Лучший педагог года

Конспект НОД «Перелётные птицы»

Екатерина Озерова
Конспект НОД «Перелётные птицы»

Тема: Перелетные птицы

Цель: Поощрять использование детьми в активной речи простых распространенных предложений, включающие слова с однородными определениями.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Активизировать использование в словаре названия перелетных птиц, дифференцировать обобщенные понятия (перелетные, зимующие, домашние);

Публикация «Конспект НОД „Перелётные птицы“» размещена в разделах

• Активизировать использование уменьшительных форм существительных с различными суффиксами (кукушечка, скворушка, птенчик);

• Использовать родственные слова (скворец, скворечник, скворчата, скворчиха, скворчонок);

• Закреплять умение делить слова на слоги;

• Совершенствовать навык осознанного чтения слов

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать сенсорные способности детей: закреплять умение вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по внешнему виду и самостоятельно выражать свои мысли словами;

• Продолжать развивать воображение детей, логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать птиц между собой, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа).

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать интерес к изменениям в природе, к перелетным птицам, бережное отношение к ним;

• Воспитывать умение слушать другого.

Материал:

1. ТСО: компьютер, проектор, диск;

2. Раздаточный материал: задания-загадки, оформленные в виде яичек;

3. Речевой материал: загадки о перелетных птицах, стихи о весне;

4. Оборудование: мяч, макет паровозика, указка, небольшая плетеная корзиночка

Словарная работа: активизация пассивного словаря: ледоход, ранняя, поздняя весна, перелетные, зимующие птицы.

Пропедевтическая работа:

1. Наработка воспитателями необходимого словаря по темам «Перелетные птицы», «Весна»

2. Изготовление с родителями скворечников для участка детского сада

3. Рассматривание картин, чучел перелетных птиц

4. Наблюдение в течение всей весны за перелетными птицами во время прогулок

5. Конструирование из бумаги перелетных птиц, рисование птиц

6. Загадывание загадок о перелетных птицах и отгадывание их

7. Дидактические и речевые игры «Собери птицу» (выложить птицу из отдельных частей, «Узнай птицу по силуэту»

8. Прослушивание аудиозаписи с голосами перелетных птиц

9. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

10. Разучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна». А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

11. Чтение Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково»

12. Чтение детьми стихотворений А. Н. Плещеева «Весна». А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

Методы и приемы:

1. Современные компьютерные технологии: презентация «Перелетные птицы». Показ и рассматривание птиц, прослушивание голосов птиц.

2. Игровая ситуация: путешествие в весенний лес в поисках соловья.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (зимующие и перелетные; домашние и перелетные); «Найди гнездо для птицы» (в синем гнезде – птицы, в названии которых один слог; в желтом – в названии 2 слога; в зеленом – 3 слога); «Узнай по описанию» (описание птицы 1 ребенком – другие угадывают о какой птице идет речь).

4. Ответы на вопросы: Какая? Какой? Какие? Назови птенца? Много кого? Назови ласково?

5. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка»

6. Динамическая пауза «Летает – не летает» (логопед называет птиц, если птица перелетная – дети машут руками; если зимующая, или домашняя – присесть)

7. Выполнение индивидуальных заданий: 1 задание – прочитать название птицы, посмотреть на символ, если сердечко – нужно назвать птицу ласково; 2 - если символ птенец – нужно назвать птенца)

Ход занятия:

I часть Орг. момент

(1 минута)

Звучит пение птиц. Дети стоят в полукруге.

- Ребята, что вы слышите?

- Как вы думаете, почему мы сейчас все чаще слышим пение птиц?

II Основная часть

Введение в тему (1 минута)

- Действительно, к нам из теплых стран прилетают перелетные птицы. А хотите ли вы отправиться со мной в весенний лес и поближе познакомиться с перелётными птицами? В паровозик из Ромашково сядет тот, кто назовет перелетную птицу.

- Все удобно устроились? Прекрасно, но не забывайте как нужно себя вести в общественном транспорте. Мы отправляемся в весенний лес, где встретим перелетных птиц. Смотрите внимательно в окно (на экран).

Показ слайдов с изображением ранней весны.

- Что вы видите?

