«Прощай, Зимушка-зима». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область «Творчество»)

Алёна Головырина
«Прощай, Зимушка-зима». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область «Творчество»)

Конспект НОД «Музыка»(музыкальное творчество)

в подготовительной группе

«Прощай, Зимушка-зима

Цель:

Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.

Задачи:

1. Воспитательные:

• приобщение к музыкальному искусству;

• прививать любовь к народному культурному наследию;

• умение видеть характерные эстетические признаки.

2. Обучающие:

• расширять знания о Масленице;

•способствовать закреплению умения инсценировать песни, импровизировать танцевальные движения;

• учить петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности песен в соответствии с характером и жанром произведения.

3. Развивающие:

• развитие музыкально-художественной деятельности;

• поощрять проявление творчества, инициативы;

• формировать умение создавать выразительный образ.

Методы и приемы:

наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация;

словесный – объяснение, беседа, рассказ;

репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.

Материалы и оборудование:

наглядные пособия –детские музыкальные инструменты, платочек, чучело Масленицы; проецирующий аппарат, музыкальный центр, фортепиано.

План образовательного процесса:

1. Вход – «Полянка» в записи оркестра народных инструментов;

2. Песенка-приветствие «День добрый!» муз. К. Андреаса.

Программные задачи: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей с целью формирования полноценной личности ребенка. Настрой на позитив, эмоциональную приподнятость, дружеское отношение друг к другу.

3. Рассматривание слайдов на масленичную тему.

4. Пение: «Масленица широкая», р. н. п.

Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.

5. Слушание: «Весна» А. Вивальди.

Программные задачи: формировать умение различать оттенки настроения в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми; воспитывать в детях чувство красоты (природы, живописи, поэтического слова, музыки)

6. Игра в ансамбле шумовых инструментов: «Ой, вставала я ранёшенько».

Программные задачи: учить технике исполнения на бубнах, рубеле, колокольцах, играть в ансамбле, соблюдая ритм, развитие музыкальных и творческих способностей детей.

7. Пение: «Блины» р. н. п.

Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.

8. Музыкально-ритмические движения:

1) Упражнение: танцевальный шаг на носочках.

Программные задачи: учить легкости и ритмичности выполнения шага на носочках, держать осанку.

2) Танец «Самовар».

Программные задачи: стимулировать творческую активность детей, обратить внимание на выразительность движений в танце.

3) Хоровод «Веснянка» р. н. п.

Программные задачи: совершенствовать выразительное выполнение хороводного шага, передавать в движениях характер танца.

4) Русская народная игра «Гори ясно».

Программные задачи: активизировать малоактивных детей, углублять музыкальные впечатления детей, передавать атмосферу игры.

9. Отметка активных детей – оценка и выявление детьми наиболее активных, старательных и артистичных участников образовательного процесса.

10. Выход: «Полянка» в записи оркестра народных инструментов.

Ход образовательного процесса:

Дети входят в зал под р. н. м. «Полянка»

Муз. рук: У меня сегодня, ребята, отличное настроение. А у вас?

А у кого плохое настроение, мы поможем!

Подарим друг другу улыбку?

Музыкальное песенка -приветствие: «День добрый!» муз. К. Андреаса (Муз. рук №2-2004, с. 18.)

Муз. рук: Посмотрите, у всех на лицах появилась улыбка! Всем весело!

Сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в гости к одному старому русскому празднику. Согласны попутешествовать?

Дети: Да!

Муз. рук: Тогда вперед!

Под р. н. м. «Как на тоненький ледок» муз. рук и дети взявшись за руки идут «змейкой», затем дети импровизируют сами ходьбу в разных направлениях,

без помощи педагога.

Муз. рук: Вот мы и пришли.

Загадаю вам загадку,

Вы - скажите мне отгадку.

Тетушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везет,

На землю холод трясет!

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает!

«Прощай, Зимушка-зима». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область «Творчество»)

Муз. рук: Скажите, пожалуйста, а у нас какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Муз. рук: А какой месяц?

Дети: Февраль.

Муз. рук: Я хочу предложить вам послушать музыку, которая прекрасно передаёт состояние природы в конце февраля – начале марта, когда повсюду происходят важные перемены. Февраль - месяц неожиданностей, погодных перемен. Его ещё называют – зимобор, потому, что февраль с зимой борется.

Слушание: «Весна» А. Вивальди.

Беседа по музыкальному произведению:

1. сравнение музыкального произведения с поэтическим словом;

2. в каком исполнении прозвучала музыка;

3. придумывание сказки по данной музыке;

Показ слайдов.

Муз. рук: Послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите, подходит оно к музыке, которую вы прослушали?

Зима недаром злится,

Прошла её пора,

Весна в окно стучится,

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё гонит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу. (ответы детей)

Муз. рук: А сейчас, я вам предлагаю посмотреть на картину и может кто-нибудь узнает какой русский праздник празднуют в конце февраля начале марта?

Все рассаживаются, рассматривают картину.

Дети: Это Масленица.

Муз. рук: Правильно. Февраль богат традициями, обычаями, обрядами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны – Масленица. Её происхождение затерялось в глубокой древности. Давным-давно, отмечая Масленицу, люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

- А кто главная участница праздника? (кукла Масленица)

- Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти.

Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями.

-А сейчас, ребята отмечают Масленицу? (ответы детей)

- Как отмечают этот праздник? (ответы детей)

-С чем сейчас его связывают? (ответы детей)

Муз. рук: (текст сопровождается показом слайдов)

. Правильно, сейчас Масленица–это народное гуляние, посвящённое проводам зимы, с карнавалами ряженых, ездой на тройках с бубенцами, катанием на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и весёлыми играми и затеями. Не будем и мы отходить от традиций!

Под музыку в зал въезжает на санях Масленица (чучело).

Ой, да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица погости недельку,

Широкая погости другую!

Масленицу ставят в центральный угол.

Ребята, Масленица приехала погостить к нам, чем бы нам её порадовать!

Дети: Песню спеть!

Песня «Широкая Масленица»

Доносится звон бубнов, стук ложек.

Муз. рук: Вы, слышите, кто-то ещё на Масленицу торопится?

Дети: Это ложки, бубны, трещётки и т. д.

Муз. рук: И, действительно, какой же праздник без весёлого оркестра

(объяснение техники игры)

- Что необходимо для того, чтобы сыграть слажено и красиво?

Дети: Прислушиваться к музыке и друг к другу, быть внимательным.

Ансамбль шумовых инструментов

исполнение под русскую народную музыку «Как вставала я ранёшенько».

Муз. рук: Дети, а кто знает, что самое главное в Масленице (ответы детей). Ну, конечно, блины! На протяжении всей Масленицы пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житьё, а Масленица».

Муз. рук начинает говорить слова из песни: «Как на масленой неделе…», дети подхватывают: «…из трубы блины летели!»

Муз. рук: Споём про блины?

Дети: Споём.

Муз. рук: Но вначале вспомним, какая песня по характеру?

Дети: Весёлая, задорная, радостная.

Муз. рук: Значит, и петь мы будем…

Дети: Задорно, весело.

Песня «Блины»(р. н. м.)

Муз. рук: Блинки поели, а чаю-то горячего, ароматного не испили. Выходи-ка, Самовар-Самоварыч, угости нас чайком!

Дети, мы знаем много движений русского народного танца (пружинка с разведением рук, присядка, кружение, топотушки и т. д, и мы знаем песню про самовар, может, покажем Масленице, как мы ей рады?

Дети: Покажем!

Танцевальная импровизация песни «Самовар».

Муз. рук: На Масленицу народ водил хоровод! Зиму провожали, а весну зазывали!

Хоровод «Веснянка» р. н. п.

Муз. рук: По традиции в конце праздника Масленицу сжигали и приговаривали:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Муз. рук: Ребята, вам эти слова знакомы? Откуда они?

Дети: У нас есть игра с таким же названием!

Муз. рук: Поиграем?

Дети: Да!

Русская народная игра «Гори ясно».

Муз. рук: Последний день Масленицы назывался «Прощёное воскресенье», или «Проводы». Прощаясь с Масленицей люди говорили:

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты не в среду пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделю веселье!

Ты пришла с добром,

С сыром, маслом и яйцом,

Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями!

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Муз. рук: Ребята, а вы хотите попрощаться с Масленицей?

Дети: Конечно, хотим.

Муз. рук: Тогда вместе повторяем:

«Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленицу увозят из зала.

Муз. рук: Вот и закончилось наша встреча с русским народным праздником Масленица.

- Вам понравилось наше путешествие?

- А кто узнал, что-то новое о праздновании Масленицы? (ответы детей)

Активным детям вручаются смайлики. (Определяют сами дети)

Дети выходят из зала под «Полянку» р. н. м.

Публикации по теме:

Совместное проведение физкультурно-речевых занятий в детском саду. 06. 12. 2012 г., в рамках городского семинара-практикума " Интеграция ОО "Физической культуры" с другими образовательными областями", было.

Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая! Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, На саночках расписных, Чтоб слуги были молодые, Нам подарки.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Прощай, Зимушка-зима». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область «Творчество»)
Опубликовано: 29 марта 2013 в 18:00
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...