Лучший педагог года

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы»

Марина Лобастова
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы»

Задачи:

Образовательные:

-формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи;

-закреплять в речи детей обобщающие понятия : «зимующие птицы», «перелётные птицы»;

-продолжать обогащать словарь.

Коррекционные:

-учить образовывать сложные и притяжательные прилагательные;

-употреблять слова-антонимы;

-выделять из предложений слова-действия;

-определять количество предложений, опираясь в данном случае на количество картинок;

-развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Птицы“» размещена в разделах

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Оборудование: презентация, мяч.

Ход НОД

1. Организационный момент.

-Послушайте предложения из рассказа В. Бианки «Все самые».

(слайд 1)

Самый лучший певец – соловей.

Самый лучший пловец – лебедь.

Самый лучший строитель – ласточка.

Самый лучший летун – стриж.

Самые дружные – скворцы.

Тронь одного – все за него горой!

-Сегодня мы продолжим говорить о … (птицах).

2. Основная часть.

Дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».

(слайд 2)

Большая, проворная, серая, голодная … (ворона).

Маленький, шустрый, пёстрый, голодный, пугливый … (воробей).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

(слайд 3)

У синицы хвост короткий, а у сороки - … (длинный).

Голубь тяжёлый, а воробей - … (лёгкий).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

«Образуй».

(слайд 4)

-Птицы отличаются по окраске пёрышек или по оперению. Если у снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (Красногрудый.) А у какой птицы жёлтая грудка? (У синицы.) Как про нее можно сказать? (Желтогрудая.) У кого белые бока? (У сороки.) Какая сорока? (Белобокая.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Логопедическая гимнастика «Птицы ходят по снегу».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, потом на нижнюю. Удерживать в каждой позиции 3-5 с. Упражнение отрабатывает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки – уздечки.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Дыхательное упражнение «Снегирёк».

(слайд 5)

-Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему? (Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег. Это слова-родственники.)

-Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

Сел на ветку снегирёк –

Дети взмахивают кистьями рук.

Ф-ф, ф-ф.

Коротко, активно выдыхают.

Брызнул дождик – он промок.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Ф-ф, ф-ф.

Коротко, мягко выдыхают.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

Качают поднятыми руками над головой.

Ф-ф-ф…

Продолжительно выдыхают.

Немецкая детская песенка.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Угадай птицу».

-В народе говорят: «Осенняя пора – птица со двора». Я прочту вам стихотворение. Если назову птицу, надо хлопнуть в ладоши, а если не птицу – топнуть ногой.

Улетели птицы : мухи и стрижи, овсянки и дрозды.

Лисы, соловьи, щуки, макароны, ласточки и сойки.

Грачи и балалайки, лебеди, моржи, трясогузки и чижи.

Иволги, кукушки, гуси и ватрушки, пирожки, коровы.

Улетели под конец утка, аист и скворец.

-Назовите птиц из прочитанного мной стихотворения. (Дети выполняют.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Беседа о перелётных птицах.

-(слайд 6) Как называются эти птицы? (Эти птицы называются перелётными.)

-(слайд 7) Почему они так называются? (Они называются перелётными, потому что каждую осень улетают в тёплые края.)

-Почему весной птицы могут вернуться в родные места? (Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Какая стая?».

-Птицы перелетают в тёплые края разными способами.

(слайд 8)

-Утки, гуси, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы, соловьи – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке.

(игра с мячом)

-Назовите стаю. Вереница лебедей – … лебединая, клин журавлей – … журавлиный, стая грачей – … грачиная, стая соловьёв – … соловьиная.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Работа с повествовательным рассказом «Дрозд».

-Послушайте рассказ «Дрозд».

(слайд 9)

«Кот Васька увидел на дереве гнездо дрозда. Он быстро полез в гнездо. НО дрозд заметил злодея и клюнул его в лоб. Васька фыркнул и спрыгнул на землю».

Далее разбираем незнакомые слова: дрозд, фыркнул, злодей.

(слайд 10 - пустой)

Логопед. Вспомните 1 картинку и назовите только слово-действие. (Увидел.) Вспомните 2 картинку и назовите только слово-действие. (Полез.) Вспомните 3 картинку и назовите 2 слова-действия. (Заметил и клюнул.) Вспомните 4 картинку и назовите 2 слова-действия. (Фыркнул и спрыгнул.)

Потом дети ещё раз называют все слова-действия по порядку: увидел, полез, заметил, клюнул, фыркнул, спрыгнул.

Логопед. Сколько предложений в нашем рассказе? (Могут ответить либо 4 либо 6, опираясь в 1 случае на картинки, во 2-на количество слов-действий. Пусть объяснят.) В каких предложениях по 1 слову-действию? (В 1 и 2.) В каких предложениях по 2 слова-действия? (В 3 и 4.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Стихотворение с движениями

Дружок ты, мой дрозд.

Дети машут сложенными ладошками, как крыльями.

В крапинку хвост,

Прячут руки за спину.

Носик – остренький,

Показывают пальцем на нос.

Бочок – пестренький,

Гладят руками бока.

Перья - тонкие,

Поднимают указательные пальцы.

Песни – звонкие.

Отводят руки назад и вытягивают шею.

Весной распеваются,

Поднимают руки.

Зимой забываются.

Опускают их.

Молдавская детская песенка.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Пересказ рассказа «Дрозд».

-Что слышали, то и говорите (т. е. ничего не прибавляется и не уменьшается, т. к. это пересказ, а не сочинение).

Коррекция текста в момент пересказа.

Например.

1. «Кот Васька увидел гнездо».

Логопед. Может быть такое предложение? А чего мы не узнали: чьё гнездо? Где было гнездо?

2. «Кот Васька полез на дерево».

Логопед. Чего мы не узнали? Зачем? (Чтобы съесть птенцов.) А разве это было в рассказе? Куда он полез конкретно? (В гнездо.) Как он полез? (Быстро.)

3. Заключительная часть.

Игра «Что лишнее?» (слайд 11)

-Какая картинка лишняя? Почему? (Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные зимующие.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Логопед. Вот и закончилось занятие. Мне было приятно с вами заниматься. Что вам понравилось на занятии? … Что было трудно? … (Спросить всех детей.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_m6kb5.pptx | 5084,04 Кб
 
Публикации по теме:

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Грибы» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающее понятие.

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Ягоды» Задачи: Образовательные: - формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; - закреплять в речи детей обобщающее.

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Птицы» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающие понятия.

НОД занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Зима» Задачи: Образовательные: -систематизировать знания о зиме и зимних явлениях; -обогащать и активизировать словарный запас по теме; -учить.

НОД №2 для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Тема «Зима» Задачи: Образовательные: -совершенствовать навык рассказывания по теме; -формировать практические умения и навыки грамматически правильной.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Деревья» Задачи: Образовательные: -учить пересказывать описательный рассказ по теме «деревья». Коррекционные: -расширять словарь словами, обозначающими.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Ягоды» Задачи: Образовательные: - закрепление наработанного материала по теме «ягоды». Коррекционные: - развитие связной речи; - координация речи.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Одежда» Задачи: Образовательные: -обучать детей составлению описательного рассказа об одежде. Развивающие: -расширять и активизировать словарь детей.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Головные уборы» Задачи: Образовательные: -закреплять в речи детей обобщающее понятие «головные уборы»; -обучать составлению описательного рассказа о головном.

Праздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речиПраздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Праздник был показан родителям в конце коррекционного периода на заседании Педагогической гостиной Цель: показать знания детей в конце.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы»
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 21:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД