Лучший педагог года

НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»

Аржинт Лариса
НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»

Задачи:

- развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России;

- формировать чувство причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателем русских традиций;

- познакомить с основными колокольными звонами, строением колокола;

-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (изображений колоколов, русских храмов, Царь-колокола и др.).

Публикация «НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников „Колокольная история“» размещена в разделах

Оборудование: изображения: деревянное и металлическое била, первый колокол; презентация современных колоколов и колоколен, изображения православных праздников, свадьбы, пожара; деревянная и металлическая доски и колотушки; разрезная картинка «Колокол»; запись колокольных звонов (благовест, набат, «красный»).

Ход занятия.

Дети заходят в зал, звучит в записи колокольный звон. На экране изображение цветка колокольчика.

Муз. рук. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чудесном предмете с удивительным голосом. Послушайте стихи и попробуйте догадаться, что за предмет находится в шкатулке.

Из рода в род передавая,

Хранит народная молва

О тех творениях Валдая

Сказаний ясные слова.

Их звон как будто издалече

Черезвеков седую даль

Доносит гул грозовый веча

И песен нежную печаль. (Н. Коновалова. «Колокола»)

Муз. рук. Так что это за предмет? (Ответы детей)

Муз. рук. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. А вы знаете, что обозначает слово колокол? (Слово колокол обозначает созывать, оглашать.) Кого созывать? (Людей, народ.) О чем оглашать? (О радости, о беде.) Скажите, где можно увидеть колокола? (Ответы детей)

Муз. рук. Правильно, в церкви, в храме. Как вы думаете, для чего нужны колокола? (Ответы детей)

Главное в колоколе- голос. Люди любили колокольный звон и относились к колоколам как к живым. Даже части колокола называли как части человека: язык, губа, ушко, плечо.

Муз. рук. В древние времена на Руси не было ни радио, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья – приближались враги или возникал пожар, - и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой (показывает картинку, созывая людей собираться возле церкви. В российских селениях дома находились далеко друг от друга, а звук ударов был негромкий, поэтому священнику приходилось ходить по селу. Эту деревянную доску называли било. Слово «било» произошло от слова «бить».

Муз. рук. показывает детям деревянную доску с деревянной колотушкой, бьет колотушкой о доску, демонстрируя звук била, затем предлагает детям самим попробовать ударить.

Муз. рук. затем появилось металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбе и также били по ней колотушкой. Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии. (Муз. рук. предлагает детям ударить по металлической доске молоточком.)

Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно. Кто же придумал колокол? Существует легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: «Динь-дан-дон!». Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появился колокол (показывает картинку, который подвешивали на перекладину на столбе. Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме? (Ответы детей).

Муз. рук. А сейчас мы посмотрим из каких частей состоит колокол. Покажите мне ваши ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть «уши» (показывает). За «уши» колокол подвешивают на перекладину. Давайте посмотрим на ваши языки. (Дети показывают). У колокола тоже есть вот такой длинный «язык». Покажите ваши плечи. (Дети показывают на плечи.) Также у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище. (Дети показывают). А у колокола вот такое туловище, которое называют «тулово» (показывает). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. У колокола есть еще два «пояса»- верхний и нижний (показывает). Чтобы вы запомнили строение колокола, мы поиграем в игру.

Игра «Составь колокол»

Детям раздаются разрезные карточки, составляющие колокол. Дети, повторяя названия основных частей колокола, выкладывают самостоятельно из частей целое.

Муз. рук.

.Среди «предков» колоколов были и бубенцы. Ковали их уважаемые в селениях люди- кузнецы. Ох, и любит народ бубенцы! Бубенцы вешают домашним животным, чтобы они не заблудились, собакам и кошкам, чтобы нечистая сила не прокралась в дом, а лошадям – в праздники, чтобы веселее было. (Показ слайдов.)

Ребенок.

Слышишь? Сани мчатся в ряд-

То бубенчики звенят.

Серебристым, легким звоном

Слух наш радостно томят.

Ой, как звонко! Ах, как звонко!

Точно звучный смех ребенка. (Э. По. «Колокола и колокольчики»)

Муз рук. Давайте послушаем музыкальное произведение «Тройка» в исполнении оркестра р. н. и.

Муз. рук. Ребята, мы узнали, как появился колокол. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же? (Ответы детей).

Правильно, они находятся на колокольне, откуда он поет всю свою жизнь. По всей Руси стоят колокольни с колоколами (Показ слайдов).

Гордость нашей страны – колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. На ней восемь больших колоколов много малых.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонок раздается

Голос по лесам. (С. Есенин)

Рядом с колокольней Ивана Великого стоит самый большой колокол- Царь-колокол. (Показ слайда)

Одни колокола созывали на молитву, другие стояли на берегу моря и своим звуком подавали сигнал морякам об опасности, третьи помогали путнику в дороге, не давая ему заблудиться. (Показ слайдов) Ребята, как вы думаете, когда звонят колокола в церкви? (Ответы детей).

Муз. рук. Колокола звонят на большие церковные праздники. В такие праздники в храмах проходят службы, поэтому и звон очень торжественный. Производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется он так потому, что этим звоном возвещается благая, добрая весть о богослужении. Послушайте (дети слушают аудиозапись).

Если где-то случился пожар (показывает картинку, то колокола звонят тревожно, совершаются частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Вот, послушайте. (Слушают аудиозапись).

А когда у людей случаются радостные события, например свадьба (показывает картинку, звонят во все колокола, и называется такой звон красным. Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

Громко колокол звонил, (дети хлопают в ладоши)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь! (разжимают и сжимают пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно зажимают пальцы)

Будем праздник отмечать. (разжимают и сжимают «замок»)

Громко колокол звонил, (хлопают в ладоши)

Всех пожарных разбудил.

Просыпайтесь. Одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь! (разжимают и сжимают пальцы рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать. (поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди)

Громко колокол звонил, (хлопают в ладоши)

Всех гостей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь (разжимают пальцы вверх, вниз)

И цветами запасайтесь! (делают руками «цветок»)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно зажимают пальцы)

На свадьбе будем мы гулять! (хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед).

Большие колокола поют низким раскатистым голосом, у малых колоколов голос высокий, радостный, переливчатый- перезвон или трезвон. Давайте послушаем (слушают аудиозапись). Запомнили? А сейчас поиграем.

Проводится игра «Угадай колокольный звон».

Каждому ребенку муз. рук. дает три картинки: с изображениями свадьбы, праздника Рождества и пожара. Дети слушают звоны и показывают картинки, которые соответствуют этому звону.

Муз. рук.

Люди, играющие на колоколах, называются звонарями. (Показ слайдов)

Ну-ка дружно за канаты!

Вознесем его в простор,

В царство звуков под богатый

Голубых небес шатер.

Взяли! Разом! В ход!

Тронулся! Идет!

Пусть раздастся громче, шире

Первый звон его о мире.

(Ф. Шиллер. «Песнь о колоколе»)

Колокольчики изготавливали не только из металла. На Руси были такие мастера стеклодувы, которые изготавливали свои колокольчики из стекла и хрусталя, а фарфоровых дел мастера лепили колокольчики из глины, а голос дарила им печь, где их обжигали.

Звоны колоколов и колокольчиков вдохновляли не только мастеров, но и поэтов и композиторов, которые использовали колокольный звон или его имитацию в своих произведениях. Мы сейчас послушаем отрывки из музыкальных произведений, где слышны колокольные звоны. (Дети слушают музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота», из оперы «Борис Годунов»).

Небом посеянные места,

Богом целованные в уста.

Храмы под синим небом стоят,

Колоколами своими звонят.

Этот волшебных миров перезвон

Нас приглашает в сказочный сон.

По поднебесным просторам земли

Манят, и манят, и манят они…

(Э. По. Колокола и колокольчики)

Муз. рук. А сейчас мы украсим колокольчики русскими узорами и подарим их нашим гостям. (Дети изготавливают колокольчики- открытки).

Муз. рук. Что же мы узнали нового сегодня? (Ответы детей).

Муз. рук. задает детям уточняющие вопросы.

Муз. рук. Как в старину созывали людей в церковь?

Дети. Били по деревянной доске колотушкой.

Муз. рук. Что появилось потом?

Дети. Металлическое било.

Муз. рук. Где вешали первый колокол?

Дети. На столбе.

Муз. рук. Где сейчас звонят колокола?

Дети. На колокольне.

Муз. рук. С какими колокольными звонами мы познакомились?

Дети. Благовест, набат, красный звон.

Муз. рук. И, в завершении нашего занятия мы изобразим звучание колокольчиков на металлофонах под песню Г. Струве «У моей России».

Дети играют на двух звуках аккомпанемент к песне.

В конце занятия дети изготавливают подарки для гостей: на бумажные колокольчики наносят русские узоры акварелью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в Добрый мир» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Путешествие в Добрый мир» Воспитатель: Боголепова Е. Н. 25 ноября 2017 г Цели:.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы «Путешествие за сокровищами» Цель: Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе. Задачи: Углубить понимание общечеловеческих ценностей, как.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Донской сувенир. Подкова на счастье»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Донской сувенир. Подкова на счастье» Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация подковы-оберега).

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Как научиться уважать старших» Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе «Как научиться уважать старших» Цель: воспитание духовно-нравственной.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Михайлов град» Цели: - Воспитывать патриотические чувства: любовь к своей Родине. Развивать духовно-развитую гармоничную личность. Задачи (какие поставлены).

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «В мире доброты» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в средней группе. Тема: «В мире доброты». Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Добрый гость всегда в пору» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. «Добрый гость всегда в пору» Программные задачи. Продолжать знакомить.

НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у сказки «Гуси-лебеди» .

Отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Видео Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества.»Если ребенок родился и рос На родной.

Практический материал для педагогов по нравственному воспитанию старших дошкольников. Нравственно-этические беседы с детьми Беседа: «Как и чем можно порадовать близких?» Воспитатель показывает изображение человеческих лиц, выражающие эмоциональные различные состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 18:32
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД