Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе

Наталья Середа
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе

Тема НОД: чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», лепка с элементами рисования.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты: выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.

Материалы и оборудование: портрет Бажова, его книги, в т. ч. «Серебряное копытце», заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- А как называются люди, проживающие там, где живем мы, выберите ответ: москвичи, уральцы, сибиряки, алтайцы? (Уральцы)

- Почему нас так называют? (живем на Урале).

показ на карте Уральских гор

- Много на уральской земле хороших людей. Это и рабочие, которые работали и работают на заводах и фабриках; это и сельчане, которые обрабатывали и обрабатывают землю сейчас; это и артисты, и писатели, которые восхваляли и описывали в своих произведениях жизнь людей на Урале и восхитительную природу нашего края.

- С одним из таких людей мы сегодня познакомимся, прочитаем его произведение, обсудим героев и выполним творческую работу.

- Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).

- Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце».

показ портрета Бажова

- В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой. А вот сам автор назвал свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой.

- В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце.

- Родился П. П. Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами, легендами, загадками, песнями, пословицами).

Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.

- Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка)

- А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце)

- Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.

- Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

Чтение отрывков из сказа Бажова

- Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)

- Ещё раз назовите главных героев сказа.

- Опишите внешность старика. (большой, бородатый)

- Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый)

- Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)

- Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)

- Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

- Что вам понравилось в их характере?

- Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей)

- Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П. П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце» мы немного отдохнём на музыкальной паузе.

Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД

- Ребята, какое время года сейчас? (зима)

- Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей)

- Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом», а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.

Определение наощупь ваты

- Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.

- Правильно?

- Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей)

- К какому произведению нарисована эта картинка?

- Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)

- Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)

- Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей)

- Правильно говорить – бревенчатые.

- Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)

- Посмотрите, как я сделаю первое бревно.

Показ образца

- А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.

Лепка детьми брёвнышек

- Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)

Рисование фломастерами волшебных камешков.

- Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Публикации по теме:

Необычное Серебряное копытцеНеобычное Серебряное копытце Коллективная поделка «Серебряное копытце» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
  • Рисование
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:22
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....