НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы

Людмила Гуськова
НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа;

Воспитывать интерес к русским народным песням, танцам, играм,

родному языку;

Прививать любовь к родной стороне и родному дому, уважение к

труду и старшим;

Совершенствовать исполнительское мастерство.

Родное слово, соединённое с музыкой,- вот самый прекрасный материал для педагогического воздействия и эстетического воспитания. В народной песне мы находим яркие поэтические образы, запоминающиеся мелодии, элементы игры, движения, театрализации. Знакомя детей с лучшими образцами песенного фольклора, мы приобщаем их к русским традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, истории своей Родины, воспитываем любовь к родному дому, родному краю.

Ход:

Зал оформлен в русском стиле «горница»: печь, стол, на нём - самовар, чугунки, плошки, деревянные лавки, сундук с вышиванием, клубки ниток, прялка.

Входит Хозяюшка, на плече коромысло с вёдрами, из которых она заливает воду в самовар. Девочка убирает комнату, мальчик гладит кота.

Хозяюшка: Ой, сколько забот у хозяюшки!

Она и прибирает, она и угощает.

Одна за всё отвечает!

Ведь домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – обо всём тужить!

Девочка: Дом вести – не лапти плести.

Домом жить – в счастье быть!

Хозяюшка: Ну вот, с делами управились, пирогов напекли, самовар поставили, а теперь пора за рукоделие приниматься.

Садится за прялку, прядёт и напевает песню «Пряха». Слышатся голоса девочек.

Девочка: (выглядывает в окно) У наших у ворот собирается народ.

Девочка-гостья: Дома ли хозяюшки?

Хозяюшка: Дома, дома!

Гости: Можно ли в вашу светлицу войти?

Хозяюшка: Проходите, проходите, гости дорогие!

Гости: Здравствуйте, доброго здоровьица!

Хозяюшка: День добрый!

Девочка: Проходите, милости просим!

Хозяюшка: Проходите - от порога не засечена дорога.

Гости вытирают ноги, входят.

Гости: Наша – то хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду!

Мы хозяюшку нашу будем величать,

Да песней весёлой потешать!

Исполняют песню «Было у матушки много детей»

Обыгрывают с дудочкой.

Хозяюшка: Усаживайтесь, гости дорогие.

Гости: Чем же вы, хозяюшка, занимаетесь?

Хозяюшка: Пряжу пряду да песни пою.

Гости: А для нас работа найдётся?

Хозяюшка: Найдётся! Вот вам, девицы-красавицы, будущие хозяюшки, рукоделие. Принимайтесь за работу.

Девочка: Долог день до вечера, коли делать нечего!

Гостья: 1 У неряхи да непряхи – нет и путной рубахи!

2 Вот и будем время коротать за любимым рукоделием.

Исполняют песню «Прялица»

Раздаётся стук, девочки: «Ой»! Под русскую народную мелодию входят мальчики с ложками за поясом. Девочки прихорашиваются.

Хозяюшка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали!

Мальчики: Добрым хозяевам

Доброго здоровьица.

Мы ребята раскрасавцы

Любим петь и танцевать!

Где здесь горница-светлица?

Где нам девочек сыскать?

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие. У нас для каждого найдётся и доброе словечко, и тёплое местечко.

Мальчики: Достают из-за пояса ложки, показывают.

Хочешь- щи хлебай,

Хочешь – на ложках играй.

Разрешите поиграть,

Всех девчат позабавлять!

Мальчики играют на ложках под русскую народную музыку.

Мальчики: Где потеплее, там и веселее.

Присаживаются на лавку, закинув ногу на ногу,

говорят по очереди нелепицы:

На заборе чепуха парила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

А у нас во дворе поросёнок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился.

На берёзе, на снегу укусил комар блоху,

Сидит заяц на берёзе, умирает со смеху.

А у нас в Балашове грибы с глазами

Их едят, а они глядят.

А вы, девчата, частушки знаете?

Девочки: Знаем!

Мальчики: А дроби бить умеете?

Девочки: Конечно!

Мальчики: Ну-ка, запевайте да дроби выбивайте!

Мальчик с гармонью садится посередине лавки.

