Лучший педагог года

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Наталья Степанюк
Николай Андреевич Римский-Корсаков

Тема: Николай Андреевич Римский-Корсаков

Цель: познакомить с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся о композиторе;

- формировать интерес к музыке;

Развивающие:

-развивать внимание, память, познавательный интерес;

- развивать музыкальное восприятие;

- Развивать эмоциональную отзывчивость — умения переживать музыкальное

произведение в связи с его образным содержанием;

Публикация «Николай Андреевич Римский-Корсаков» размещена в разделах

- активизировать учащихся к познавательной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

Тип занятия: получение новых знаний

Вид занятия: беседа

Форма занятия: групповая

Оборудование: ноотбук, проектор, презентация, нотки.

ПЛАН занятия:

I. Организационный момент:

Приветствие.

Психологический настрой.

II. Вводная часть:

Обозначение учащимися темы занятия.

III. Основная часть:

Беседа. Просмотр презентации, прослушивание музыкальных записей.

IV. Итог занятия.

Рефлексия (нотки).

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент:

Приветствие.

Прослушивание музыкальной записи.

Кто сможет сказать о чём мы поговорим сегодня?

Правильно о музыке.

II. Вводная часть:

Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора, педагога, дирижёра, музыкального критика и морского офицера Н. А. Римского-Корсакова.

III. Основная часть:

Николай Андреевич родился 18 марта 1844 года в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии.

Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков— служил некоторое время новгородским вице-губернатором;

Мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная.

Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования.

Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано его начали обучать дома — в 6 лет. Ему нравилась церковная музыка; также — русские народные песни и музыка из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 11 лет он начал сочинять музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус.

В 1858 году страсть к музыке развилась: появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта, Мендельсона, Михаила Глинки. «Я был 14-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё», как вспоминал он позднее.

И с осени 1859 года, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

Морской корпус был окончен с отличием весной 1862 года.

Когда в 1861 году Ф. А. Канилле познакомил Николая Римского-Корсакова с Балакиревым он сразу стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах. В начале 1862 года была написана первая часть Первой симфонии.

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии (конец 1862 года, после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за сочинительство.

Музыкальная опера «Садко» (1869) стала этапным произведением Римского-Корсакова.

Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»).

В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях.

ОПЕРА «САДКО» (запись).

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова :

он был профессором Санкт-Петербургской консерватории,

инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884,

директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881,

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

дирижёром симфонических концертов (с 1874, а позже и оперных спектаклей,

помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894).

В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве.

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаё т свои известнейшие симфонические сочинения: сюиту «Шахерезада».

Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность:

• Кощей Бессмертный

• Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

• Золотой петушок

• Ночь перед Рождеством

• Садко

• Моцарт и Сальери

• Царская невеста

• Псковитянка

• Майская ночь

• Снегурочка ОПЕРА «Снегурочка» (запись).

• Сказка о царе Салтане

Умер в усадьбе Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния).

Похоронены вместе с женой.

Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) – пианистка, композитор, музыковед.

Они воспитали 5 детей (2 детей умерли не дожив до 5 лет).

Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод.

Софья Николаевна (1875—1943) — певица.

Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии.

Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.

Надежда Николаевна (1884—1971).

Мария Николаевна (1888—1893).

Святослав Николаевич (1889—1890).

После себя он оставил богатое наследие:

• сборники обработок народных песен (40 и 100 песен)

Книги

• Летопись моей музыкальной жизни

• Практический учебник гармонии

• Основы оркестровки

Ему установлены памятники, созданы музеи.

В его честь названы улицы, его имя присвоено музыкальным учреждениям.

Выпущены почтовые марки.

IV. Итог занятия.

Рефлексия (нотки). На доске располагаются нотки. Дети выбирают нотку и отвечают на вопросы, которые написаны на нотках.

Год рождения Римского-Корсакова?

Место рождения?

Со скольки лет занимается музыкой?

Со скольки лет сочиняет музыку?

Первый пианист у которого юноша брал уроки?

Назвать оперы композитора.

Кто повлиял на творчество юноши?

Что напоминает о творчестве Римского-Корсикова?

Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.

Г. Гауптман

Публикации по теме:

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Современная музыка» Программное содержание: Воспитывать любовь к музыке, интерес к современной симфонической музыке. Учить откликаться на красоту произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Опубликовано: 28 января 2015 в 14:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД