НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.

Светлана Бушмакина
НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.

Тема: «Доходы и расходы семьи»

Образовательная область: Познание

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Аннотация:

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически гра-мотном человеке. В детских дошкольных учреждениях проблема ознакомления дошкольников с деньгами достаточно не разработана, хотя в этом есть необходи-мость. Сейчас дети легко и осмысленно оперируют в быту и в общении со сверст-никами, взрослыми такими экономическими понятиями, как «деньги», «кризис», «кредит», «инфляция», «аренда» и другими. Это свидетельствует о том, что у де-тей есть зачатки экономического мышления, которые нужно развивать. Одновре-менно это показывает и определенный тип ориентировки детей в окружающей действительности, который нельзя игнорировать при проектировании системы учебно-воспитательной работы.

Введение

Цель:

- формировать у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и рас-ходы семьи;

Задачи:

- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависи-мость между доходом и расходом семьи;

- развивать зачатки экономического мышления, умение анализировать и сравни-вать, делать выводы.

- воспитывать экономность, рациональное использование денег.

Материал:

Разноцветный клубок, конверты со словами разного цвета, большой мешочек для денег и маленькие мешочки для денег по количеству детей, монеты, рисунки-схемы семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; карточки со словами для оформления доски, обложка для словарика.

Предварительная работа:

Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений доходов каждой семьи (создание рисунка доход семьи).

Основная часть:

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и сек-реты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?

Д: Да!

- Посмотрите, куда это мы попали! Какое необычное место! На потолке висят разноцветные конверы. Что же в них?

Д: (выслушиваем всевозможные ответы).

1. Работа над словом: «Доход».

С чего же тут начать? А поможет нам в этом разноцветный клубок! Мы будем отматывать разноцветные нитки и узнаем, какой конверт нужно взять. Будем от-матывать нитку все по очереди! Итак, какой нужно первый конверт взять опреде-лит у нас Настя!

(Даем клубок девочке, и она отматывает первую нитку и срывает конверт со словом).

- Настя, прочитай, пожалуйста, что там написано.

- Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

- Что такое доход?

- Доход может быть в каждой семье?

- Откуда получается доход вашей семьи?

- Вы с мамами и папами дома нарисовали рисунок-схему доходов вашей се-мьи. Давайте мы с вами посмотрим, что у вас получилось.

(заслушиваем 2-3 детей)

- Ребята, а доходы в каждой семье одинаковые или нет?

- От чего это зависит?

Д: - От количества членов семьи, от возраста членов семьи, от профессии.

- Правильно. Итак, что такое доход?

(ответы 2-3 детей)

- Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в ре-зультате какой-либо деятельности.

- Молодцы! Вот мы с вами познакомились с первым словом – доход! И чтобы нам его запомнить повесим карточку на доску:

Загадка:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

Вопрос:

Что такое доход?

Ответ:

Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в резуль-тате какой-либо деятельности.

2. Работа над словом: «Заработная плата»

- Ну что ж нам сегодня хочется много новенького узнать, поэтому попробуем достать следующий конверт. Берем клубк и отматываем ниточку!

- Антон, прочитай, пожалуйста, что там написано!

- И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Мозговой штурм:

- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?

(Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители).

- По какой профессии они работают?

(Дети перечисляют профессии своих родителей).

- А сейчас мы поиграем в игру: «Что делает?»

- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.

Повар – варит кашу;

Токарь – изготавливает детали;

Врач – лечит людей;

Учитель – учит детей;

Водитель – водит машину;

Продавец – продает продукты и товары;

- А теперь вы назовите, какие профессии вы еще знаете, а я буду говорить, что они делают!

(выслушиваем детей, в сложных ситуациях помогаем).

- Молодцы! Итак, какое слово мы узнали?

Д: - Заработная плата!

- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.

Прикрепляем карточку на доску:

Загадка:

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Вопрос:

Что такое заработная плата?

Ответ:

- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.

3. Работа над словом: «Расход»

(Отматываем ниточку, берем конверт).

- Катя, прочитай, пожалуйста, что там написано!

- Люди ходят на базар,

Покупают там товар

Тратим деньги мы весь год

Называется (расход).

- Я сейчас вам раздам кошелечки с монетами – это то, что вы заработали! И сей-час мы посмотрим, куда можно потратить эти деньги! При просмотре презента-ции вы должны будете эти денежки выкладывать на стол в большой мешочек, ес-ли вы считаете нужным!

(Включаю презентацию, дети в зависимости от статьи семейного расхода выкла-дывают свои монетки, кто, сколько считает нужным и в конце презентации мы определим, кто самый экономичный и может распределить деньги так, чтобы их хватило до следующей зарплаты).

- А сейчас посмотрите в свои мешочки. Сколько денег осталось у вас?

- Есть такие дети, у кого денег совсем не осталось?

- У кого остались денежки, те, значит, могут ценить их и могут рассчитать все так, чтобы хватило на месяц, до следующей заработной платы.

- Итак, с каким мы словом познакомились?

Дети: - Расход!

- Что это такое?

Вывешиваем табличку на доску:

Загадка:

Люди ходят на базар,

Покупают там товар

Тратим деньги мы весь год

Называется (расход).

Вопрос:

Что такое расход?

Ответ:

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

4. Работа над остальными словами:

Ребята по очереди отматывают ниточку, каждый для себя берет конверт и отгады-вает загадки о новом слове. На данное слово ребенок рисует рисунок, а остальные дети отгадывают, что это было за слово. Оставшиеся конверты должны быть по количеству детей, чтобы каждый мог взять слово рисовать:

1. Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь. (Монета)

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

3. На товаре быть должна

Обязательна. (Цена).

4. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. ОТВЕТ: Копилка.

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

ОТВЕТ: Банкомат.

6. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь.

Ответ: Товар.

- Посмотрите сколько слов мы сегодня с вами узнали! Давайте, соберем все новые слова и получится у нас целый словарик слов, с которыми мы с вами по-знакомились! Положим наш словарик в уголок ознакомления с окружающим ми-ром и мы в любое время можем им воспользоваться!

(Сшиваем слова между собой, обложку, можно заготовить заранее).

Заключение:

Данная работа апробирована, предполагает знание основных экономических понятий: «расход», «доход», «заработная плата», «деньги», «копилка», «монета» и др. А так же умение детей правильно и рационально расходовать карманные деньги.

Список литературы:

1. Л. А. Голуб

Экономическое воспитание дошкольников – инновационная программа предшкольного образования//Детский сад от А до Я. – 2005. - №5 – С. 149

2. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень ма-леньким детям об экономике/ сост. Т. М. Евменова, О. И. Меньшикова. – М.: Просвящение, 1993. – 96с.

3. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч -1999-№1- С. 24

4. Л. М. Кларина

Экономика и экология для малышей. – М., 1994 – 289с.

5. Е. А. Курак

Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспек-тивное планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.

6. Г. Лунева

Играем в экономику// Дошкольное воспитание. – 2001 - №3. – С. 51

М.: Педагогика, 1992. – 160с.

7. Л. Н. Образцова

Ребенок на хозрасчете: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 59с.

8. С. С. Офицерова

Как воспитать предприимчивого ребенка// Управление дошкольным образо-вательным учреждением. – 2007 -№2 – С. 113

9. В. М. Романов

О том, как Митрофан делал первые шаги в коммерции, или ее величество Экономика. – М., 1993 – 32с.

10. Л. Семынина, Н. Дуева

Экономика во благо // Обруч – 2005 - №1 – С. 15

11. А. А. Смоленцева

Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. – 176с.

12. Л. И. Фесюкова, А. Н. Гехт

Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошколь-ного и младшего школьного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2004. – 32с.

13А. Д. Шатова

Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.

14. А. Д. Шатова

Деньги. – М.: Издательство «Ювента», 2003 – 16с.

15. А. Д. Шатова

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?// Дошкольное воспитание – 1989. - №1, 1994 - №8

16. А. Д. Шатова

Дошкольник и … экономика// Обруч – 1999 - №1 – С. 5

Приложение:

1. Презентация «Семейный расход»

Публикации по теме:

Организация деятельности детей и взрослых по проекту «Маленький экономист» Организация деятельности по развитию познавательного интереса у детей 5-7 лет через реализацию проекта «Маленький экономист» Цель: Создать.

Семейное портфолио «Экономика нашей семьи»Семейное портфолио «Экономика нашей семьи» В рамках работы по теме "Развитие познавательного интереса у детей 5-7 лет через проект "Маленький экономист" я провожу различные формы.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 10:56
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...