Получи документы

НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)

Татьяна Павлова
НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)

НОД для детей старшей группы

«Огненный конь»

(ФЦКМ, изобразительная деятельность – рисование)

(по мотивам мезенской росписи)

Составила: Павлова Т. А.

Задачи:

1. Продолжать знакомить воспитанников с историей происхождения мезенской росписи.

2. Закреплять знания детей о разнообразии изделий, созданных руками народных умельцев с предметами быта, утвари; о названии элементов («героев») мезенской росписи.

3. Вызвать желание помочь Людмиле Петровне в ее беде.

Публикация «НОД для детей старшей группы „Огненный конь“ (по мотивам мезенской росписи)» размещена в разделах

4. Учить рисовать, используя изобразительные средства (кисть, перо) новый элемент мезенской росписи «Огненного коня» для лопасти прялки.

5. Воспитывать интерес к народному искусству.

Ход НОД:

1 часть (дети стоят полукругом возле карты РК)

В: Мы сегодня с вами «окунемся» в прошлое нашей истории и познакомимся еще с одним предметом быта удорских коми и «гостем» (элементом) украшавшим этот предмет.

В: Ну, что «окунемся» (дети с воспитателем имитируют движения «окунания» в реку).

Рассказывают дети:

1 ребенок: На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная Мезень (показывает на карте).

2 ребенок: На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Именно здесь возникла мезенская роспись. Сурова и трудна жизнь обитателей леса.

3 ребенок: Приливы океана гонят в реку мощные потоки воды, она часто выходит из берегов, грозя затопить деревни.

4 ребенок: Вокруг села дикие леса. От голодных хищников тоже нужно охранять и себя и домашний скот.

5 ребенок: Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много ценных пушистых зверей, дикой птицы.

6 ребенок: В реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Потому – то все жители деревни – охотники и рыболовы.

В: Летом жители деревни охотятся, а живописным мастерством занимаются долгими северными зимами. Деревянные предметы утвари и быта каждый делал сам, сам и расписывал.

В: Какие предметы быта, утвари изготавливали палащельцы? (мебель, прялки, швейки, трепала, боченки, сундуки, короба, доски для разделки и выпечки, туеса, приклады ружей).

В: Какими элементами, линиями украшали палащельцы свои деревянные предметы? (дети называют и показывают «героев» (элементы) на предметах быта и утвари изображенных на листе бумаги прикрепленных к мольберту).

В: Всю красоты своей природы и занятия рыболовством и охотой передавали в незатейливых элементах огня, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка, которые переплетены в орнамент мезенской росписи – это как древнее письмо, которое рассказывает нам с вами о традиции палащельцев. И эти предметы притягивают нас с вами не только потому что они сделаны вручную, но и потому что мастер вкладывал в них свою душу.

Украшенные росписью деревянные предметы большими возами везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

(воспитатель одевает фуражку с цветком и изображает торговца с ярмарки)

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

(снимает фуражку)

2 часть (воспитатель приглашает детей присесть на стулья, стоящие полукругом, входит под коми народную музыку Людмила Петровна в руках прялка спрятанная под покрывалом)

В: Видзяоланыд (здравствуйте).

Гостья: Видзяоланыд челядь (здравствуйте ребята). Мено шуоны Людмила Петровна (меня зовут Л. П.).

В: Присаживайтесь, пожалуйста. Что же это у вас под покрывалом?

Л. П. : Этот предмет быта купил мой дедушка на ярмарке для моей бабушки, а от бабушки он перешел моей маме, а от мамы – ко мне. А что это отгадайте, послушав загадку:

По локоть - мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)

По локоть - голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)

По локоть - под сиденье ушло (скамейка).

(если дети не угадывают, Л. П. своими словами описывает предмет, наводя на его отгадку)

(прялка)

Л. П. достает из - под покрывала прялку, готовит к работе, прядет и поет:

Подарил мне батюшка чудо – веретенышко, серебряное донышко.

Нитка белая бежит, веретенышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко, я – то день – деньской кручу,

Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

В. обращается к Л. П. : Прялка была верной спутницей своей хозяйки на протяжении всей ее жизни. Разрешите Л. П. мы поближе рассмотрим с ребятами расписную прялку удорских коми – «пиня козоль» (снимает кудель с прялки).

