МААМ-картинки

Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины

Наталья Захаркина
Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины

По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Публикация «Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины» размещена в разделах

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся выявить причины этих трудностей.

1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.

Причины :

-Недоразвитие фонематического восприятия.

-Слабая концентрация внимания.

2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений

Причины :

-Недостаточность звукобуквенного анализа

-Неустойчивость внимания

-Сниженная работоспособность (астеническое состояние)

3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов

Причины :

-Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока

4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных

Причины :

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

-Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова

5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв

Причины :

-Недостаточность зрительного анализа

6. Недоговаривание, добавление звуков

Причины :

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

7. Лишняя вставка букв, удваивание букв

Причины :

-Несформированность звукобуквенного анализа

-Невнимательность

8. При списывании - пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах

Причины :

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточность звукобуквенного анализа

9. Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами

Причины :

- Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов

-Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза

-Пространственные отношения не абстрагируются от предметов

10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Причины :

-Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов

11. Побуквенное чтение

Причины :

-Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов

12. Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Замена букв по пространственному сходству

Причины :

- Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточное развитие пространственных представлений

-Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы

13. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.

Причины :

-Не усвоено понятие «рабочая строка»

-Нарушена тонкая моторика.

-Не сформированы зрительно-двигательные координации

-Недостаточное развитие пространственных представлений

14. При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Причины :

- Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

-Недостаточно развиты пространственные представления

-Неустойчивость внимания

15. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Причины :

- Недоразвитие мелкой моторики

-Нарушение зрительно-моторной координации

-Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.

-Неправильный выбор образца при написании буквы

16. Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш

Причины :

-Недоразвитие мелкой моторики

-Несформированность определенных личностных качеств

17. Очень медленный темп письма

Причины :

-Недостаточное развитие мелкой моторики

-Трудности в произвольном управлении движениями

-Инертность нервных процессов

18. Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Причины :

-Недостатки зрительно-моторной координации

-Недостаточность зрительного анализа

-Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

19. Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Причины :

- Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение

-Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы

20. Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Причины :

-Недоразвитие пространственных представлений

21. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво

Причины :

-Недостатки в развитии кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

-Слабая концентрация внимания

22. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда

Причины :

-Недостаточное развитие кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

23. Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)

Причины :

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв

24. Тремор (дрожание руки) при письме

Причины :

-Трудности в произвольном управлении мелкой моторикой

-Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

25. Потеря строки при чтении

Причины :

-Неустойчивость произвольного внимания

26. Возрастание ошибок к концу работы

Причины :

-Постепенная утрата контроля.

-Недостаточность саморегуляции

-Нарушение функции внимания.

-Астеническое состояние.

27. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему

Причины :

-Не усвоены соответствующие правила

-Трудности в применении правила

28. Затруднения в употреблении заглавной буквы

Причины :

-Не усвоено правило.

-Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.

-Широкая иррадиация нервного возбуждения.

29. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений

Причины :

-Неспособность вычленять предложение из текста.

-Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

30. Ограниченный словарный запас

Причины :

-Недостаточное развитие процессов памяти.

-Слабая познавательная активность.

Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.

А без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.

Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Если причины неуспеваемости вовремя не выявить, дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для младших школьников «Ярмарка ремёсел» Цели: формирование эмоционально – ценностного отношения к традициям семьи, как части культурного наследия родного края; воспитание нравственных.

«Мир сказок» сценарий конкурса для младших школьников. Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тисульского района «Мир сказок» сценарий конкурса.

Психологические особенности задержки психического развития младших школьников «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников» Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Конспект занятия для младших школьников «Живые витамины» Тема: «Живые витамины» Программное содержание: Продолжаем знакомство с понятием «витамины» и с витаминами А, В, С, Д, Е. Формировать у детей.

Реализация интегрированного подхода в проектной деятельности младших школьников Реализация интегрированного подхода в проектной деятельности младших школьников Цель : определить психолого-педагогические условия реализации.

Сценарий игры для младших школьников «Осенний переполох» Сценарий праздника «Осенний переполох». ИГРА «НЕОБЫЧНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» ИГРА «МОЛЕКУЛА» на командообразование (если достаточно места в зале).

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Театрализованный квест для младших школьников «В поисках сокровищ» Участники: 3 пирата, 4 команды детей, помощники пиратов (5 чел.) Локации: 7 игровых пунктов Звучит музыка из х\ф «Пираты Карибского моря».

Тренинг для младших школьников «Спешите делать добро!» Автор-составитель Педагог МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринск Смыкова Марина Вячеславовна Тренинг для младших школьников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины
Опубликовано: 14 апреля 2017 в 22:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД