Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.

Антонина Середа
Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.

Физкультурное оборудование и пособия для детей помогает решать много различных задач и в нашем дошкольном учреждении учитывает не только общепедагогические требования к отбору, но и коррекционные. Только сделав их коррекционно - направленными, мы можем полноценно решать поставленные перед нами задачи. Нестандартное физкультурное оборудование и пособия подбираются индивидуально, в зависимости от степени зрительного дефекта. Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно сосредотачивается и прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, то есть стимулирует зрение.

Спортивный зал нашего ДОУ оснащен как стандартным, так и нестандартным физкультурным оборудованием. Работа с детьми, имеющими плоскостопие и разные зрительные патологии, вызвала необходимость применения дополнительного нестандартного оборудования, которое не выпускают предприятия, но которое можно изготовить своими руками. Это различные дорожки с разными поверхностями, плоскостными фигурками из пленки и ткани разной предметной направленности, яркие разноцветные тряпичные мячи, «звуковые» предметы и тренажеры, и многое другое. Такое оборудование вызывает у детей особый интерес, повышает их двигательную активность.

Пособия и оборудование предназначено для организованной и самостоятельной деятельности детей 2-7 лет. Оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Представленное на фотографиях оборудование многофункционально в использовании, гигиенично в обработке, компактно и удобно в хранении и транспортировке, привлекательно и доступно для детей. Оно предназначено для формирования и укрепления сводов стоп, для развития основных функций стоп, обучения правильной постановке стоп при ходьбе, повышению тонуса, укреплению связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп, улучшение кровообращения стоп, улучшение координации движений.

Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.

ТРЕНАЖЕР «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ». Дорожка из ковровой или другой плотной ткани. Через каждые полметра на её поверхности укрепляют:

1. резиновые коврики с шипами;

2. “змейкой” уложенный и пришитый канат диаметром 3 см;

3. ребристые пластмассовые пуговицы;

4. деревянные гимнастические палки;

5. металлическая цепь, уложенная “змейкой” и укрепленная;

6. деревянные спилы дерева;

7. косточки от абрикоса и персика;

8. пробки от бутылок;

9. крупные бусины и др.

СТЕНОЧКА ЗДОРОВЬЯ. У стены удален плинтус и наклеена дорожка другого цвета с нарисованными следами.

Упражнения: «Мишка косолапый». Ходьба (прижавшись спиной к стене или отходя и возвращаясь) на наружном крае стопы. Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь. Локти отведены назад, прижаты к стеночке. «Белые медведи и пингвины». «Белые медведи» ходят (прижавшись спиной к стене или отходя и возвращаясь) на внешней стороне стопы, «Пингвины» передвигаются в полуприсяде, отведя руки назад к стеночке. И другие упражнения.

ТРЕНАЖЕР «ИЗВИЛИСТАЯ ЗМЕЙКА». Часть каната или веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

Упражнения: ходьба с разными положениями рук и ног.

ТРЕНАЖЕР «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». На плотную ткань в форме цветов нашиваются или наклеиваются различные мелкие детали (цветы составлены из крышечек от бутылок, спилов дерева, пуговиц).

Упражнения: ходьба босыми ногами с разными положениями рук.

МАССАЖЕР. Выполнен из колец от пробок пластиковых бутылок, вывернутых выступающими концами на внешнюю сторону и собранных на палку.

ТРЯПИЧНЫЕ МЯЧИ. Сшиты из ткани ярких контрастных цветов, внутри вставлен колокольчик для звукового ориентира.

Упражнения: Игра в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, упираются на руки. Потом они берут ногами мячи и начинают перебрасывать их, катать. Так же: катание стопой в разных направлениях, прокатывание в воротики, поднятие и удерживание стопами, подбрасывание стопами вверх и другое.

СУЛТАНЧИКИ. Сделаны из «яйца» киндер-сюрприза и нарезанных полосок из яркого полиэтилена.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе – подбрасывание вверх («салют», «цветик-семицветик» - составление цветка с резными лепестками, «плывут медузы» - раскладывание друг за другом, по 2, навстречу друг другу, раскладывание султанчиков по цвету, по количеству, по цвету и количеству и другое.

РЫБКИ, ЛИСТОЧКИ, ПОСУДА, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и др. Плоскостные фигурки вырезаны из цветного полиэтилена.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе. «Сборщики» - дети, сидя на полу с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, листья, посуду и др., и складывают в кучки. Другой ногой они повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывают предметы из одной кучки в другую. Не допускать падения предметов при переносе. «Собираем урожай». (варианты - фруктов, овощей, разбери по корзинкам). Для повышения двигательной активности, развития зрительных функций, классификации овощей и фруктов, др. Ребёнок собирает изображения фруктов (овощей, вырезанные из полиэтилена или мелкие предметы выполняет задания из разных положений (сидя, сидя на стуле, стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге). «Забавное зеркало». Выполнение упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой. Выполняется в паре, из разных исходных положений. Дети располагаются друг напротив друга. Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего (переложить определенный предмет на другое место, захватить и поместить 1(2,3,4) грушу в красную корзинку, а 1(2.3,4) огурец в желтую и другое). «Разложи правильно» (по заданному). Так же на классификацию, отсчитывание определенного количества предметов, определенного цвета, сбор в корзинки (обручи, кто быстрее (больше) и т. д.

ЗОНТИК. Сшит из яркой ткани в виде раскрытого зонтика.

Упражнения: «Скатай зонтик». Дети стоят или сидят, перед ними разноцветный «зонтик». Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, ребенок должен ухватить ими свой клин и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть «зонтика». Так следует повторять до тех пор, пока «зонтик» не исчезнет под ступнями полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно. «Сборщик». Так же: выполняя различного вида ходьбу, по сигналу становятся на свой цвет «зонтика»; идут к центру «зонтика» одним шагом, обратно – другим, и др.

КОРОБКИ. Выполнены из коробков, обклеенных яркой бумагой. Внутри коробков насыпана крупа, горох, мелкие камешки и др. для разного звучания.

Упражнения: «Музыканты». Предназначена игра для захватывания пальцами ног и упражнении в ритмическом потряхивании. «Забавное зеркало» (правила см. выше).

БАНТИКИ, КОСТОЧКИ, ГУСЕНИЦЫ, МЕЛКИЕ ПРЕДМЕТЫ и др. Бантики выполнены из ленты, гусеницы – из шнура, косточки от абрикоса и персика, мелкие предметы – ластики, пуговицы и другое.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе. Игра в шарики (ягоды, цветы, т. д.) и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику (мелкой игрушке). Ребенок опускает шарики (другие мелкие игрушки) в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики (мелкие игрушки) руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики (мелкие игрушки). «Забавное зеркало» (правила см. выше). «Собираем косточки для белочки (гусениц для птички, бантики для куклы)». Так же на классификацию, отсчитывание количества предметов, определенного цвета, сбор в корзинки (обручи, кто быстрее (больше).

ЯБЛОКИ, ПОМИДОРЫ, ВИШНЯ и др. Выполнены из зеленой и красной ткани с использованием колокольчика для звукового ориентира и для утяжеления при захвате и подъеме пальцами ног.

Упражнения: «Позвони в колокольчик». На площадке на расстоянии 5-6 м располагаются яблоки (другое) с колокольчиком или одни колокольчики. По сигналу воспитателя парами или тройками дети идут по «дорожке здоровья», позвонив в колокольчик, возвращаются обратно.

«Собери яблоки» (другие предметы) по одному или в парах, кто быстрее (больше) и др.

ЖУКИ, РЫБКИ и др. Объемные фигурки, сшитые из цветного полиэтилена, набитые ватином.

Упражнения: «Поймай жука (рыбку»). Ребёнок сидит на полу с согнутыми коленями. Согнув пальцы ног и захватив палочку, надо подтянуть её к себе, затем накрутить тесьму и снова подтянуть и так до конца (кто быстрее, чья команда быстрее, больше). «Гусеница ползет». Ребёнок сидит на полу с согнутыми коленями. Согнув пальцы ног, надо подтянуть пятку вперёд, затем пальцы снова распрямить и движение повторить (имитировать движения гусеницы). Упражнение выполняется обеими ногами одновременно (доползти до жука, рыбки, др.)

СЛЕДЫ. Выполнены из крышечек от бутылок и наклеенными по контуру следов из дерматина.

Упражнения: ходьба босыми ногами с разными положениями рук.

ЦВЕТЫ. Собираются ребенком из разных по цвету крышечек от бутылок путем захвата пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе.

Упражнения: «Собери самый красивый цветок», «Собери только красный (зеленый, желтый, др.) цветок», «Кто быстрее соберет цветок», «Разложи правильно» и др.

ТРУБКИ. Выполнены из распиленных катушек для линолеума и покрашены (обклеены) в разные цвета.

Упражнения: Игра с трубками. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они ставят ступню или обе на трубки и начинают катать их друг другу. Так же: упражнение в равновесии на трубке, катание стопой в разных направлениях, прокатывание в воротики, под натянутый канат, в обруч, поднятие и удерживание стопами с обхватом с двух сторон и другое.

МОСТИК ИЗ БРЕВЕН. Изготовление аналогично предыдущему.

Упражнения: «Перейди через ручеек по мостику», «Перейди и сосчитай, сколько бревнышек», «Перейди и скажи, какого цвета бревнышки».

БРЕВНО. Изготовлено из целой катушки для линолеума.

Упражнения: ходьба с разными положениями рук и ног.

МАЯТНИК. Выполнено из старых мячей, обклеенных полосками яркой пленки, через мяч и две пластмассовые крышечки с отверстиями протянута леска. Крепится за длинный конец на крючок в потолке так, чтобы мяч был примерно на уровне глаз ребенка. Используются 1, 2 или 3 мяча в зависимости от возраста и подготовленности. Дорожки могут быть разными: обычная (ширина 12 см., ребристая, колючая, с разными наполнителями.

Упражнения: «Маятник». Играющий должен пройти 5—7 м вперед по массажной дорожке с раскачивающимся «маятником» (1,2 или 3 шт., прослеживая взглядом движение мяча. Следить, чтобы двигались только глаза, голова оставалась неподвижной. «Ходим в шляпах» - ходьба с мешочком на голове с выполнением заданий для ног (на носках, пятках).

КОЛЮЧАЯ ДОРОЖКА. Составлена из квадратиков разного цвета.

Упражнения: «Конькобежцы на катке», «Лыжник» (на колючей дорожке). Расположив ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед, подражая движениям конькобежца, лыжника, сгибая то левую, то правую ногу, дети продвигают их попеременно вперед. «Читаем газету». Стоя на колючем коврике, руки произвольно. Пальцами обеих ног порвать газету на мелкие части, собрать в кучку стопами ног.

Публикации по теме:

Нестандартное спортивное оборудованиеНестандартное спортивное оборудование Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения,.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 23:58
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...