Лучший педагог года

Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности

Нина Ивановна Костыркина
Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Марьино»

«Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности»

Подготовила: Педагог дополнительного

образования ИЗО

Костыркина Н. И.

2014

Изобразительная деятельность для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость.

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши.

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности» размещена в разделах

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания: изодеятельность позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме, величине, материале. В процессе изодеятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Необходимо создать условия для реализации детских возможностей и способностей. Для этого надо тщательно продумывать организацию занятий.

В работе я использую такие формы организации и проведения образовательной деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, конкурсы развлечения. Самая эффективная форма проведения занятий – игра.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники при организации изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

1. Учить детей использовать разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник в изодеятельности.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

6. Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами.

7. Не ограничивать желание ребенка дополнять свою работу элементами декора и т. п.

Начинать работу надо со способов, не требующих от маленьких художников четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками, пластилином, бумагой и совместное разрабатывание способов рисования, лепки, аппликации.

Принципы моей работы начинаются :

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционной изодеятельности, рекомендуется использовать особые техники и приемы.

С детьми младшего возраста я использую технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, пластилином, бумагой.

С детьми среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки плюс акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- крупы;

- бумага разной фактуры.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- печать по трафарету;

- пластилинография;

- работа с крупами;

- природным материалом;

- бумага разной фактуры.

А сейчас хотела бы поделиться приемами, которые чаще всего использую с детьми по рисованию.

«Рисование ладошкой»

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

Дети с большим удовольствием рисуют на зеркале за столами подгруппами, за мольбертами на полу парами или по нескольку человек. Интересен прием рисования по кругу и рисования вдвоем. Очень интересный прием рисования по сырой бумаге. Данную технику используют с детьми старшего возраста.

«Рисование по кругу»

Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

«Рисование вдвоем»

Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка (например, половину вазы,а другой ребенок вторую часть рисунка (вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

«Монотипия»

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

«Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

«Клеевая техника (витражи)»

Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

«Вместо красок – пластилин»

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета.

Лепка

На лепке в работе с детьми стараюсь использовать различный материал: пластилин, глину, тесто, массу для лепки.

Аппликация

Аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и другого бросового материала. Аппликация из круп: гречка, пшено, рис, горох.

Коллаж – сочетание аппликации и рисования. Рисуя и вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Работая с детьми, использую любую возможность общения с родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки поделок из природного и бросового материала. И совместной работы детей с родителями по сезонам, к праздникам. Это очень радует детей и родителей, ребенок становится более успешнее.

Использование нетрадиционных приемов изодеятельности должны помочь обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги. Научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел и самостоятельно находить средство для воплощения.

Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать иначе они просто угаснут.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке»Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке» 13 февраля 2014 года в городе Балаково"Солнце на ладошке"Так назывался семинар-практикум для работников детских садов который проходил 13.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности
Опубликовано: 20 января 2015 в 19:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД