Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе

Наталья Середа
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе

Тема НОД: чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», лепка с элементами рисования.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты: выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.

Материалы и оборудование: портрет Бажова, его книги, в т. ч. «Серебряное копытце», заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- А как называются люди, проживающие там, где живем мы, выберите ответ: москвичи, уральцы, сибиряки, алтайцы? (Уральцы)

- Почему нас так называют? (живем на Урале).

показ на карте Уральских гор

- Много на уральской земле хороших людей. Это и рабочие, которые работали и работают на заводах и фабриках; это и сельчане, которые обрабатывали и обрабатывают землю сейчас; это и артисты, и писатели, которые восхваляли и описывали в своих произведениях жизнь людей на Урале и восхитительную природу нашего края.

- С одним из таких людей мы сегодня познакомимся, прочитаем его произведение, обсудим героев и выполним творческую работу.

- Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).

- Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце».

показ портрета Бажова

- В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой. А вот сам автор назвал свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой.

- В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце.

- Родился П. П. Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами, легендами, загадками, песнями, пословицами).

Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.

- Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка)

- А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце)

- Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.

- Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

Чтение отрывков из сказа Бажова

- Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)

- Ещё раз назовите главных героев сказа.

- Опишите внешность старика. (большой, бородатый)

- Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый)

- Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)

- Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)

- Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

- Что вам понравилось в их характере?

- Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей)

- Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П. П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце» мы немного отдохнём на музыкальной паузе.

Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД

- Ребята, какое время года сейчас? (зима)

- Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей)

- Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом», а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.

Определение наощупь ваты

- Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.

- Правильно?

- Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей)

- К какому произведению нарисована эта картинка?

- Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)

- Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)

- Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей)

- Правильно говорить – бревенчатые.

- Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)

- Посмотрите, как я сделаю первое бревно.

Показ образца

- А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.

Лепка детьми брёвнышек

- Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)

Рисование фломастерами волшебных камешков.

- Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Публикации по теме:

Необычное Серебряное копытцеНеобычное Серебряное копытце Коллективная поделка «Серебряное копытце» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
  • Домашние птицы
  • Дикие животные
  • Рисование
Автор публикации:
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благодарность порталу МAAM
Благодарность порталу МААМ Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Уважаемые организаторы портала МААМ! Вчера были опубликованы результаты конкурса «Лучший...
Зимняя подвижная игра «Паровозик» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показать предметы, передавать характерные движения животных; упражнять в произношении...
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...