- Какое это время года? Какая это весна? Леночка, прочитай, пожалуйста, стихотворение о ранней весне.

- Почему, наш паровозик остановился? Что вы видите в окне? Послушайте загадку.

-Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне скачет, а зовется птица…

- Да, это грач. Птица небольшая, черная, с короткими лапками, небольшими крыльями, небольшим хвостом.

- Как зовут птенца грача?

- А если птенцов много…

Слайд «Скворечники»

- Посмотрите ребята на деревья. Что вы видите?

- А кто живет в скворечнике?

Показ слайда с изображением скворца.

- Как называют птенца скворца?

- А много кого?

- Как зовут маму скворчат?

- Как назвать скворца ласково?

Игра «Узнай по описанию»

-Я вижу еще одну птицу? Влад, подойди ко мне, расскажи ребятам о ней, чтобы они догадались кого мы увидели.

(Показ слайда с изображением аиста на компьютере одному ребенку, для других – проектор закрыт)

- Какого цвета эта птица? О размере? О клюве? Крыльях, хвосте, лапках? Где находится её гнездо?

(Показ всем детям слайда с изображением аиста)

- Чем отличается аист от грача?

- Продолжаем наш путь. Интересно, какие изменения произошли на реке?

- Я вижу еще одну птицу. Угадайте, кто это?

Показ слайда с изображением утки.

Пестрая крякушка, любит лягушек,

Ходит вперевалочку, спотыкалочку.

- Она вам нравится? Катя, назови, утку ласково.

- Назовите птенца утки. Кого много?

Показ слайда с изображением цапли.

- Вижу еще одну птицу :

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом и назад

Ищет в речке лягушат.

- На какую птицу похожа эта птица? Чем отличается?

Показ слайда с изображением лебедей.

- По воде плывут грациозные птицы, вы узнали их? Назовите их ласково.

- Как называют птенцов лебедей? А если один птенец?

Показ слайдов с изображением поздней весны.

- Наконец-то, мы приехали в весенний лес. Что произошло с деревьями? Какая к нам пришла весна? К нам она приходит позднее, какая она? Как еще можно сказать? А еще?

- Среди ветвей я увидела еще одну птицу. Послушайте ее голос… Кто это?

(включить запись голоса кукушки)

Показ слайда с изображением кукушки.

- Что за птица пролетела так низко над нашими головами? Ваня, расскажи стихотворение «Сельская песенка».

Показ слайда с изображением ласточки.

- Какая эта птица, кто хочет рассказать нам об этой птице?

Динамическая пауза «Летает - не летает»

Логопед называет перелетных и других птиц. Дети, если слышат название перелетной птицы – машут руками. Если другая – домашняя или зимующая – приседают.

Дидактическая игра «Найди гнездо для птицы»

- Помогите птицам найти свое гнездо. В синем гнезде живут птицы, в названии которых один слог; в желтом – в названии которых 2 слога; в зеленом – 3 слога. Дети называют птиц и раскладывают карточки с изображением птиц в разноцветные гнезда.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- Все птицы перепутались, кажется, какая-то птица лишняя.

- Я нашла гнездо с необычными яичками.

Индивидуальные задания на карточках – яичках

низкий уровень развития детей - собрать разрезную картинку;

средний уровень - дано название птицы

Задание: прочитать название птицы

высокий уровень – дано название птицы + символ

Задание: прочитать название птицы и назвать птицу ласково

- Молодцы! Вы догадались какой птички эти яички?

Послушайте ее голос.

(Включить запись с голосом соловья)

Показ слайда с изображением соловья.

- Мала птица, да голос велик! Так говорят об этой птице. Возвращаемся домой.

III Заключительная часть (2 минуты)

- Вам понравилось путешествие? Что особенно вам понравилось? С кем вы хотели бы познакомиться в следующий раз?

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Птицы России» Октябрь. «Вижу чудное раздолье…» Занятие № 2 «Птицы России» Цель: закрепление знаний о перелетных птицах. Знакомство детей с птицами, занесенными.

Подгрупповая логопедическая НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цель: Развитие образной речи и формирование понятия: «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», согласно лексической теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Перелётные птицы»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 08:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД