МААМ-картинки

НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.

Светлана Бушмакина
НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.

Тема: «Доходы и расходы семьи»

Образовательная область: Познание

Возрастная группа : подготовительная к школе группа.

Аннотация:

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически гра-мотном человеке. В детских дошкольных учреждениях проблема ознакомления дошкольников с деньгами достаточно не разработана, хотя в этом есть необходи-мость. Сейчас дети легко и осмысленно оперируют в быту и в общении со сверст-никами, взрослыми такими экономическими понятиями, как «деньги», «кризис», «кредит», «инфляция», «аренда» и другими. Это свидетельствует о том, что у де-тей есть зачатки экономического мышления, которые нужно развивать. Одновре-менно это показывает и определенный тип ориентировки детей в окружающей действительности, который нельзя игнорировать при проектировании системы учебно-воспитательной работы.

Публикация «НОД „Доходы и расходы семьи“, Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию,» размещена в разделах

Введение

Цель:

- формировать у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и рас-ходы семьи;

Задачи:

- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависи-мость между доходом и расходом семьи;

- развивать зачатки экономического мышления, умение анализировать и сравни-вать, делать выводы.

- воспитывать экономность, рациональное использование денег.

Материал:

Разноцветный клубок, конверты со словами разного цвета, большой мешочек для денег и маленькие мешочки для денег по количеству детей, монеты, рисунки-схемы семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; карточки со словами для оформления доски, обложка для словарика.

Предварительная работа :

Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений доходов каждой семьи (создание рисунка доход семьи).

Основная часть:

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и сек-реты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?

Д: Да!

- Посмотрите, куда это мы попали! Какое необычное место! На потолке висят разноцветные конверы. Что же в них?

Д: (выслушиваем всевозможные ответы).

1. Работа над словом : «Доход».

С чего же тут начать? А поможет нам в этом разноцветный клубок! Мы будем отматывать разноцветные нитки и узнаем, какой конверт нужно взять. Будем от-матывать нитку все по очереди! Итак, какой нужно первый конверт взять опреде-лит у нас Настя!

(Даем клубок девочке, и она отматывает первую нитку и срывает конверт со словом).

- Настя, прочитай, пожалуйста, что там написано.

- Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

- Что такое доход?

- Доход может быть в каждой семье?

- Откуда получается доход вашей семьи?

- Вы с мамами и папами дома нарисовали рисунок-схему доходов вашей се-мьи. Давайте мы с вами посмотрим, что у вас получилось.

(заслушиваем 2-3 детей)

- Ребята, а доходы в каждой семье одинаковые или нет?

- От чего это зависит?

Д: - От количества членов семьи, от возраста членов семьи, от профессии.

- Правильно. Итак, что такое доход?

(ответы 2-3 детей)

- Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в ре-зультате какой-либо деятельности.

- Молодцы! Вот мы с вами познакомились с первым словом – доход! И чтобы нам его запомнить повесим карточку на доску:

Загадка:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

Вопрос:

Что такое доход?

Ответ:

Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в резуль-тате какой-либо деятельности.

2. Работа над словом : «Заработная плата»

- Ну что ж нам сегодня хочется много новенького узнать, поэтому попробуем достать следующий конверт. Берем клубк и отматываем ниточку!

- Антон, прочитай, пожалуйста, что там написано!

- И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Мозговой штурм:

- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?

(Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители).

- По какой профессии они работают?

(Дети перечисляют профессии своих родителей).

- А сейчас мы поиграем в игру: «Что делает?»

- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.

Повар – варит кашу;

Токарь – изготавливает детали;

Врач – лечит людей;

Учитель – учит детей;

Водитель – водит машину;

Продавец – продает продукты и товары;

- А теперь вы назовите, какие профессии вы еще знаете, а я буду говорить, что они делают!

(выслушиваем детей, в сложных ситуациях помогаем).

- Молодцы! Итак, какое слово мы узнали?

Д: - Заработная плата!

- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.

Прикрепляем карточку на доску:

Загадка:

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Вопрос:

Что такое заработная плата?

Ответ:

- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.

3. Работа над словом : «Расход»

(Отматываем ниточку, берем конверт).

- Катя, прочитай, пожалуйста, что там написано!

- Люди ходят на базар,

Покупают там товар

Тратим деньги мы весь год

Называется (расход).

- Я сейчас вам раздам кошелечки с монетами – это то, что вы заработали! И сей-час мы посмотрим, куда можно потратить эти деньги! При просмотре презента-ции вы должны будете эти денежки выкладывать на стол в большой мешочек, ес-ли вы считаете нужным!

(Включаю презентацию, дети в зависимости от статьи семейного расхода выкла-дывают свои монетки, кто, сколько считает нужным и в конце презентации мы определим, кто самый экономичный и может распределить деньги так, чтобы их хватило до следующей зарплаты).

- А сейчас посмотрите в свои мешочки. Сколько денег осталось у вас?

- Есть такие дети, у кого денег совсем не осталось?

- У кого остались денежки, те, значит, могут ценить их и могут рассчитать все так, чтобы хватило на месяц, до следующей заработной платы.

- Итак, с каким мы словом познакомились?

Дети: - Расход!

- Что это такое?

Вывешиваем табличку на доску:

Загадка:

Люди ходят на базар,

Покупают там товар

Тратим деньги мы весь год

Называется (расход).

Вопрос:

Что такое расход?

Ответ:

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

4. Работа над остальными словами:

Ребята по очереди отматывают ниточку, каждый для себя берет конверт и отгады-вает загадки о новом слове. На данное слово ребенок рисует рисунок, а остальные дети отгадывают, что это было за слово. Оставшиеся конверты должны быть по количеству детей, чтобы каждый мог взять слово рисовать:

1. Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь. (Монета)

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

3. На товаре быть должна

Обязательна. (Цена).

4. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. ОТВЕТ: Копилка.

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

ОТВЕТ: Банкомат.

6. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь.

Ответ: Товар.

- Посмотрите сколько слов мы сегодня с вами узнали! Давайте, соберем все новые слова и получится у нас целый словарик слов, с которыми мы с вами по-знакомились! Положим наш словарик в уголок ознакомления с окружающим ми-ром и мы в любое время можем им воспользоваться!

(Сшиваем слова между собой, обложку, можно заготовить заранее).

Заключение:

Данная работа апробирована, предполагает знание основных экономических понятий : «расход», «доход», «заработная плата», «деньги», «копилка», «монета» и др. А так же умение детей правильно и рационально расходовать карманные деньги.

Список литературы:

1. Л. А. Голуб

Экономическое воспитание дошкольников – инновационная программа предшкольного образования//Детский сад от А до Я. – 2005. - №5 – С. 149

2. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень ма-леньким детям об экономике/ сост. Т. М. Евменова, О. И. Меньшикова. – М. : Просвящение, 1993. – 96с.

3. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч -1999-№1- С. 24

4. Л. М. Кларина

Экономика и экология для малышей. – М., 1994 – 289с.

5. Е. А. Курак

Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспек-тивное планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с.

6. Г. Лунева

Играем в экономику// Дошкольное воспитание. – 2001 - №3. – С. 51

М. : Педагогика, 1992. – 160с.

7. Л. Н. Образцова

Ребенок на хозрасчете: маленькие подсказки для родителей. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006. – 59с.

8. С. С. Офицерова

Как воспитать предприимчивого ребенка// Управление дошкольным образо-вательным учреждением. – 2007 -№2 – С. 113

9. В. М. Романов

О том, как Митрофан делал первые шаги в коммерции, или ее величество Экономика. – М., 1993 – 32с.

10. Л. Семынина, Н. Дуева

Экономика во благо // Обруч – 2005 - №1 – С. 15

11. А. А. Смоленцева

Введение в мир экономики или как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. – 176с.

12. Л. И. Фесюкова, А. Н. Гехт

Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошколь-ного и младшего школьного возраста. – М. : Линка – Пресс, 2004. – 32с.

13А. Д. Шатова

Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256с.

14. А. Д. Шатова

Деньги. – М. : Издательство «Ювента», 2003 – 16с.

15. А. Д. Шатова

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?// Дошкольное воспитание – 1989. - №1, 1994 - №8

16. А. Д. Шатова

Дошкольник и … экономика// Обруч – 1999 - №1 – С. 5

Приложение:

1. Презентация «Семейный расход»

Публикации по теме:

Организация деятельности детей и взрослых по проекту «Маленький экономист» Организация деятельности по развитию познавательного интереса у детей 5-7 лет через реализацию проекта «Маленький экономист» Цель: Создать.

Семейное портфолио «Экономика нашей семьи»Семейное портфолио «Экономика нашей семьи» В рамках работы по теме "Развитие познавательного интереса у детей 5-7 лет через проект "Маленький экономист" я провожу различные формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 10:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД