ребёнок, который чувствует себя ненужным своим родителям, легко теряет радость жизни: становится обособленным, замкнутым, грустным, апатичным. Иногда он может пытаться обратить на себя внимание путём «неучтивого» поведения, надеясь таким способом добиться любви и принятия. Если их не получает - очень страдает.

Основная сложность в работе психолога заключается в том, чтобы от проблемы ребенка перейти к особенностям воспитания как основной причине неблагополучия и далее к проблеме матери.

Не любить своего ребенка противоестественно. Осознание этого факта подавляется, а корни нелюбви находятся часто в области подсознания. Выбор методов работы с такими родителями индивидуален. Подход зависит от многих причин: прародительская семья, образование, личные трагедии, личностные особенности родителей (интеллект, темперамент, характер, их возраст, состояние психофизического здоровья.

Примерная работа с родителем как с клиентом.

1. Осознание неприятия, выявление причины. (Беседа, тестирование, обсуждение результатов опросников родительских отношений, при использовании проективных техник и т. д.)

2. Анализ методов воспитания и поведения по отношению к ребенку. Здесь важно вместе с мамой выстроить связь между поведением ребенка и тактикой воспитания. В случае если неприятие как тип воспитания берет начало в прародительской семье, уместно использовать опыт оживления детских чувств матери.

3. Выстраивание динамики отношений между матерью и ребенком через совместные занятия или параллельную работу. Нужно научить маму проявлять любовь к ребенку. Акцентировать внимание на сильных сторонах характера, способностях ребенка и т. д.

4. Работа с внутренним ребенком матери. Метод требует высоких профессиональных умений психолога. В случае невозможности этого необходимо порекомендовать матери работу психотерапевта.

Шансы на успешную психологическую коррекцию родительских отношений в случае неприятия ребенка не велики, но попытки использовать их должны быть обязательно. Остается надеяться, что время, может быть научит такую маму чувствовать, любить, заботиться.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЕМ.

1 этап:

Клиент (родитель)

Изложение сути проблемы со своей точки зрения;

Консультант

эмоциональное реагирование на проблему. Активное слушание, создание безоценочной, безопасной среды. Формирование гипотезы. Работа по усилению чувств, сопереживания.

Возможные чувства клиента:

обида, злость, раздражение, растерянность, страх.

2 этап:

Клиент:

Осмысление ситуации, принятие ответственности, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя.

Консультант

Перевод проблемы с ребенка на мать; анализ чувств, мыслей, отношений. Проверка гипотезы. Моделирование ситуаций, способствующих пониманию внутренних мотивов.

Возможные чувства клиента:

Жалость к себе, вина, досада, сопереживание ребенку, стыд, опустошенность.

3 этап:

Клиент:

Нахождение выхода из проблемы, принятие решений.

Консультант

«Заземление», переход от работы с чувствами на работу по планированию действий. Усиление энергии созидания и любви.

Возможные чувства клиента

Желание действовать любовь к ребенку.

4 этап:

Клиент

Перспективы, планы на будущее.

Консультант:

Информирование, снятие эмоционального напряжения.

Возможные чувства клиента

Уверенность в поддержке и в собственных силах.

Данный алгоритм этапов работы очень помогает в психологическом консультировании родителей испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми.

Литература.

1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада. - М. : Просвещение, 1986г.

2. Швецова И. Неприятие: Школьный психолог//июнь 2000 №22.

3. Материалы сайта «Духовность».

Публикации по теме:

Направления работы педагога-психолога ДОУ на 0,5 ставки .

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка
Опубликовано: 13 июля 2013 в 00:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД