НОД по ознакомлению с окружающим миром (экспериментальная деятельность) в средней группе «Поможем кукле Маше»

Ольга Борисевич
НОД по ознакомлению с окружающим миром (экспериментальная деятельность) в средней группе «Поможем кукле Маше»

Цель:.Познакомить детей с материалом резина, её качествами. Доказать через опытническую деятельность её водонепроницаемость. Дать детям первоначальные представления о ткани и бумаге, их качествах и свойствах. Уточнить представления об использование ткани и бумаги в жизни человека. Закрепить знания детей о значении таких материалов как металл, дерево для жизни людей Развивать обследовательские действия и умения устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения опытов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление. Формировать навыки мыслительного анализа через игру «Правда-неправда» (ТРИЗ).

ООКоммуникация: Развивать диалогическую речь детей. Формировать звуковую культуру речи через упражненияна звукоподражания «Дождик» и «Насос». Упражнять детей в словообразовании (солнечная, дождливая погода).Формировать грамматически правильный строй речи. Закреплять в речи детей слова - прилагательные.

ОО Художественное творчество:Учить детей выполнять поделки из бумаги, развивать воображение. Фантазию. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

ОО Социализация: Развивать у детей интерес к игре с куклой. Формировать дружеские отношения в детском коллективе. Учить детей бережному отношению к вещам.

ОО Безопасность: Продолжать учить детей понимать ценность своего здоровья, сохранять его.

ОО Музыка: Вспомнить с детьми песню «Осень», учить выполнять под музыку ритмические движения.

ОО Физкультура: обеспечить детям в процессе деятельности двигательную активность, развивать мелкую моторику рук детей.

Материал: Игровой персонаж – кукла Маша, резиновые сапожки, образцы резины для каждого ребёнка, образец дерева, металла, воздушный шарик, резиновая перчатка, аудиозапись песни «осень», предметы из разных материалов для игры «Отбери правильно» ,образцы ткани и бумаги на каждого ребёнка, таз с водой, заготовки бумаги и деталей аппликациииз цветной плёнкидля изготовления открыток на каждого ребёнка.

Ход:

1 Организационный момент-коммуникативная игра «Мы друзья».(Дети встают парами в круг)

Побежали, побежали, парами скорей.

И друг другу погрозили – ссориться не смей.

Хлопнули в ладоши. за руки взялись,

А потом крепко, крепко обнялись. (поменялись парами, повторили игру)

2 Сюрпризный момент–(стук в дверь)- кукла Маша пришла в гости к детям.

Рассказ куклы: Ребята, я вышла гулять на улицу,было тепло, светило солнышко.

В. - Ребята, а как называется погода, когда светит солнышко? (солнечная).

Кукла продолжает рассказ –Была солнечная погода,но вдруг начался дождь.

Сначала капали маленькие капельки – кап- кап – кап-кап, потом дождик пошёл сильнее -Кап-Кап-Кап (упр. на изменение высоты голоса, звукоподражание).Появились большие лужи и у меня промокли ножки.

В. - Ребята, а как называется погода. когда идёт дождь? (дождливая).

- Маша, скажи нам,а что ты надела на ножки в дождливую погоду? (я надела туфельки).

-Ребята. а какую обувь надо надевать в дождливую погоду (резиновые сапоги)

Кукла спрашивает- а расскажите мне,ребята, почему надо в дождливую погоду надевать резиновые сапоги.

В. - Сейчас мы тебе Маша всё расскажем, садись с нами и слушай. (садятся на стульчики)

3 Исследовательская деятельность:

В. -Ребята, а из какого материала делают резиновые сапоги? Как вы думаете? (из резины).

В. -Сегодня я принесла вам кусочки резины. Давайте рассмотрим её внимательно. (воспитатель раздаёт образцы)

1 -Воспитатель предлагает детям взять в руки резину, помять её – вывод: резина мягкая.

2 – Гладят резину, сжимают её - вывод: резина гладкая, упругая.

3- В. показывает детям воздушный шарик, спрашивает:- Ребята, как вы думаете из какого материала сделан этот воздушный шарик? (из резины – он мягкий, гладкий)-вывод: значит резина может быть толстой и тонкой.

4 - Наш шарик маленький, что надо сделать, чтобы он стал большим? (надуть) В. надувает шарик

-что произошло с резиной? (растянулась)- .вывод: резина растягивается.

Ребята,давайте все вместе «надуем воздушные шарики».(упражнение на зкр–надувают шарики -ш. ш. ш., спускают- с. с. с.)

5 – В. показывает детям резиновую перчатку, спрашивает:

-Как вы думаете, из какого материала сделана эта перчатка (тоже из резины- она мягкая, гладкая,тонкая, растягивается,В. надевает детям по одной резиновой перчатке, проситопустить руку в воду.

- перчатка намокла, но рука осталась сухой. Вывод: резина не пропускает воду, она водонепроницаемая.

Воспитатель обращается к кукле – Вот почему, Маша, надо в дождливую погоду надевать резиновые сапоги - резина намокнет, но воду она не пропустит, и твои ножки останутся сухими.

Кукла: Спасибо вам, ребята. я всё поняла, буду надевать резиновые сапожки. А вы знаете, ребята. какое сейчас время года? (осень) .А вы знаете песню про осень? Спойте её мне.

4Музыкальная пауза -Физкультминутка:

Но сначала мы наденем на ножкирезиновые сапожки

На правую ножку, и на левую ножку. (имитируют надевание сапожек)

А потом гулять пойдём –и ножки уже не промочим. (встают в круг, поют песню, выполняют ритмические движения под музыку,садятся на места)

5Дидактическая игра «Отбери правильно»

В. - А теперь поиграем: У меня лежат на столе предметы из разных материалов. Мы будем отбирать из них те, которые сделаны из резины. Начну я.

(в. показывает способ действия-выбирает предмет, показывает его детям,говорит: Это мяч. Он из резины, ставит предмет на поднос.)

(Дети по- очереди отбирают резиновые предметы, действуя по образцу воспитателя. На столе остаются предметы из металла, дерева. В. спрашивает, что это за материалы, просит детей вспомнить и рассказать о них. - Металл тяжёлый, холодный. гладкий. Из металла делают машины, самолёты, посуду…Дерево лёгкое, тёплое, шероховатое. Из дерева делают дома, мебель).

6 Постановка задачи перед детьми:

Кукла:Ребята, но я пришла к вам,чтобы вы мне помогли. Я хочу, чтобы у меня было новое, нарядное платье. У меня есть ткань и бумага. (показ образцов ткани и бумаги).Подскажите мне из какого материала лучше сделать платье.

В. - Поможем, ребята, Маше? Но для этого нам нужно провести опыты с бумагой и тканью. .Пойдёмте в нашу лабораторию.

Дети проходят за столы. На столах образцы бумаги и ткани.

7 опытническая деятельность:

Опыт 1. А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать - помнется ли платье из бумаги? (дети мнут бумагу)

У всех бумага смялась? У всех.

.А теперь помните ткань. Помялась ли она? Можно ли разгладить мятую ткань? Как? (прогладить утюгом).Сделаем вывод - Бумага и ткань мнутся, но ткань можно прогладить утюгом.

2. А теперь проверим, порвется ли платье избумаги? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? Бумага рвется.

Попробуем порвать ткань. Ткань прочнее, чем бумага.

Сделаем вывод - Бумага рвется, ткань прочнее, чем бумага.

3. Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.

Положите листочки бумаги в воду. Что произошло? У всех бумага намокла? Бумага намокает и распадается. Положим в воду ткань, она впитывает воду, тоже намокает, но ткань можно высушить.

Сделаем вывод - Бумага намокает и распадается, а ткань намокает, но её можно высушить

-Ребята,что же мы узнали о бумаге? (Бумага мнётся, рвётся, в воде намокает и распадается.) Можно ли из такого материала сделать платье?

- Из какого же материала лучше кукле Маше сделать платье? (из ткани).

Воспитатель обращается к кукле: Маша, мы сравнили ткань и бумагу и выяснили, что бумага материал не прочный. Новое платье ты сшей из ткани. Оно будет прочное, если ты его испачкаешь, его можно постирать, а если оно помнётся его можно погладить утюгом. Кукла благодарит детей.

8 Игра «Правда-неправда» (ТРИЗ)

Дети стоят полукругом, В. называет качества и свойства материалов. Если он говорит правду дети поднимают руки и хлопают в ладоши (да-да-да, если неправду приседают (нет-нет-нет).

Резина мягкая (да)

Металл лёгкий (нет)

Дерево тёплое (да)

Бумага не мнётся (нет)

Ткань можно гладить утюгом (да)

Резина растягивается (да)

Резина не пропускает воду, она водонепроницаемая (да).

- Кукла спрашивает, а для чего же нужна бумага, что из неё делают? Дети отвечают- книги, альбомы, тетради, открытки…

В. -Но теперь мы, ребята, знаем, что бумага материал не прочный, и к вещам, сделанным из бумаги надо относиться бережно, аккуратно.

9 Ручной труд, художественное творчество детей. (работа за столами)

Воспитатель предлагает детям сделать открытку для куклы,раздаёт заготовки - прямоугольники.

- Показ образца воспитателя:

Прямоугольник согнуть пополам, совмещая короткие стороны и углы, разгладить линию сгиба. Украсить открытку цветами из цветной плёнки. (сначала приклеить стебелёк, затем вазу, потом цветы и листики)

-Закрепить последовательность наклеивания.

-Пальчиковая гимнастика

Большой палец встал один,

Указательный - за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»,

На работу им пора

Самостоятельная работа детей

В открытке нарисовать рисунок восковыми мелками по замыслу.

10 Уход куклы. Подведение итогов занятия.

Кукла хвалит и благодарит детей за красивые открытки. Прощается. уходит.

В. просит детей вспомнить с каким материалом познакомились сегодня, обобщает знания, подводит итог деятельности.

Публикации по теме:

Исследовательский проект в первой младшей группе «Свойства ткани»Исследовательский проект в первой младшей группе «Свойства ткани» Актуальность проекта. Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была одета в платье.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром (экспериментальная деятельность) в средней группе «Поможем кукле Маше»
Опубликовано: 19 мая 2013 в 16:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...