Получи документы

Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе» (2 фото)

СУСАННА СЕРГЕЕВНА ВАНЯН
Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»

Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе

ВАНЯН СУСАННА СЕРГЕЕВНА

/СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ИМ. А. ГРИБОЕДОВА ГОРОДА СТЕПАНАКЕРТА/

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ

/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/

СТЕПАНАКЕРТ-2018

-2-

ПЛАН :

Введение

Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе.

Заключение

Использованная литература

Приложения

-3-

Публикация «Методическая разработка „Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе“» размещена в разделах

Введение

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие,неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только отличные отметки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня,проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

-4-

ТЕМА:”СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ”

Цель урока :углублять знания детей об имени существительном как части речи,формировать умение склонять имена существительные в единственном числе. Познакомить с приёмами распознавания падежей.

Задачи урока :

-обобщить понятие «склонение имён существительных»;

-формировать умение определять падеж имён существительных в тексте;

-развивать орфографическую зоркость,мышление,творческие способности;

-вызвать чувство интереса к изучаемой теме,пробудить у учащихся уважение и любовь к русскому языку;

-формировать универсальные учебные действия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель :Сегодня у нас необычный урок.

Девиз урока /Дети/ :

Ни шагу назад.

Ни шагу на месте,

А только вперёд,

И только вместе!

Один мудрец сказал:

Когда я слышу-я забываю.

Когда я вижу-я запоминаю.

Когда я делаю-я понимаю.

К чему призывают эти слова-как можно больше работать.

И мы сразу же приступаем к работе.

-5-

Ребята,тему урока вы подскажете,я думаю,сами после выполнения чистописания.

2. Чистописание. /На доске написаны первые буквы названий падежей/-

И,Р,Д,В,Т,П. /Дети собирают слово «падежи»/.

Учитель:Правильно,мы написали первые буквы названий падежей,значит,будем изучать падежи. Тема нашего урока-«Склонение существительных».Но сначала давайте отправимся в государство «Части речи»,в котором есть несколько городов. Подскажите их названия.

/Дети перечисляют части речи/.

Учитель:Сегодня отправимся в путешествие по одному из этих городов,а по какому-узнаем, выполнив следующее задание:

3. Орфографическая минутка:

На доске:г_рой,в_гон,в_кзал,адр_с,тр_мвай,г_зета,мес_ц,ж_лтый, с_нтябрь,_ктябрь,н_ябрь.

Учитель:Вставьте пропущенные буквы и найдите «лишнее» слово.

Дети:Лишнее слово-«жёлтый».Это имя прилагательное,а остальные слова-существительные.

Учитель:Значит,отправляемся в путешествие по городу «Существительное».

4. Путешествие по городу «Имя существительное».

/Вывешивается таблица/./ПРИЛОЖЕНИЕ №1,стр. 15/.

Дети дают определение имени существительного,называют его признаки-род,число, одушевлённость/неодушевлённость и другие. А ещё существительные изменяются по падежам.

Учитель:Правильно,вы уже знакомы со склонением. Давайте просклоняем слова «ученик», «звонок».

5. Работа у доски. /Вышеуказанные слова склоняют два ученика с комментированием/.

-6-

6. Новая тема.

Учитель:Какая часть изменилась?/Окончание-отвечают дети/.Значит,изменение окончаний существительных по вопросам –это изменение по падежам, или же склонение. Ребята,легко просклонять существительные по вопросам. А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении,как будете определять падеж?

На доске: Мама взяла книгу у девочки.

Мама дала книгу девочке.

Дети ответили на вопросы –чем похожи и чем отличаются эти предложения?

Учитель:Назовите существительные в первом и втором предложениях. Вчём отличие?

Дети:«Девочки»,«девочке»-одно и то же существительное,но разные окончания.

Учитель:Правильно,так как падежи разные. Как же определить падеж имён существительных?

После объяснения вводится правило:чтобыузнаь /определить/ падеж имени существительного,нужно найти главное слово/слово-командир/,задать вопрос и по вопросу,окончанию,предлогу,роли в предложении определить падеж.

7. Работа по учебнику. /Выполняется с комментированием упражнение №110 на странице 61/.Дети составляют из слов предложения,определяют падеж существительных-с комментированием.

8. Физкультминутка.

Учитель:Ребята,давайте немного отдохнём. Я буду называть существительные:если существительное мужского рода-руку поднимают мальчики,женского рода-девочки,среднего рода-хлопок. Слова:дочь,перо,ключ,плащ,луч,рожь,полночь,мелочь,молчание,

метро,стриж,не-бо,вещь,солнце.

-7-

9. Развлекательная сценка «Падежи».

Учитель/в его роли ученица/ :Тигран,выйди к доске,прочитай рассказ, который записан на доске.

Ученик:Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал,а потом дал обещание исправиться.

Учитель:Прекрасно!Подчеркни все имена существительные. Готово?Определи,в каких падежах стоят эти существительные. Понял?Начинай.

Ученик:Папа,мама-кто?что?Этородители. Значит,падеж родительный.

Ругали кого?чего?-Вову. Вова-это имя,значит,падеж именительный.

Ругали за что?-за плохое поведение. Видно,натворил что-то,значит,у «поведения» творительный падеж.

Вова молчал виновато. Значит,здесь у «Вовы» падеж винительный.

Ну,а «обещание»,конечно,в дательном падеже,раз Вова его дал.

Вот и всё!

Учитель:Да-да,разбор получился оригинальный. Неси-ка дневник,Тигран.

Интересно,какую отметку ты предложил бы поставить себе?

Ученик:Какую?Конечно, «десятку»!

Учитель:Значит,«десятку».Кстати,в каком падеже ты назвал это слово- «десятку»?

Ученик:В предложном.

Учитель:В предложном-почему же?

Ученик:Ну,я же её сам предложил.

10. Работа в парах.

-8-

Учитель:Отдохнули и за работу. На каждой парте лежит карточка,на которой написано словосочетание. Вы должны определить падеж существительных и записать рядом. Закончите-вложите в тетрадь.

Образцы карточек:

№1

Пошёл в школу /___ /

Идёт дождь /___/

Рисует карандашом /___/

Взял у девочки /___/

Подумал о маме/___/

Подошёл к доске/___ /

№2

Срывает с деревьев /___ /

Ползут по небу /___ /

Кричат журавли /___ /

Шевелится под ногами /___ /

Сидит на стуле /___ /

Вызвала к доске/___ /

11Самостоятельная работа. /По вариантам/.

Выполняются упражнения из учебника /1-ый вариант-№111,2-ой вариант-№112/.

/Сбор тетрадей для проверки /.

12. Проблемные ситуации.

-А что будет,если исчезнут падежи?

-9-

На доске:Мама ест каша. Папа читает газета. /Работают два ученика/.

Вывод:дети исправляют окончания имён существительных и делают вывод-речь была бы непонятной,неграмотной.

-Откуда появились слова «падеж», «склонение»?/Ответ дети готовили по Интернету/.

Ответы детей:

1. Слово «падеж» в переводе с греческого означает «падать»-падать вниз перед главным словом;

2. Греческие учёные заметили,что имя существительное имеет прямую /основную/ форму-именительный падеж-и косвенную,тоесть,какбы,отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин «склонение»-изменение по падежам.

-Количество падежей в других языках.

Ответы:

1. В армянском языке 7 падежей,в финляндском-15 падежей,в венгерском языке-25,в китайском нет падежей. А в табасаранском/одном из 14-ти государственных языков Дагестана,Россия/-48 падежей;этот язык,как самый трудный,внесён в книгу рекордов Гиннесса.

Учитель:Кто хорошо понял новую тему и сможет вставить слова в нужном падеже в текст на доске?

Текст:

Лиса-хитрый зверь.

У /кого?/ ___ пушистый хвост?

/Кому?/ ___ тепло зимой?

Охотник выследил /кого?/.

Заяц не любит встречаться с /кем?/___?

/О ком?/ народ сложил сказки?

-10-

/Ученик самостоятельно выполняет задание и отвечает на дополнительные вопросы учителя/.

13. Обобщение.

Учитель:Давайте проверим сами себя-как усвоили новую тему. Соберём таблицу падежей.

Дети читают стихи про падежи,одновременно заполняя правильными карточками таблицу на плакате. /ПРИЛОЖЕНИЕ №2,стр. 16/

1-ый ученик:

Есть шесть братьев- падежей.

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

2-ой ученик:

Именительный падеж-

Самый главный он из всех!

На вопросы кто?что? отвечает,

Подлежащим в предложении бывает.

3-ий ученик:

А теперь падеж родительный,

Он не менее значительный.

Нет кого?чего?-волнуется

И с предлогом в рифму согласуется/около,с,для,без,от,из,до,у,вокруг,кроме,после/.

4-ый ученик:

Дательный падеж-добряк,

-11-

Всё стремится делать так:

Дать кому?чему?Быстрей-

По,к/а/-предлогов нет дружней.

5-ый ученик:

Винительный падеж всегда любуется,

Вижучто?кого?-волнуется,

Через,в и на,за,про-с предлогом согласуется легко.

6-ой ученик:

Творительный падеж вещает,

Гордиться кем? И чем? Решает,

Предлоги между,с и над,за,под-

Со словами дружбу бережёт.

7-ой ученик:

Предложный вам сулит успех,

О ком? о чём?-он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает:

При,в,об,о,на –он громко восклицает.

14. Рефлексия.

У детей карточки трё х цветов:зелёного цвета-всё понял,жёлтого-кое-что неясно,красного-надо ещё потрудиться.

Дети поднимают карточки после слов учителя.

Учитель:Урокполезен,всё понятно /зелёная карточка/.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно /жёлтая карточка/.

-12-

Ещё придётся потрудиться. Да,трудно всё-таки учиться /красная карточка/.

15. Выставление оценок детям.

16. Дача домашнего задания-повторить правила.

-13-

Заключение

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Нетрадиционные, нестандартные уроки отвечают стремлению учителя развивать творческое мышление школьников через интерес к познавательному общению, к уроку, к школе. Проведение таких уроков является проявлением творчества самого учителя, который стремится выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

По нашему мнению,проведённый нетрадиционный урок русского языка в четвёртом классе,однозначно,был полезным и результативным по всем параметрам.

-14-

Использованная литература:

1. Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников. -«Начальная школа»,1994 год,№11.

2. Крылова О. Н. Разработки по русскому языку. Москва,2008.

3. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Москва,2012.

4. Рогановский Н. Дифференцированное обучение /в школе/-как его осуществить?-«Народное образование»,1991 год,№3.

5. Яковлева Е. В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. -«Начальная школа»,2004 год,№5.

6. Интернет.

-15-

ПРИЛОЖЕНИЕ №1/к стр. 5/

ТАБЛИЦА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

-16-

ПРИЛОЖЕНИЕ №2/к стр. 10/

ТАБЛИЦА «ПАДЕЖИ»

-17-

ОГЛАВЛЕНИЕ

План с. 2

Введение с. 3

Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе. сс. 4-12

Заключение с. 13

Использованная литература с. 14

Приложения сс. 15-16

Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Фото «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Публикации по теме:

Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения»Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

Конспект занятия и презентация урока русского языка в 4 классе «Время глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Время глагола Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 18:35
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД