Папки-передвижки

Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать

Ольга Тусаева
Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ : КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

В последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.

Публикация «Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать» размещена в разделах

Решить вопросы всестороннего физического развития детей можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Для этого необходимо скоординировать воспитательную работу, проводимую в семье и детском саду.

Поэтому необходимо:

- совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

- внедрять новые формы и методы работы с семьёй;

- устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и в детском саду;

- усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;

- использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;

- изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;

- строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Учитывая данные параметры, был намечен следующий план работы:

1 Повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения.

2 Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы.

3 Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4 Более рационально использовать на физкультурных занятиях стандартное оборудование.

5 Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

Понимая важность физического воспитания детей и проанализировав

состояние этого вопроса в группе, была разработана специальная анкета для родителей, позволяющая определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом, создать для этого условия, выявить интересы детей.

В анкете 18 вопросов, сгруппированных в 5 баллов: 1- информация о семье; II- наличие знаний, умений и навыков у родителей; III – условия для физического воспитания детей в семье; IY – виды деятельности ребёнка дома после прихода из детского сада; Y – уровень педагогической культуры родителей.

Анкетированием было охвачено 24 родителя с разным образовательным уровнем. Более 60% родителей раньше занимались спортом, некоторые имеют спортивные разряды. Самые распространенные виды спорта: лыжи, лёгкая атлетика, волейбол, плавание, но есть среди родителей и такие, кто занимался тяжелой атлетикой, боксом, туризмом, спортивной гимнастикой. Единицы продолжают заниматься спортом в настоящее время: именно они стали нашими активными помощниками в организации дней здоровья, практикумов, конференций. Из анкет стало ясно, что всего несколько детей занимаются в секции по легкой атлетике,

спортивной гимнастике, посещают бассейн.

Более половины опрошенных родителей (54%) ответили, что большая часть семей имеет мелкий спортивный инвентарь, велосипеды, самокаты, но лишь у немногих есть детские спортивные комплексы. В большинстве случаев это объясняется жилищными условиями. Мы решили помочь родителям в решении этой проблемы, для чего и объявили смотр-конкурс на изготовление таких спортивных комплектов, которые можно было бы разместить в малогабаритных квартирах.

Ответы на вопросы о соблюдении режима дня, о проведении закаливающих мероприятий показали, что родители не уделяют должного внимания этим столь важным для воспитания ребёнка задачам. Только в 35% семей установлен режим дня, соблюдение которого ребёнком контролируется. 65% родителей знают, как проводить закаливающие мероприятия, но 30% из них этим не занимаются. Ответы на вопрос: «Что мешает вам заниматься закаливанием детей?»были такими: «Нет времени», «Нет условий», «Нет знаний».

Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни? Конструированием, лепкой, рисованием (I-е место; далее в порядке уменьшения количества положительных ответов, чтением книг, подвижными играми, просмотров телепередач и компьютерных игр, трудовой деятельностью, настольными играми, спортивными играми и упражнениями, музыкально-ритмической деятельностью.

Подвижные игры занимают третье место, спортивные игры и упражнения предпоследнее, основное же предпочтение отдаё тся малоподвижным видам занятий: конструированию, лепке, рисованию, чтению книг, игре на компьютере. Всё это свидетельствует о том, что систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической нагрузки и двигательной активности дети в семье не получают. Подтверждение мы находим и в ответах родителей на вопрос: «Какие трудности в физическом воспитании детей вы испытываете?» Вот наиболее часто встречающиеся ответы: «Не хватает времени», «Нет спортивного инвентаря», «Нет навыков в обучении детей», «Нет литературы по данному вопросу», «Нет спортзала, куда можно было бы ходить с ребёнком».

Полученная из анкет информация позволила при составлении перспективного плана конкретизировать содержание работы с семьёй и определить тематику и направленность собраний, консультаций, лекториев и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями.

В перспективном плане работы отразились различные её формы. Наряду с использованием традиционных форм работы (лекций, консультаций, собраний и т. д) для оказания помощи родителям проводятся практикум («Закаливание детского организма и профилактика нарушения осанки» – ноябрь, «Дни консультаций» («Адаптация», консультации специалистов – сентябрь, декабрь, март). Кроме того, практикуются такие нетрадиционные формы работы с семьёй, как демонстрация опыта семейного воспитания на итоговом собрании (май, проведение «Круглого стола» («Активный отдых в выходные дни») – апрель, «Семейных стартов» по разным видам спорта (сентябрь, февраль, апрель, май, июнь). Главная задача всех мероприятий – это повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях.

Составить перспективный план не столь трудно, важнее продумать, как его реализовать. В октябре в группе проводился практикум на тему:

«Нестандартное оборудование для физического воспитания детей», где конкретизировались задачи с учётом возрастных особенностей детей. На этой встрече врач рассказывал о физическом развитии детей и состоянии их здоровья, а я - о физической подготовленности на основании данных контрольно-учётных занятий. Это повысило эффективность совместного с родителями обсуждения общих для семьи и дошкольного учреждения проблем физического воспитания детей. В заключении было показано развлечение «Всей семьёй на старт», с участием родителей и с использованием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования. Это было сделано с одной целью: показать, что использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствуют повышению интереса к физкультурным занятиям. У детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартных дорожек-брусков, дорожек-лесенок, дорожек-змеек и т. д. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

На следующем родительском собрании, посвященном вопросам физического воспитания, родителям были показаны чертежи-схемы и рисунки нестандартного оборудования. Большинство родителей вначале отнеслись к этой идее без энтузиазма, и только две семьи заинтересовались нестандартным оборудованием и изготовили его по нашим чертежам для занятий дома. Результаты не замедлили сказаться: родители отмечали повышенный интерес детей к утренней гимнастике, их желание использовать это оборудование в подвижных играх не только дома, но и во дворе, вместе со сверстниками.

Мы предложили этим родителям поделиться опытом изготовления и применения нестандартного оборудования в домашних условиях. Наглядный пример убедил большинство взрослых в необходимости его использования в детском саду и дома. Родители помогли приобрести поролон, изготовили своими руками дорожку-лабиринт, маты-мишени, несколько сюжетных дорожек. С их помощью был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется: в нём появилась объёмная кукла для показа отдельных упражнений и проведения подвижных игр, дорожка-змейка, дорожка-брусок (из поролона, дорожка-следы, ребристая доска (из клеёнки).

Естественное природное окружение является хорошим подспорьем в физическом развитии ребёнка. Во время прогулок стараюсь заинтересовать

детей, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложняю упражнения по мере их усвоения, стремлюсь научить детей выполнять разные виды движений.

Зимой для развития двигательных навыков детей используются постройки : дракон - для подлезания и перелезания, лев- для лазания, лисичка с обручем и мишень на стене веранды- для метания, ледяные дорожки- для скольжения. Дети учатся таким упражнениям: осторожно пройти по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие (Игра "Следопыты"); прыгать по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами. По мере усвоения дети выполняют эти упражнения быстро и энергично.

Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличилась моторная плотность физкультурных занятий (до 80% - 90%). Возрос интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях.

Все дети в группе освоили основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей. Двадцать пять детей из двадцати восьми выполнили нормативы бега: пробежали 30 м за 8 - 8,5с. Двадцать шесть детей справились с программными требованиями по прыжкам в длину с места (80 – 90 см) и в длину с разбега (100 – 140 см).

Всё это – лишь начало большой и серьёзной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов, разработке конспектов физкультурных занятий и игр с использованием нестандартного оборудования.

Анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, стали нашими помощниками в пропаганде физического воспитания в семье, активными участниками родительской конференции,

«круглого стола», приобщения детей к спорту.

Другая группа – эта семьи, нуждающиеся в наших советах, консультациях, практических занятиях. Особое внимание уделяется молодым родителям, воспитывающим первого ребёнка. Для них организуются «День консультаций» по проблеме адаптации, практикум

«Закаливание детского организма и профилактика нарушения осанки». Все категории семей участвуют в различных этапах «Семейных стартов» и родительской конференции.

Проведение «Семейных стартов» стало у нас традицией. Родители и дети могут проявить себя в разных видах спорта, освоить различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. «Семейные старты», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счёте сплачивают семью.

Итоги работы за год подводятся на конференции для родителей. К её проведению приурочены выставки: «Блюда детского питания». «Нестандартное оборудование в работе с детьми дошкольного возраста» (изготовленное силами родителей).

До начала конференции родители имеют возможность получить в консультационных пунктах советы по закаливанию, питанию, проведению утренней гимнастики. В лечебно-оздоровительном центре «ДЕНАС» можно приобрести аппараты для профилактики здоровья, а также получить консультацию по их применению.

Конференция, посвященная проблемам физического воспитания детей, проводится в форме телевикторины «Что, где, когда?» За игровым столам сидят родители, имеющие положительный опыт семейного воспитания. Подготовлены конверты с различными по содержанию вопросами: «Каким образом вы организуете дома игры и занятия детей со спортивным инвентарём и оборудованием?», «Какие вы знаете русские народные подвижные игры?» и т. д. Ответы на некоторые вопросы предполагают и выполнение различных практических заданий: продемонстрировать игры со спортивными атрибутами, выполнить комплекс домашней утренней гимнастики и т. д.

Итоги подводит пока ещё рано. Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитана не на один год, но уже сейчас стало явным, что изменилось главное - отношение родителей к физической подготовке своих детей.

Наша ближайшая задача – охватить нетрадиционными формами работы не мене 80% семей; шире привлекать родительский комитет, без которого практически невозможно реализовать намеченные мероприятия. Хотелось бы, чтобы инициатива проведения спортивных праздников исходила от самих родителей, чтобы они стали активными участниками

Публикации по теме:

Нестандартное спортивное оборудованиеНестандартное спортивное оборудование Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения,.

Предметно-развивающая среда, нестандартное спортивное оборудование в ясельной группеПредметно-развивающая среда, нестандартное спортивное оборудование в ясельной группе Уголок для девочек Уголок для мальчиков Спортивный уголок Зеленый уголок Игровая зона Уголок творчества Книжный,сенсорный,дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать
Опубликовано: 11 января 2013 в 23:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД