Нестандартные формы работы по ОБЖ в детском саду

Лилия Ушакова
Нестандартные формы работы по ОБЖ в детском саду

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Но тема безопасности жизни ребенка актуальна сейчас, как никогда. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.

Проблема заключается в том, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

В нашем ДОУ мы решаем задачи по ОБЖ, используя программу

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России.

Это программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной - главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

В эту программу включены 6 основных правил:

1. Ребёнок и другие люди.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Мы реализовываем программу во всех возрастных группах. Используем в своей работе, как традиционные методы, так и нестандартные формы работы по ОБЖ.

Мы решили подойти к проблеме творчески. Дети очень любят различные волшебные истории, через сказку до них можно донести очень многое. Нами придуманы серии сказок, о правилах соблюдения ОБЖ, вместе с ребятами, мы додумывали конец к сказкам, а затем дети рисовали иллюстрации к ним. Далее мы обыгрываем свои сказки, изготовляем настольные игры - ходилки. Во время прогулок прокладываем «безопасные маршруты». Эти методы нам очень помогают в работе.

И, конечно же, в нашем детском саду вся воспитательно-образовательная работа строится в тесном взаимодействии с родителями. Без их помощи нам никогда не добиться эффективной работы. Для них проводятся консультации, тренинги, родительские собрания, на которых так же, используются нетрадиционные методы воздействия. Вместе с родителями мы организовываем целевые прогулки и экскурсии. Составляем сценарии досугов и праздников с их активным участием. Родители не только участвуют, но и помогают в подготовке различных мероприятий.

Так, например, для проведения досуга «Мы в городе дорожных знаков» родители совместно с воспитателем изготовили светофор с переключающимися сигналами; сшили замечательные костюмы дорожным знакам, накидку для «машины».

Родители с большим удовольствием участвовали вместе с детьми в играх «Остановись на перекрестке» и др.

Совместно с родителями и детьми рекомендуется проводить:

1) тематические недели по ОБЖ «Лето без опасности!»;

2) викторины «Вопросы дядюшки постового», «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок», «Правила ОБЖ мы изучили, и жить стало веселее»;

3) КВН «Светофор в гостях у ребят», «Как избежать беды». Каждый из участников имел свою эмблему и группу поддержки. Дети и родители с удовольствием проходили все этапы соревнований. Ребята из группы поддержки помогали конкурсантам, болели за них;

4) спортивный досуг по ОБЖ с участием родителей.

Такая творческая работа педагогического коллектива и тесное взаимодействие с родителями даёт хорошие результаты: обогащаются знания детей, закрепляются умения и навыки в естественной для них игровой деятельности.

Вместе с коллегами воспитателями мы провели "Поле чудес" на тему "ОБЖ в детском саду".

К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

Поэтому, в дальнейшей своей работе мы будем продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

1. Экскурсии в пожарную часть округа;

2. Беседы с представителями ГО ЧС;

3. Участие в окружных, городских, областных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;

4. Участие в окружном и спортивном городском конкурсе «01 спешит на помощь»;

5. Участие в проведении занятий, родительских собраниях главного государственного инспектора ОАО по пожарному надзору.

Публикации по теме:

«Опасные игры». Практика-ориентирование в старшей группе ЦЕЛЬ: формирование у дошкольников особых ориентиров в сознании, которые мы условно называем «безопасность – опасность», и умения осуществлять.

КВН для педагогов ДОУ «Остров безопасности» КВН для педагогов ДОУ «Остров безопасности» Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию у дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Нестандартные формы работы по ОБЖ в детском саду
Опубликовано: 14 января 2014 в 21:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...