В: Эта часть прялки называется лопасть. Лопасть украшена наверху главками на тонких шейках, которые называются барабанами. Верхушка прялки напоминает своим контуром церкви Севера. Эта часть прялки называется стояк, а эта – донце. Красивая прялка была гордостью своей хозяйки.

В: Подойдите поближе к прялке и рассмотрите какие виды линий вы видите, элементы мезенской росписи (дети рассматривают, называют).

В: На первый взгляд трудно понять, что же хотел изобразить художник. Здесь множество черточек, завитков и различных линий. Только приглядевшись внимательно к рисунку… различаем фигурку какого – то животного. У него прямоугольное туловище и паучьи, волнисто изогнутые ноги. Ошибиться нельзя – это конь, еще один «герой» мезенской росписи. Стройный, сильный, круто изогнув шею, он мчится галопом.

Физминутка

Родтим, гонитим! 2 раза

Тшынмуним, да бусмуним!

Гажа шор доро воим

Тпру!

(дети садятся на места)

В: Л. П., что – то вы совсем пригорюнились?

Л. П. : Да как не печалиться ребята… будет очень обидно и досадно, что через какое – то время мы совсем не увидим изображения огненного коня на лопасти прялки, а это значит, что вы ребята уже не сможете рассказать о нем своим детям … как я вам. Что делать? (выслушиваем предложения детей)

В: Л. П. не печальтесь, мы нарисуем для лопасти вашей прялки огненного коня. Ребята, хотите научиться рисовать огненного коня? Для этого нужно хоть ненадолго стать палащельцами – искусными мастерами - живописцами. Вы знаете, что искусных дел мастера для того, чтобы рисовать от души и сердца одевали на голову: женщины – платки, мужчины – шляпы. Что я вам и предлагаю сделать (дети надевают головные уборы).

(дети садятся за столы, в-ль показывает приемы изображения огненного коня)

1. На середине листа рисуем туловище в виде ромба.

2. Не отрывая кисть от бумаги рисуем мордочку и шею.

3. Контур лошади заливаем красным цветом.

4. «Оживку» наносим пером (вспоминаем правила рисования пером) :

-рисуем загривок (при рисовании линии сверху - вниз рука должна располагаться сбоку от линии);

-прорисовываем линию спины (рука – внизу линии); гриву («перьями», хвост («волнистыми линиями», ноги («изогнуто – волнистые линии); сбрую.

В: Искусных дел мастера встаньте возле стульчиков, прорисуйте огненного коня пальцем в воздухе (воспитатель комментирует, дети прорисовывают).

Пальчиковая гимнастика «Пес чипас»

(растирание пальцев на каждую строчку считалки)

Отик – мотик, Квайт – майт,

Кык – мык, Кокъямыс – мокъямыс,

Куим – муим, Окмыс – мокмыс,

Нель – моль, Дас – пас,

Вит – мит, Пес чипас!

В: Уважаемые живописцы присаживайтесь за стол и начинайте творить. Ваших огненных коней с нетерпением ждет Л. П. (звучит приятная мелодия коми песен).

(рисунки детей вывешиваются на мольберт, по предложенной воспитателем схеме находят лучший и дарят Л. П.)

В: Л. П. примите, пожалуйста, от наших живописцев вот этого огненного коня. Примеряет изображение коня и крепит на лопасть прялки.

Л. П. : Спасибо вам мастера! Теперь я точно знаю, что мой огненный конь не исчезнет с лопасти моей прялки и будет радовать нас всех еще долго (прощается и уходит).

Наглядный материал

Предметы быта, утвари

Схема анализа детских работ:

- правильно ли использованы изобразительные материалы (кисточкой наносим элементы красным цветом, дополняем все «оживкой» черным цветом, используя перо);

- кончиком ли кисточки нанесены все элементы;

- все ли необходимые элементы прорисованы;

- прямые, непрерывные ли горизонтальные, вертикальные линии.

Детские рисунки

«Огненный конь» для лопасти прялки»

Фотоматериал с НОД

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки)Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки) Воспитанники нашей группы с удовольствием изучают новые техники и виды росписи. Ребята уже познакомились с Хохломской росписью- сказочной,.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшей группы «Огненный конь» (по мотивам мезенской росписи)
Опубликовано: 17 января 2015 в 08:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД