НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная система»

Лариса Ведрова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная система»

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная система»

Ведрова Лариса Сергеевна НОД «Солнечная система»

в старшей группе «Гномик»

Программное содержание: продолжить формировать представления о солнечной системе, закрепить название планет, местоположение, отличительные особенности. Познакомить с тремя фазами луны. Способствовать развитию логики мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь детей, учить составлять небольшие связанные рассказы о планетах, созвездиях. Вызвать положительные эмоции от общения с «инопланетяниным», «прямого» контакта с космосом.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, что это такое? Где шумит? (Звучит фонограмма).

«Внимание! Внимание! Внимание! Слушайте все! В районе детского сада «Сказка» старшей группы «Гномик» приземлилась летающая тарелка. Всем! Всем! Всем! Срочно, броситься на поиск этого объекта!»

Воспитатель: Ребята, Вы слышали? В районе нашей группы приземлилась летающая тарелка. Давайте найдем ее. (Воспитатель, вместе с детьми выходит в приемную, там находят летающую тарелку).

Воспитатель: как вы думаете, там есть кто-нибудь? Как узнать? (Предлагает по очереди постучать и спросить: «кто там»? Обращает внимание, чтобы дети использовали разные словесные обороты).

Плутанида: Ой, кто это?

Дети: Мы ребята из старшей группы «Гномик». А ты кто?

Плутанида: Меня зовут Плутанида. Я прилетела с планеты Плутон. А на какой планете я нахожусь?

Дети: Земля.

Воспитатель: Плутанида, скажи пожалуйста, как ты сюда попала?

Плутанида: Я летела в космосе, как вдруг какой-то метеорит столкнулся с моей тарелкой и я потеряла управление. Теперь и не знаю, как попасть мне обратно домой на планету Плутон.

Воспитатель: Давайте поможем Плутаниде добраться домой. А для этого сделаем космический корабль. (Воспитатель вместе с детьми к столам, стульчикам прикрепляют детали космического корабля, сделанные на предыдущих занятиях заранее).

Воспитатель: Вот мы и сделали целую систему космического корабля «Союз-2000». Вы будете космонавтами, а я буду командиром этого корабля. Занимайте свои места. (На каждый сто (отсек) ставится табличка и сообщается, что это обозначает:

- опытная лаборатория;

- конструкторское бюро;

- научная станция;

- пилотируемая часть.

Звучит мелодия, дети вместе с воспитателем ведут обратный счет от 10 до 1.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит

Светит ласково к окошко

Догадались… это? (Солнце)

Воспитатель выкладывает на фланелеграф символ солнца.

Плутанида: Вот моя планета!

Воспитатель: Плутанида, ты не права. Ребята, с какой планеты прилетела Плутанида? А что собой представляет Солнце? (На фланелеграфе выкладываются символы Венеры и Меркурия).

Плутанида: Ура, я вижу свою планету!

Воспитатель: не торопись, Плутанида, выслушай детей. (Ответы детей о планетах).

Воспитатель: Правильно, Меркурий самая маленькая планета и самая близкая от Солнца. Это очень горячая планета и поэтому она как и Солнце желтого цвета.

Эту планету назвали Венерой (выкладывает бога любви Венеры). Посмотри внимательно, как красива Венера. С древних времен все красивое называли красным. Говорили: красна девица, красная площадь, красный угол. Послушай, как звучат слова «красивая», «красная». Они даже похожи. Поэтому планету Венера в астрономии стали обозначать красным цветом.

(Воспиататель выкладывает символ Земля).

Зеленовато-голубая

В небе проплывает

И на ней мы с Вами

Дружно проживаем.

Что? (Земля).

Плутанида: А почему земля зеленого цвета?

Воспитатель: Дети расскажите, почему на ней разные цвета? (Ответы детей).

Ребята, посмотрите, на нашей планете уже наступила ночь. Давайте понаблюдаем за Луной. Посмотрите внимательно на Луну и скажите, на что она похожа? (выслушивает ответы детей, задавая наводящие вопросы).

Давайте посмотрим как Луна изменяет свою форму (демонстрирует схему Луны). Сначала она похожа на кусочек сыра, затем она становится в виде полукруга – это молодая луна, постепенно становится целой, похожей на тарелку – это время называется полнолуние. А затем, она уменьшается - в народе говорят: «тает» и совсем исчезает.

Плутанида: Я что-то не пойму, как определить, когда Луна молодая, а когда она умирает?

Воспитатель: Смотри, Плутанида, если Луна только что народилась, она молодая и растет – увеличивается в размере, и если к ней приставить вертикальную палочку, вот так, получается буква «р», что означает растет. А если луна старится, уменьшается в размере и скоро исчезнет, то она похожа на букву «с», вот смотри.

Плутанида: Я все поняла и хочу, чтобы дети нарисовали в своих тетрадях молодую луну, полнолуние и старую луну. (Пока дети выполняют задания, воспитатель выкладывает Марс).

Плутанида: Сейчас на небосклоне появилась планета, которая свое название получила от бога Войны. Догадались, как она называется?

На Марсе все времена года в два раза длиннее, чем на земле. Там очень холодно. Как Вы думаете, есть ли жизнь на Марсе? А на какой планете есть жизнь?

Физминутка:

Есть одна планета сад покачивание рук

В этом космосе холодном круг вокруг себя

Только здесь леса шумят наклоны вправо - влево

Птиц скликая перелетных движенье рук вверх-вниз

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой круговые движения рук

И стрекозы только тут приседание

В реку смотрят удивленно наклоны вперед

Береги свою планету выбрасывание рук вверх

Ведь другой такой и нету!

Плутанида: Как все-таки красива и прекрасна Ваша Земля.

(На фланелеграфе Юпитер).

Воспитатель: Корабль не может подлететь близко к Юпитеру. Вышла из строя система определения температуры. Необходимо провести опыт. Но в начале давайте познакомимся с планетой Юпитер. Планета названа в честь бога вселенной. Какого она цвета? Чем она похожа на планету Земля? Чем отличается? Как Вы думаете: тепло или холодно на этой планете? Давайте проведем опыт, прошу всех пройти в опытную лабораторию.

(Воспитатель предлагает потрогать горячую грелку и определить ее температуру). Что нам ответить опытная лаборатория, возможна ли жизнь на Юпитере и почему).

Звучит фонограмма? Всем! Всем! Всем! Планету шестой орбиты разбил метеоритный дождь. Необходима помощь. Космонавты с планеты Земля: помогите собрать нашу планету.

Воспитатель: Давайте пройдем в конструкторское бюро, настоящие космонавты всегда помогут собрать разлетевшуюся планету. (Из разрезанных частей, сложить планету).

- Какого цвета?

- Чем отличается от других?

- Как называется планета?

- По какой орбите она движется? (Все разрезанные картинки, соответствуют, той или иной планете).

Плутанида: Смотрите, следующая планета заколдована, надо и ей помочь. (Уран)

Воспитатель: Чтобы расколдовать планету, надо пройти в научную лабораторию и разгадать ребус. (Каждый ребенок выбирает ребус, пиктограмму, где зашифровано название планеты).

Воспитатель: Следующая загадка встала перед нами. Давайте и ее попробуем разгадать (демонстрирует картинку морского царя Нептуна).

Догадались, к какой планете мы приближаемся?

Почему ее так назвали?

Какого цвета планета Нептун?

Почему в астрономии планету Нептун обозначают синего цвета?

Плутанида: отгадайте мою загадку:

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром – увядают?

Что это? (Звезды)

Воспитатель: Прошу всех пройти в пилотируемую часть корабля и по звездным картам определить: какие созвездия встречаются на нашем пути. (У детей на столах картинки, на которых нарисованы звезды и написаны цифры. Соединив все цифры, по порядку, они должны по рисунку вспомнить созвездие).

Звучит фонограмма: Внимание! Внимание! Внимание! На связи с землянами инопланетянин. Желаю вступить с Вами в контакт!

Плутанида: Ура! Это гуманоид с моей планеты меньше Земли. Здесь вечная стужа, снег и лед. Большое спасибо, что доставили меня к планете Плутон! Можете отправляться к себе на Землю. Только чур, глаза закрыли и не подглядывайте, так как никто не должен знать, как я выйду в открытый космос. Свяжемся с Вами позже.

Воспитатель: Ну вот, ребята. Мы доставили Плутаниду на ее родину, но нам пора возвращаться. Чтобы отправиться назад, нам надо сделать карту. Отправимся в пилотируемую часть корабля, создадим карту солнечной системы. (Дети на листочках рисуют расположение планет в солнечной системе. В ходе рисования, воспитатель задает вопросы: как называется планета, почему такого цвета? По какой орбите движется? Есть ли жизнь на этой планете? Чем отличается)

После окончания работы дети закрывают глаза, звучит фонограмма, идет обратный счет и… Вот мы и приземлились. А как она называется? Как она красива из космоса. Понравилось ли Вам путешествие? С чем Вы столкнулись в космосе? А почему человека всегда тянет домой, на Землю?

Посмотрите: нам кто-то оставил письмо. Интересно, что в нем?

«Дорогие ребята! Большое спасибо Вам за помощь. Вы не только добрые, отзывчивые, но и умные, много знающие о космосе, о солнечной системе. Я не могла Вас покинуть, не отблагодарив. В память о себе оставляю летающую тарелку. До свидания, надеюсь на просторах вселенной, еще раз Вас встретить. Ваша Плутанида.

Воспитатель: Ребята, давайте поставим летающую тарелку, в игровой уголок, может наши игрушки, когда - нибудь, тоже захотят попутешествовать в космосе.

Публикации по теме:

«Солнечная система» Оформление "Солнечная система" для познавательного уголка в подготовительной к школе группе. Благодаря такому наглядному оформлению дети.

Конспект интегрированной НОД по рисованию в нетрадиционной технике (мыльными пузырями) в старшей группе «Солнечная система» Тема «Солнечная система» Программное содержание: Учить рисовать планеты мыльными пузырями, обобщить представления о космосе. Развитие длительного.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная система»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 08:24
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...