Получи документы

Конспект итоговой интеграционной НОД «Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края»

Татьяна Смирнова
Конспект итоговой интеграционной НОД «Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о казаках Ставропольского края.

Задачи:

Образовательные:

• Пополнить знания детей о жизни, традициях и обычаях казачества.

Закрепить знания и умения детей:

- о быте, традициях казаков;

- женской и мужской казачьей одежде и обуви;

Публикация «Конспект итоговой интеграционной НОД „Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края“» размещена в разделах

- казачьих станицах Ставропольского края;

- традиционных блюдах;

- строительстве казачьих домов – куреней;

- об обязанностях в казачьих семьях.

Активизировать словарный запас: кохта, чувяки, ичиги, бешмет, черкеска, бурка, папаха, узвар, пампушки, джигитовка, кизяки, саман, курень, балясы, ставни, глинобитные полы.

Развивающие:

• Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью терских казаков.

• Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки;

• Продолжать развивать мыслительную деятельность, память и речь, активность, внимание.

• Развивать слуховое и зрительное внимание

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, песни, пляски, сказки, подвижные игры.

• Воспитывать интерес к истории Ставрополья, чувство гордости за свой народ.

• Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.

Предварительная работа:

• Рассказы воспитателя, беседы: «Кто такие казаки, «Почему казаки разные (история возникновения Терского казачьего войска, «Казаки защитники Отечества», «Бабушкина скрыня» (одежда казаков и казачек, «Станица», «Курень», «Светлая горенка» (убранство куреня, «Свой дом всего краше» (казачье подворье, «Чем занимались казаки, «Традиции казачьей кухни», «Традиции в воспитании казачат (мальчиков)», «Воспитание казачек (девочек)», «Казачка» (о трудной жизни, обязанностях, о характере, «Генерал А. П. Ермолов», «Джигитовка», «День матери-казачки», «Православный праздник –Рождество», «Светлый праздник – Пасха», «Масленица».

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, казаков (одежда, оружие, курень, подворье, храмы, жизнь казаков в прошлом, сейчас).

• Рассматривание макетов «Курень», «Светла – горенка».

• Заучивание пословиц и поговорок о казаках, коне, любви к Родине и Отчизне.

• Разучивание колядок.

• Знакомство с творчеством поэтов С. Рыбалко, М. Ходырева.

• Чтение казачьих сказок : «Белый конь», «Виноградная лоза», «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй – казак бесстрашный», «Орел и карта».

• Драматизация по мотивам сказок «Каша из топора», «Митяй – казак бесстрашный».

Подвижные игры: «Просо», «Звонок», «Кулючки»,«Джигитовка», «Кто первый шашку возьмет», «Сбей кеглю плеткой», «Напои коней», «Кто быстрее перенесёт воду».

• Дид /игры «Одень казака (казачку)», «Выбери казачий костюм», «Построй курень», «Сложи картинку» (разрезные картинки, «Подбери продукты для разных блюд», «Поставь мебель в курене» ( классификация: казачья и современная).

Рисование: «Красавицы – казачки», «Казак», «Казачий курень», «Станица», «Малиновый перезвон», «Казак без коня – не казак».

• Лепка «Традиционные казачьи блюда».

• Прослушивание ауди - записей Кубанского казачьего хора, песен «Бравый атаман», «Едут, едут по Берлину наши казаки».

• Разучивание песни «Казачата».

• Разучивание хоровода «Ой, при лужку, при лужке»

Работа с родителями:

• Оформление книжек – малышек пословиц и поговорок с их описанием.

Составление семейного генеалогического древа с целью выявления есть ли в роду казаки.

• Изготовление костюмов в народном стиле.

Материалы и оборудование

1. Курень - 5 шт. по количеству станиц

2. Карта Ставропольского края (станицы) на портупеи.

3. Записки (вопросы для гостей)

4. Лошадки – 3шт.

5. Дуга с лентами (повозка) – 1 шт.

6. Записки с пословицей «Без корней нет ветвей, а без истории нет будущего».

7. Ноутбук.

8. Запись: Цокот копыт, песня «Ой, при лужку, при лужке».

Дидактическая игра «Одень казака и казачку»

1. Магнитная доска

2. Магниты.

3. Набор картинок женской и мужской казачьей одежды.

Станица Суворовская

1. Печка

1. Каравай

2. Рушник

3. Поднос

4. Стол с казачьими блюдами.

Станица Александрийская

1. Дидактическая игра «Построим курень».

2. 2 стола.

Станица Бекешевская.

1. Очки.

2. Шаль.

3. Книга (большая, толстая) с загадками.

4. Стулья по количеству детей.

Станица Георгиевская.

Дидактическая игра «Чем занимались казаки и казачки

(Текст)

Станица Горячеводская.

1. Сабли - 2 шт.

2. Коромысла - 2 шт.

3. Ведра - 4 шт.

4. Плётка.

5. Султанчик.

ХОД:

Под кубанскую песню: «Распрягайте хлопцы коней» дети входят в группу, становятся полукругом перед гостями.

Восп. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их.

Дети хором: Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на пороге – хозяину радость!

Гостям предварительно раздать записки с вопросами с №.

Они задают детям вопросы:

1. Вы так необычно одеты. Почему?

(Потому что мы сегодня казаки и казачки).

2. Интересно, кто такие – казаки?

(Это вольные люди. Они защищали границы России).

3. Какими были казаки?

(Они любили свободу, были сильными, смелыми, мужественными, отважными, умными)

4. Где казаки проводили большую часть своей жизни?

(На службе, в боях, в походах)

5. Какую одежду казаков вы знаете?

Воспитатель: Сейчас мальчики назовут и покажут одежду казаков, а девочки покажут, в какую одежду одевались казачки. Дети, подойдите к столу, выберите одежду - мальчики для казаков, девочки – для казачек.

Дид/ ига «Одень казака, казачку».

(У меня юбка с оборкой. А у меня кофта с басочкой и т. д.)

Восп. : Казачата, осмотритесь

По сторонкам оглянитесь.

Хаты, курени, пшеница

Хлеб румяный золотится.

Солнце на небе смеётся,

Как наш край родной зовётся?

( Дети: Ставропольский край).

Восп. А как же называются поселения, в которых жили и живут казаки? (Станицы).

Ставропольский край – казачий край.

В Ставропольском крае находится много казачьих станиц, назовите их. (Георгиевская, Горячеводская, Бекешевская, Суворовская, Александрийская, Михайловская, Незлобненская)

Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое, побывать в первых казачьих станицах. Посмотреть, как жили наши предки, как трудились, как отдыхали.

• Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?

• (А ты как думаешь? Кто думает по-другому?

• Кто догадался, на чём путешествовали казаки? (На конях)

Восп. Вы правы. Говорят: «Конь и казак не разделимы».

Конь был незаменим и в хозяйстве и в походах.

• Кого нам ещё понадобится для путешествия?

• Кто главный у казаков? (Атаман).

• Какого казака выбирали в атаманы?

(Самого смелого, справедливого, отважного казака).

• А мы кого мы выбрали в атаманы? Почему?

• Атаман выходи! (Предварительно выбранный ребёнок).

Поможет совершить путешествие карта Ставропольского края.

Атаман, в какую первую станицу мы поскачем?

«Атаман» читает название станицы по №1 – Суворовская.

Дает команду: Казаки! По коням! Казачки – в тележки. Поскакали!

1. СТАНИЦА «СУВОРОВСКАЯ».

Встречает казачка (девочка).

Приветствует: «Здорово, казаки

Казаки : «Здорово!»

Казачка : Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим…

(вручает каравай атаману).

Воспитатель: Казаки хлебосольные, гостеприимные люди. Всегда принимали путников в своих домах. Накормят, напоят, обогреют.

Хотите побывать в казачьем доме?

Приглашай хозяйка казачат в курень.

Хозяйка: Проходите гости дорогие в курень.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, какими традиционными казачьими блюдами нас может угостить казачка? (Борщом, пирожками с фасолью, пирогом с капустой, блинами, варениками с картошкой, варениками с творогом, пампушками с чесноком, рыбой запеченной, узвар из сухофруктов, чай с калиной, чай с вишнёвыми веточками).

Казачка : А вот все эти блюда у меня на столе.

Вот, посмотрите, какие пампушки испекла бабушка Никиты.

Возьмите их с собой, угоститесь после путешествия.

Вос-ль: А теперь нам пора в дорогу.

Атаман, в какую следующую станицу поскачем?

Атаман: Станицу «Александрийскую».

2. СТАНИЦА «АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ».

Встречает Хозяйка: «Здорово бывали, казаки

Дети: «Слава Богу!»

Хозяйка: Мне нужна ваша помощь – курень построить.

Вос-ль: Строительство нового жилища было делом всех жителей станицы.

Существовал прекрасный обычай – «помочь». Все жители станицы шли со своим инструментами помогать строить дом станичнику.

Предлагаю и вам сейчас стать участниками строительства куреня. Идем на «помочи»? (Стали в круг)

Из чего строили курень? (из самана)

Давайте сделаем саман.

Что сделаем в первую очередь? (Выкопаем яму) Копаем.

Затем – льем воду

Дальше – сыпем солому.

Потом – месим ногами.

Затем – лепим руками.

И – сушим на солнце!

САМАН ГОТОВ! Строим курень.

Дид/ игра «Построим курень».

Из чего сделали крышу?

Что на окнах? (Ставни)

Для чего они?

Какой был пол в хате? (глинобитный)

Что лежало вокруг дома? (Балясы)

Зачем они?

Хозяйка: Спасибо, казаки за помощь!

Вос-ль: Молодцы помогли построить дом,

Будут жить казачата в нём!

Говорят: «Сделал дело - гуляй смело». Можно теперь и отдохнуть.

Физминутка.

Атаман: Эй, девчата, казаки,

На подъём вы все легки,

Выходите в круг сейчас

На весёлый перепляс.

(Дети танцуют под музыку).

Атаман: Пора в путь. Казаки, по коням!

Смотрит на карту. Следующая станица «Бекешевская».

3. СТАНИЦА «БЕКЕШЕВСКАЯ».

Встречает Бабушка Устинья» (воспитатель).

- Я Бабушка Устинья – самая старая, мудрая, уважаемая казачка станицы Бекешевская.

Уважение старшего – одно из самых главных обычаев казаков.

• Как вели себя казаки в присутствии старейшин?

(*При появлении старика все должны вставать.

*В присутствии старшего не разрешалось вступать в разговор, курить, ругаться.

*Детям не разрешалось быть за одним столом во время приема гостей).

Бабушка Устинья: Интересно, чем вы можете меня удивить?

Пословицы и поговорки вы знаете? Ну-ка,

расскажите.

Дети рассказывают пословицы и поговорки о казаках, коне, Родине.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• Атамана из плохого казака не получится.

Казак и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

Казак и во сне шашку щупает

Казак с конём и ночью и днём.

(казак и конь неразлучны)

«Казак без коня не казак»

«Казак с пеленок на лошади»

«Казак без коня,что солдат без ружья»

Казак сам не съест, а коня накормит.

(конь у казака - на первом месте)

• Ранняя пташка носик очищает, а поздняя – глазки протирает.

• С родной земли – умри, не уходи.

• Земля казачества и в горсти казаку мила.

• Родная станица для казака столица.

• Дерево сильно корнями, а Русь казаками.

• Для каждого казака есть своя река, а Отечество одно для всех.

Молодцы. А теперь, я загадаю вам загадки из мудрой, старой книги.

ДИД/ИГРА «Отгадай слово».

*** Никогда не допустит промашки

Лихая казачья … (шашка)

*** Родной отец он казакам

Мудрый, смелый … (атаман)

*** Ловкость, силу, сноровку

Развивает… (джигитовка)

*** Следит казачка каждый день

Чтоб чистым, теплым был … (курень)

*** Ты на круге не мешай-ка:

В руках у казака (ногайка)

*** Топили печки казаки,

Месили дружно … (кизяки).

Бабушка Устинья: Ай, да умные казачки, ай, да славные! Все мои загадки отгадали! Ну, а теперь настало время расставаться. Много дел у меня.

Атаман: Продолжим наше путешествие.

Следующая станица «Георгиевская».

Приготовились, поскакали!

4. СТАНИЦА «ГЕОРГИЕВСКАЯ».

Вос-ль: Что-то не видно казаков. Как вы думаете, где они? (в поле, походах).

Издавна были крепки казачьи семьи. И сильны они были тем, что каждый в семье знал свои обязанности. И сейчас мы просмотрим, знаете ли вы обязанности казаков и казачек.

ДИД/ ИГРА «ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ КАЗАКИ И КАЗАЧКИ.

Чем занимаются казаки? Чем занимаются казачки?

В военные походы ходят Стирают

Родину защищают Шьют

Скачут на коне Детей воспитывают

Чистят оружие Дом белят

Сына воспитывают За скотиной ухаживают

Рыбу ловят В курене убирают

Запрягают быков Подметают двор

Ухаживают за конями Доят коров

Заготавливают сено (сенокос) Выпекают хлеб

Пашут землю Поют колыбельные песни

свои детям.

Вос-ль: Атаман, какая следующая станица?

Атаман читает: Станица Горячеводская.

5. СТАНИЦА «ГОРЯЧЕВОДСКАЯ».

Вос-ль: А в этой станице мы попали на праздник. Казаки умели не только трудиться, защищать свою Родину, но и отдыхать, веселиться.

Ребё нок: Праздник наш казачий

Игры, смех да пенье,

Хороводы, пляски

Всем на удивленье.

Эй, честной народ,

Заводи хоровод!

Хоровод: «Ой, при лужку, при лужке».

Воспитатель. А сейчас пришло время поиграть, свою удаль показать!

Атаман - Эй, казачата, выходите, на лошадках лихо вы скачите

Кто первый кеглю плёткой собьёт,

Тот своей команде победу принесёт.

СОРЕВНОВАНИЕ «КТО СКОРЕЕ КЕГЛЮ СОБЬЕТ».

Вос. Ай, да лихие казачата! Ай, да молодцы!

Вос-ль: А, сейчас, казачки покажут нам, как они ловко управляются с коромыслом. Нужно напоить коней.

СОРЕВНОВАНИЕ «НАПОИ КОНЯ»

Вос-ль. Какие ловкие у нас ребята. Настоящие казаки. Молодцы.

А теперь порадуйте нас замечательной песней «Казачата».

Песня «Казачата».

Вос-ль: Атаман, посмотри, есть ли на карте станицы, в которых мы еще не были? Прочитай (Михайловская, Незлобненская, Лысогорская, Боргустанская).

Туда мы съездим в следующий раз.

• Ребята, понравилось Вам наше путешествие?

• Что вам больше всего понравилось в путешествии?

• Что нового расскажите родителям о нашем путешествии?

• Что бы вы хотели еще узнать о казаках?

• У вас есть вопросы ко мне?

Ребята, вы молодцы. Думаю, что благодаря вам наши гости сегодня узнали много интересного о жизни казаков, их традициях.

Мы живём в казачьем краю и должны знать историю своего края.

Есть такая пословица: «Без корней нет ветвей, а без истории нет будущего!»

Я раздам вам листочки с этой пословицей. Дома с родителями поговорите о ней, а завтра расскажите, как вы и ваши родители ее понимаете.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект занятия «По страницам Красной книги Ставропольского края» Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект занятия «Красная книга Ставропольского края» «Окружающий мир» по теме: «Красная книга Ставропольского края». Выполнила Воспитатель МБДОУ №12 с. Юца Предгорного района.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект итоговой ООД «Путешествие в весенний лес!» Обучающие задачи: 1. закрепить знание детей о поведение в лесу; 2. закрепить знание геометрических фигур; 3. закрепить знание цвета (синий,.

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному и речевому развитию «Путешествие на паровозике» Цель: Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирования элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой НОД в младшей группе «Путешествие вместе с солнышком»Конспект итоговой НОД в младшей группе «Путешествие вместе с солнышком» Путешествие вместе с солнышком. Цель: Закрепить знания о явлениях неживой природы, влиянии солнца на жизнь и развитие растений, животных,.

Конспект итоговой образовательной деятельности по математике во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект итоговой образовательной деятельности по математике во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Анастасия Свинухова Конспект.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП в младшей группе «Путешествие в сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП (подготовила воспитатель Миронова Елена Геннадьевна, г. Саратов) Возрастная.

Левокумье на страницах Красной книги Ставропольского края Тип занятия: интегрированное Вид занятия: познавательное Тема: Левокумье на страницах Красной книги Ставропольского края Форма проведения:.

Презентация «Заповедники Ставропольского края» «Заповедники и национальные парки – ценные жемчужины на карте Ставрополья» Черниговская Галина Николаевна, воспитатель муниципальное бюджетное.

Автор публикации:
Конспект итоговой интеграционной НОД «Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края»
Опубликовано: 1 июня 2017 в 11:06
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД