Лучший педагог года

НОД по формированию целостного представления о природных зонах «Путешествие по континентам»

Марина Карьянова
НОД по формированию целостного представления о природных зонах «Путешествие по континентам»

Тема: "Путешествие по континентам"

(Интеграция ООО «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»)

Цель: Формирование целостного представления о природных зонах.

Задачи: Образовательные:

Формировать представление детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания, об экологических проблемах, возникающих по вине человека. Активизировать словарь детей, развивать монологическую и диалогическую речь, закреплять навыки чтения.

Публикация «НОД по формированию целостного представления о природных зонах „Путешествие по континентам“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

1. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные задачи:

3. Воспитывать экологическое сознание, культуру общения.

Оборудование:

Интерактивная доска Иллюстрации с изображениями животных и растительного мира Европы, Африки, Антарктиды, набор карточек «Поведение в лесу», набор карт для игры «Найди лишнего», макет «Антарктида» по 2 ёмкости с землё й на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги. Бейджики на каждого ребенка, халаты.

Содержание НОД

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад, я увидела объявление, которое дал Научный совет нашего города. А объявление такого характера. «Приглашаем желающих принять участие в акции «Интересные материалы о планете Земля».

Ребята, я предлагаю вам принять участия в этой акции и собрать интересный материал о нашей планете. Но для этого мы должны отправиться в научную экспедицию, а собранный материал предоставить в научный совет (дети стоят возле воспитателя). Но прежде чем отправиться в путь, я хочу посмотреть, какое у вас настроение.

Если вам легко и весело, поднимите руки вверх.

Если вам грустно – опустите руки вниз.

Я вижу у вас хорошее настроение, можно отправляться, но вначале отгадайте загадку:

«На столе передо мной закрутился шар земной. Арктика, Экватор, полюс, уместил всю землю?» (Глобус).

Дети: Глобус.

(На доске появляется глобус)

Воспитатель: Правильно, а как по другому назвать глобус?

Дети: Это модель нашей земли.

Воспитатель: Конечно, это модель земли. Скажите, как вы думаете, что каждый цвет означает на глобусе?

Дети: Жёлтый- пустыня; синий- моря и океаны; зелёный-леса; коричневый- горы.

Воспитатель: Мы отправимся в экспедицию по континентам нашей планеты. А теперь подойдите к карте и назовите какие вы знаете Континенты (работа у карты 3-4 человека). Молодцы, правильно назвали континенты и показали их на карте. Дети, на разных континентах живут люди разных национальностей и говорят на разных языках, даже цвет кожи у людей разный. А кто ещё, кроме людей живёт на нашей планете?

Дети: Животные, птицы, насекомые и рыбы.

Воспитатель: Правильно, вот сегодня мы поговорим о животных и климате Континентов. Но прежде чем отправиться в путь, надо иметь маршрут. Вот вы сейчас сами ее и составите. Подойдите к столам по три человека и соберите названия континентов. ( Дети собирают слова: Европа, Африка, Антарктида). Итак, наше путешествие начнем с Европы, с нашей Родины.

Воспитатель: Европа очень богата лесами. Скажите, какое значение для человека и животных имеет лес? (Слайд-лес).

Дети: Это дом для растений и животных, водоёмов, место для отдыха человека, в лесу растут грибы и ягоды, лекарственные растения.

Воспитатель: А каких животных мы можем встретить в наших лесах?

Дети: Мы можем увидеть волков, медведей, зайцев, белок, барсуков, кабанов.

(На доске появляется слайд леса с животными)

Воспитатель: Кто хочет рассказать коротко о каком -нибудь животном? (Рассказы детей). А какие деревья растут в нашем крае?

Дети: Ель, дуб, берёза, платан, акация, ива, сосна, тополь и др. (Слайд-лес).

Воспитатель: Лес- это дом для растений, птиц и животных. В лесу всё друг с другом связано. Посмотрите на экран (На экране изображения набор картинок-Трава-заяц-волк. Солнце-трава-кузнечик-птица-змея –филин). Ребята, покажите с помощь пищевой цепочки какая бывает взаимосвязь между растениями и животными? Соберем цепочку для хищников и для травоядных. Дети определяют связь между картинками и называют Пищевые цепочки.

Красива и разнообразна растительность наших лесов, много живёт животных в лесах Европы. То что мы увидели снимем на фотоаппарат, а снимок положим в папку Европа для отчета. Все готово, пора в путь и отправляемся мы в Африку. Но как нам туда добраться (дети смотрят на карту и определяют, что на самолете). Звучит гул самолета, слайд-полет самолета.)

Воспитатель: А вот мы и в Африке (на экране Африка, слышны голоса животных) Разнообразна природа в Африке. Африканские животные обрадовались и вышли нас встречать, но на радостях забыли дорогу домой. Помогите животным найти свой дом, свою среду обитания.

(На доске картинки ДЖУНГЛИ-ПУСТЫНЯ-САВАННА). Один ребенок раскладывает животных по их среде обитания. Остальные дети выполняют индивидуальную работу за столом, по карточкам.

(Аналогично выполняются задания с джунглями и пустынью)

Воспитатель: Отлично, всё правильно сделали. И здесь мы соберем материал для отчета

А теперь быстро на корабль, мы плывем в Антарктиду (Слайд-Антарктида,музыка ветра) Температура за бортом -49, ветер пурга. Что мы забыли сделать?

(Одеться. Физ. минутка)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем, (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони).

И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Отправляемся вперёд,

Сколько нас открытий ждёт!

Воспитатель: Мы приземлились в Антарктиде.

Это самая Южная точка земли, морозы бывают до -80 и даже летом здесь стоит мороз.. Люди здесь не живут, а приезжают ученые для изучения этой необыкновенной Земли. Для этого приплыли и мы. Посмотрите на макет Антарктиды. Посмотрите на макет и уберите животных которые не живут в Антарктиде (дети выполняют задание).

Назовите каких обитателей континента вы знаете? ( Дети отвечают: пингвин, тюлень, морской леопард, касатка, кашалот, буревестник,) (На экране появляются животные Антарктиды)

А растительность здесь есть?

Дети: Скудная. Лишайники. Мох

Воспитатель: А почему в Антарктиде скудная растительность?

Дети: Холодно. Земля мерзлая

Воспитатель: Антарктида покрыта льдом и снегом, белый покров отражает солнечные лучи, поэтому здесь всегда холодно, растительность бедная и скудная, а на самом ли деле это так, мы сейчас проверим с помощью опытов.

Пройдите пожалуйста в лабораторию и займите свои места.

Опыт с настольной лампой.

1. Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.

Вывод: в Антарктиде все покрыто снегом, он отражает солнечные лучи, темный цвет притягивает солнечные лучи.

Результаты опытов показаны на экране.

Изученный материал складывается в папку «Антарктида»

Опыт:

2 Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.

- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).

- Наливаем воду в первый стакан (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

- Наливаем во второй стакан. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.

Дети доказывают и делают вывод: в Антарктиде вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и растительность в Антарктиде бедная, без корневая.

Воспитатель: И этот материал нам надо запечатлить для отчета поместить в папку.

Воспитатель: Вот мы и завершили нашу экспедицию, пора возвращаться домой. Садимся в самолет и отправляемся в полет.

Итог: Вот мы и дома. Сейчас нам надо предоставить отчет научному совету.

Дети по очереди рассказывают о том, где они побывали, предоставляют папки с собранным материалом

Научный совет награждает детей за участие в акции сертификатом.

Публикации по теме:

Австралия Мы с дочкой сделали презентацию "Австралия", на урок географии. Эта презентация рассказывает о частях света, государстве Австралия, о животном.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность "Животные Крайнего Севера и Тундры".Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Автор публикации:
НОД по формированию целостного представления о природных зонах «Путешествие по континентам»
Опубликовано: 17 января 2014 в 18:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД