Папки-передвижки

Нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Татьяна Ткаченко
Нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

«Истоки способностей и дарования - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Я работаю учителем - дефектологом и считаю, что использование нетрадиционных технологий является неотъемлемой частью коррекционно -развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. К таким технологиям можно отнести и технологию повышения творческой активности с помощью развития мелкой моторики и координации движения рук.

Публикация «Нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Наиболее эффективными, на мой взгляд, в работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются нетрадиционные технологии обучения и развития.

Изучая нетрадиционные технологии, я ставила перед собой задачи:

1. Адаптировать нетрадиционные техники к условиям коррекционно —

развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в моторной, эмоционально - волевой, познавательной и речевой сферах в процессе творческой деятельности.

3. Расширить возможности в воспроизведении знакомого изображения,

отражения своего жизненного, бытового, игрового и познавательного опыта.

В своей работе я опираюсь на пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста» и программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

На занятиях мною используются такие элементы нетрадиционных технологий как : музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, пескотерапия, арт-терапия, изотерапия.

Как показывает практика, только с помощью традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной, двигательной сферах, часто лишены возможности закрепить свои переживания. У них отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем здоровые дети.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Нетрадиционные технологии представляют большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т. д. (О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, Е. А. Екжанова, Т. П. Кудрина и др.)

Наблюдения за детьми нашего отделение, я увидела, что в большинстве случаев для них характерно отсутствие интереса к творческой деятельности. Это объясняется их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Графическая деятельность особых детей носит неосмысленный и беспорядочный характер, рисунки отличаются схематичностью изображения, отсутствием целостного образа, упрощением и искажением форм, неправильной передачей пространственных отношений между элементами одного предмета, отсутствием цветовых характеристик. Техника рисования так же весьма примитивна. Дети не могут правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Попытки работать с ребенком в русле только традиционных техник приводит с одной стороны к шаблонности в исполнении, а с другой стороны - к неудаче в изображении и к потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области деятельности.

Отсутствие готовности к самостоятельной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью - та главная причина, которая побудила меня использовать на своих занятиях нетрадиционные технологии.

Такая работа играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. За счет использования различных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.

Для успешной творческой деятельности на корекционно -развивающих занятиях, я применяю необходимые условия такие как:

• создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон педагога инициируют желание передать образ, пользуясь доступными изобразительными средствами;

• гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, способствующую формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (коллаж, тычок жесткой кистью) на листах среднего размера;

• для детей со сниженным вниманием и активностью более полезны техники, требующие свободных движений и предполагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги большого размера (пальчиковое рисование).

Знакомить детей с нетрадиционными технологиями рисования я начала с рисования пальчиками («Пальчиковая живопись») — так как это самый простой способ получения изображения. Многие только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

В начале учу обмакивать в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно, что отлично развивает координацию.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на созданный образ.

В дальнейшем я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования.

В своей работе мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Учу детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

Для закрепления цвета и формы я с детьми использую «Поролоновые рисунки».

Делаю маленькие геометрические фигурки из поролона. Дети, обмакнув в краску «поролоновые кисточки», могут таким методом штампов нарисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.

Для развития эмоционального восприятия использую «волшебные рисунки». Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение.

Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику.

Рисование пеной для бритья. Это упражнение очень полезно для развития мелкой моторики рук и тактильного ощущения, потому что, рисуя на поверхности из пены можно сделать не только снежные горки, сугробы, но и рисовать картины, изучать написание букв. Мышцы кисти, таким образом, укрепляются, и тем самым подготавливают руку к письму. Данное рисование вызывает положительные эмоции у детей и доставляет им большое удовольствие.

Очень часто использую в работе "Шедевры" из ваты. Даю ребенку приклеить комочки ваты к листу бумаги - получается объемная и красивая картина. Такая работа не только развивает фантазию детей, но и вызывает у них эмоциональное удовлетворение.

Мы начали осваивать технику «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

Для развития у детей координации и ориентировки на листке бумаги я использую «Рисование кубиками льда».

Использую кубики из льда как кисти, держа их за зубочистки. Перед занятием на бумагу- наносится несколько пятен разных красок, и ребенок рисует по ним с помощью льда!

Так же в своей работе я широко использую :

- «Солёное тесто»

- «Разрисовка камней»

- «Тканевые изображения»

- «Рисование манкой»

- «Работа е природным материалом»

- «Рисование на зеркале в качестве мольберта»

Работая с особыми детьми очень важно дать возможность выполнять творческую работу как правой, так и левой рукой, этим закрепляется связь между правым и левым полушарием.

Наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т. к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, провожу консультации, на которой показываю, как рисовать нетрадиционными технологиями дома и организую выставки детских работ.

Применяя в своей работе нетрадиционные технологии, я поняла, что мой творческий подход к проведению занятий удивляет, и восхищает детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что творческая деятельность с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей

Таким образом, используя нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, можно сделать вывод: «если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать, играть и импровизировать».

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно.

Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью Таланты детей находятся на кончиках их пальцев… М. Монтессори. Одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя.

Интегрированное занятие по ФЭМП у детей с интеллектуальной недостаточностью по теме «Транспорт» Конспект интегрированного открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с детьми специальной (коррекционной).

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью «Путешествие по осеннему лесу» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Цель: Развивать умственные и практические действия детей через ручной труд. (Развивать.

Конспект родительского собрания «Нетрадиционные формы работы с детьми с нарушением зрения» Родительское собрание. Вторая группа раннего возраста. Тема: «Нетрадиционные формы работы с детьми с нарушением зрения». Цель собрания:.

Куклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи детей с интеллектуальной недостаточностьюКуклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. Ведь общение – это тот фактор, который во.

Нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесбережению Нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесбережению. Напомним, что речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического.

Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей мл. школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Автор:.

Игры с модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью Обучающие игры с дидактическими модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 19 января 2017 в 08:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД