НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы

Людмила Гуськова
НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа;

Воспитывать интерес к русским народным песням, танцам, играм,

родному языку;

Прививать любовь к родной стороне и родному дому, уважение к

труду и старшим;

Совершенствовать исполнительское мастерство.

Родное слово, соединённое с музыкой,- вот самый прекрасный материал для педагогического воздействия и эстетического воспитания. В народной песне мы находим яркие поэтические образы, запоминающиеся мелодии, элементы игры, движения, театрализации. Знакомя детей с лучшими образцами песенного фольклора, мы приобщаем их к русским традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, истории своей Родины, воспитываем любовь к родному дому, родному краю.

Ход:

Зал оформлен в русском стиле «горница»: печь, стол, на нём - самовар, чугунки, плошки, деревянные лавки, сундук с вышиванием, клубки ниток, прялка.

Входит Хозяюшка, на плече коромысло с вёдрами, из которых она заливает воду в самовар. Девочка убирает комнату, мальчик гладит кота.

Хозяюшка: Ой, сколько забот у хозяюшки!

Она и прибирает, она и угощает.

Одна за всё отвечает!

Ведь домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – обо всём тужить!

Девочка: Дом вести – не лапти плести.

Домом жить – в счастье быть!

Хозяюшка: Ну вот, с делами управились, пирогов напекли, самовар поставили, а теперь пора за рукоделие приниматься.

Садится за прялку, прядёт и напевает песню «Пряха». Слышатся голоса девочек.

Девочка: (выглядывает в окно) У наших у ворот собирается народ.

Девочка-гостья: Дома ли хозяюшки?

Хозяюшка: Дома, дома!

Гости: Можно ли в вашу светлицу войти?

Хозяюшка: Проходите, проходите, гости дорогие!

Гости: Здравствуйте, доброго здоровьица!

Хозяюшка: День добрый!

Девочка: Проходите, милости просим!

Хозяюшка: Проходите - от порога не засечена дорога.

Гости вытирают ноги, входят.

Гости: Наша – то хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду!

Мы хозяюшку нашу будем величать,

Да песней весёлой потешать!

Исполняют песню «Было у матушки много детей»

Обыгрывают с дудочкой.

Хозяюшка: Усаживайтесь, гости дорогие.

Гости: Чем же вы, хозяюшка, занимаетесь?

Хозяюшка: Пряжу пряду да песни пою.

Гости: А для нас работа найдётся?

Хозяюшка: Найдётся! Вот вам, девицы-красавицы, будущие хозяюшки, рукоделие. Принимайтесь за работу.

Девочка: Долог день до вечера, коли делать нечего!

Гостья: 1 У неряхи да непряхи – нет и путной рубахи!

2 Вот и будем время коротать за любимым рукоделием.

Исполняют песню «Прялица»

Раздаётся стук, девочки: «Ой»! Под русскую народную мелодию входят мальчики с ложками за поясом. Девочки прихорашиваются.

Хозяюшка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали!

Мальчики: Добрым хозяевам

Доброго здоровьица.

Мы ребята раскрасавцы

Любим петь и танцевать!

Где здесь горница-светлица?

Где нам девочек сыскать?

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие. У нас для каждого найдётся и доброе словечко, и тёплое местечко.

Мальчики: Достают из-за пояса ложки, показывают.

Хочешь- щи хлебай,

Хочешь – на ложках играй.

Разрешите поиграть,

Всех девчат позабавлять!

Мальчики играют на ложках под русскую народную музыку.

Мальчики: Где потеплее, там и веселее.

Присаживаются на лавку, закинув ногу на ногу,

говорят по очереди нелепицы:

На заборе чепуха парила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

А у нас во дворе поросёнок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился.

На берёзе, на снегу укусил комар блоху,

Сидит заяц на берёзе, умирает со смеху.

А у нас в Балашове грибы с глазами

Их едят, а они глядят.

А вы, девчата, частушки знаете?

Девочки: Знаем!

Мальчики: А дроби бить умеете?

Девочки: Конечно!

Мальчики: Ну-ка, запевайте да дроби выбивайте!

Мальчик с гармонью садится посередине лавки.

Частушки

Девочки: Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я весёлы посиделочки

Без памяти люблю!

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Мальчики: У тальянки звонки планки,

Тонки-звонки голоса-

Чтобы слышали девчонки

Через тёмные леса!

Ты играй, играй, гармонь,

Да с переборчиками!

Ты пляши, пляши, подружка,

С разговорчиками.

Девочки: Ну и поплясала я,

Ну и отчебучила!

Хоть сама я не устала,

Игрока замучила.

Не хотела я плясать, да,

Стояла стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоём

Кружимся с Иванушкой!

Мальчик: Пой, гармошка, разливайся,

Планочки блестящие!

Гармонисты для веселья

Парни подходящие!

Девочки: У подружки три Ванюшки,

У меня не одного.

Поклонюсь подружке в ножки:

«Дай Ванюшку одного!»

Пускай люди посудачут,

Скажут, что я модница.

Что ж, хотя и модница,

Зато хороводница!

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю.

Молодому гармонисту

Уваженье сделаю!

Мальчик: Мы давай с тобой попляшем,

Ты большой, я – маленький!

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький?

Вместе: Можем мы свои частушки

До утра вам распевать.

Вы уж больше не просите-

Как бы здесь не ночевать!

Мальчик: Полно, красны девицы,

Частушки распевать.

Лучше, красны девицы,

Выйти и сплясать!

Парная пляска

Из-за печи слышен стук, показывается ребёнок в холщёвой рубахе «домовой».

Домовой: Ишь, какие прыткие! Соломинка вам в нос! (чихает).

Я, можно сказать, век здесь живу. Дом можно сказать, на мне, домовом Васе, держится. А они явились без спроса, да с ложками, да с песнями. Где, спрашивается, справедливость? Соломинка вам в нос! Апчхи! Ну-ка отдавайте все свои инструменты! А не то сейчас всю посуду расколочу!

Хозяюшка: Васенька, ну не серчай, пожалуйста, как я буду без посуды, без неё мне будет худо. Лучше с нами повеселись.

Домовой: К загадкам коль ответ найдёте,

Тогда посуду и спасёте.

Хозяюшка: Помогите мне, ребятки,

Отгадать Васенькины загадки.

Загадки:

Наша толстая Федора Кольцо не простое,

Наедается не скоро. Кольцо золотое,

А зато, когда сыта, Блестящее, хрустящее,

От Федоры – теплота. Всем на загляденье.

(Печка) Ну и объеденье. (Бублик, баранка)

Что на сковородку наливают У носатого у Фоки

Да вчетверо сгибают? Постоянно руки в боки.

(Блины) Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (Самовар)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

(Чайник)

Домовой: Я как посмотрю, тут смышлёные ребятишки пришли.

А теперь давайте играть

Приглашаю в круг всех встать.

Игры с домовым «Ремешок», «Колечко»

Домовой: Хорошо мне с вами, ребята, весело. Только мне пора. Дела ждут.

Хозяйка: Подожди, Васенька, хоть пирожком угостись.

Подаёт домовому пирожки, домовой берёт.

Домовой: Ой, спасибо, игрой меня позабавили, пирожком угостили. Буду дом оберегать, счастье буду привечать.

Дети: До свидания, домовой Вася.

Уходит.

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ,

Парень красну девицу приглашает в хоровод.

Хоровод «Как у наших у ворот»

Дети строятся полукругом.

Хозяюшка: Добры молодцы, красны девицы!

Довелось нам сегодня встретится.

Проявили вы много старания,

Все: Удалось нам сегодня гуляние!

Хозяюшка: А нашим гостям мы так хотим сказать:

Дети: 1 Всем, кто нас видел,

2 Всем, кто нас слышал,

Все: Доброго здоровья и низкий поклон!

Кланяются гостям.

Песня «Русская изба»

Хозяюшка: Дорогие гости! Песнями да плясками сыт не будешь! Славится наш русский народ не только весельем, а гостеприимством да угощеньем. Просим всех к столу.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы
Опубликовано: 25 августа 2013 в 23:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....