НОД кружка по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные пузыри»

Светлана Плиткина
НОД кружка по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные пузыри»

Цель: формирование у детей представления о воздухе, способах его нахождения.

Задачи:

Закрепить знания детей о том, что воздух – прозрачный, способах его нахождения (в мячах и воздушных шарах, подуть на ладонь, подуть на султанчик, флажок, ленточку или вертушку, с помощью воды и стакана; воды, воронки и напальчника); закрепить навык проводить простейшие опыты

Выяснить, что воздух может находиться везде: в некоторых предметах (поролон, ткань, брусок дерева) и веществах (земля, глина);

Развивать умственные операции (устанавливать причинно-следственные связи, доказательную речь детей, умение делать выводы. Побуждать детей самим находить ответы на вопросы с помощью эксперимента.

Прививать любознательность, интерес к окружающему миру и явлениям.

Предварительная работа:

Проведение опытов, знакомящих детей со свойством воздуха – прозрачностью, способами нахождения воздуха.

Словарная работа: воздушные пузыри.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, вертушки, целлофановые пакеты, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости с водой, стаканы. Мультимедийная установка, презентация «Помогите Лунатику»;

На каждого ребенка: емкости с водой, воронка, напальчник, набор предметов и веществ (поролоновая губка, брусок дерева, ткань, земля, глина, фломастеры, лист для зарисовки опыта, мыльные пузыри, карточка со схемой опыта).

Образовательные области:

«Познание»: закрепить знания способов обнаружения воздуха; нахождение воздуха в предметах и веществах; проведение экспериментов.

«Коммуникация»: беседа с детьми; побуждение детей к диалогу, к ответу на вопросы, к высказыванию своих предположений, гипотез; учимся делать выводы.

«Чтение художественной литературы»: чтение фрагмента стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»

Ход НОД кружка:

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Вос – Ребята, мне пришло письмо от Лунатика: «Ребята, скоро у моего друга день рождения, хочу подарить ему что-нибудь необычное, чего еще на нашей Луне нет. Помогите мне, пожалуйста! Жду вас на связи»

Ребята, поможем Лунатику? Что можно подарить другу, чтобы удивить его? (ответы детей)

Вос - смотрите, с нами на связь вышел Лунатик.

ЛУН – здравствуйте, ребята, вы что-нибудь придумали? (ответы детей)

Вос – а я бы предложила подарить твоему другу воздушный шарик.

ЛУН – какой-какой шарик?

Вос – воздушный, воздухом заполненный.

ЛУН – у нас на Луне нет воздуха, а какой он? Какого цвета? (ответы детей)

Вос - Да, он прозрачный.

ЛУН - Где на вашей планете находиться воздух? (ответы детей)

Вос - Да, везде.

ЛУН - Как же его теперь найти? (ответы детей)

Вос – ребята, а давайте покажем Лунатику, как можно найти воздух. Я вам раздам карточки со схемой опыта, вы внимательно рассмотрите, подберите себе нужное оборудование и выполните опыт.

Эксперимент «Поиск воздуха»

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают предметы, подходящие для их схемы, показывают опыт самостоятельно. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.)

Делаем вывод, что воздух есть везде.

ЛУН – вот вы показали, что вы дуете, султанчики шевелятся, вертушки вертятся, значит, внутри вас есть воздух? (ответы детей) а в других предметах можно найти воздух? Ну, например, в этих (губка, брусок дерева, тряпка – появляются на экране) – дети высказывают свои предположения А как узнать?

Вос – Ребята, а вы как думаете, как узнать, есть ли в этих предметах воздух? (ответы детей) Что нам может помочь увидеть воздух? (ответы детей) Да, вода. Давайте, покажем Лунатику, как это можно сделать.

Эксперимент «Загадочные пузырьки»

Дети рассматривают предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждаем: что это (воздух, откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматриваем, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.)

Вывод: в предметах и веществах есть воздух, когда их погружаешь в воду, вода вытесняет воздух – появляются пузырьки.

ЛУН – какие замечательные пузырьки, как интересно! Только они маленькие. А мне понравились большие пузыри, когда ребята стакан в воду опускали, там такие пузыри были! (берет воронку) Я тоже хочу сделать большие пузыри (опускает воронку в воду, наклоняет). Почему у меня пузырей нет?

Вос – ребята, как вы думаете? (ответы детей) Да, у воронки есть трубочка с дыркой,через нее воздух и уходит.

Лун – А что делать? Вос – ребята, подскажите Лунатику (ответы детей) Да, нужно закрыть дырочку. У меня есть шарики, Как вы думаете, ребята, подойдут они нам? (ответы детей; одеваем шарики на воронку).

Эксперимент «Надувание шарика»

Дети одевают шарик на узкое отверстие, опускаем в воду. Что произошло? (ответы детей) кто надул шарик? (ответы детей) а если мы выпустим воздух из-под воронки – сделаем пузыри, что видим? (ответы детей)

Вывод: шарик надул воздух, который находился под воронкой и не смог уйти в отверстие. Когда мы выпустили воздух – сдулся.

ЛУН – Как здорово! Как интересно! Я такой опыт хотел бы показать своим друзьям на Луне, только у нас воздуха нет, мне никто не поверит…

Вос – ребята, давайте для Лунатика зарисуем этот опыт

Дети выполняют зарисовку опыта

ЛУН - спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Своему другу я подарю воздушный шарик, такого подарка он никогда на получал, он ему очень понравиться. А вам за помощь подарю звездочки, только сначала нужно ответить на их вопросы (по 2 звездочки на 1 вопрос «падают» на Землю):

Чего нет на Луне?

Какого цвета воздух?

Где можно встретить воздух?

Есть ли воздух в предметах?

Что может нам помочь найти воздух?

ЛУН - До свидания, ребята. Я тороплюсь на день рождения!

Вос –до свидания, Лунатик! До скорых встреч! Знаете, ребята, на нашей планете, где воздух, можно придумать еще одну забаву с воздухом. Вот послушайте, что об этом написано в стихотворении С. Маршака:

Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем…. (пузыри)

Сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла,

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

Он воздухом надутый,

По воздуху плывет,

Но и одной минуты

На свете не живет.

Воспитатель предлагает ребятам игру с мыльными пузырями, обращая внимание детей на самые маленькие, или самые большие пузыри. Сколько воздуха в больших пузырях? А в маленьких? Почему исчезают мыльные пузыри? (он лопается и воздух из него выходит). Поиграв с мыльными пузырями, воспитатель предлагает показать их своим друзьям в группе и там продолжить игру. Ребята возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Научная лаборатория
  • Искусство
Автор публикации:
НОД кружка по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные пузыри»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 14:00
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...