Частушки

Девочки: Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я весёлы посиделочки

Без памяти люблю!

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Мальчики: У тальянки звонки планки,

Тонки-звонки голоса-

Чтобы слышали девчонки

Через тёмные леса!

Ты играй, играй, гармонь,

Да с переборчиками!

Ты пляши, пляши, подружка,

С разговорчиками.

Девочки: Ну и поплясала я,

Ну и отчебучила!

Хоть сама я не устала,

Игрока замучила.

Не хотела я плясать, да,

Стояла стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоём

Кружимся с Иванушкой!

Мальчик: Пой, гармошка, разливайся,

Планочки блестящие!

Гармонисты для веселья

Парни подходящие!

Девочки: У подружки три Ванюшки,

У меня не одного.

Поклонюсь подружке в ножки:

«Дай Ванюшку одного!»

Пускай люди посудачут,

Скажут, что я модница.

Что ж, хотя и модница,

Зато хороводница!

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю.

Молодому гармонисту

Уваженье сделаю!

Мальчик: Мы давай с тобой попляшем,

Ты большой, я – маленький!

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький?

Вместе: Можем мы свои частушки

До утра вам распевать.

Вы уж больше не просите-

Как бы здесь не ночевать!

Мальчик: Полно, красны девицы,

Частушки распевать.

Лучше, красны девицы,

Выйти и сплясать!

Парная пляска

Из-за печи слышен стук, показывается ребёнок в холщёвой рубахе «домовой».

Домовой: Ишь, какие прыткие! Соломинка вам в нос! (чихает).

Я, можно сказать, век здесь живу. Дом можно сказать, на мне, домовом Васе, держится. А они явились без спроса, да с ложками, да с песнями. Где, спрашивается, справедливость? Соломинка вам в нос! Апчхи! Ну-ка отдавайте все свои инструменты! А не то сейчас всю посуду расколочу!

Хозяюшка: Васенька, ну не серчай, пожалуйста, как я буду без посуды, без неё мне будет худо. Лучше с нами повеселись.

Домовой: К загадкам коль ответ найдёте,

Тогда посуду и спасёте.

Хозяюшка: Помогите мне, ребятки,

Отгадать Васенькины загадки.

Загадки:

Наша толстая Федора Кольцо не простое,

Наедается не скоро. Кольцо золотое,

А зато, когда сыта, Блестящее, хрустящее,

От Федоры – теплота. Всем на загляденье.

(Печка) Ну и объеденье. (Бублик, баранка)

Что на сковородку наливают У носатого у Фоки

Да вчетверо сгибают? Постоянно руки в боки.

(Блины) Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (Самовар)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

(Чайник)

Домовой: Я как посмотрю, тут смышлёные ребятишки пришли.

А теперь давайте играть

Приглашаю в круг всех встать.

Игры с домовым «Ремешок», «Колечко»

Домовой: Хорошо мне с вами, ребята, весело. Только мне пора. Дела ждут.

Хозяйка: Подожди, Васенька, хоть пирожком угостись.

Подаёт домовому пирожки, домовой берёт.

Домовой: Ой, спасибо, игрой меня позабавили, пирожком угостили. Буду дом оберегать, счастье буду привечать.

Дети: До свидания, домовой Вася.

Уходит.

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ,

Парень красну девицу приглашает в хоровод.

Хоровод «Как у наших у ворот»

Дети строятся полукругом.

Хозяюшка: Добры молодцы, красны девицы!

Довелось нам сегодня встретится.

Проявили вы много старания,

Все: Удалось нам сегодня гуляние!

Хозяюшка: А нашим гостям мы так хотим сказать:

Дети: 1 Всем, кто нас видел,

2 Всем, кто нас слышал,

Все: Доброго здоровья и низкий поклон!

Кланяются гостям.

Песня «Русская изба»

Хозяюшка: Дорогие гости! Песнями да плясками сыт не будешь! Славится наш русский народ не только весельем, а гостеприимством да угощеньем. Просим всех к столу.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Изучаем цвета
  • Математика
Автор публикации:
НОД по приобщению детей к традициям русского народа «Милости просим в нашу светлицу» для подготовительной группы
Опубликовано: 25 августа 2013 в 23:38
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...