МААМ-картинки

НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста «Весенний хантыйский праздник «Вороний день» (4 фото)

Зульфия Биккинина
НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста «Весенний хантыйский праздник «Вороний день»

НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

«Весенний хантыйский праздник "Вороний день"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепить и уточнить знания воспитанников о весне, о хантыйском весеннем празднике «Вороний день».

Задачи:

Образовательная:

Публикация «НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста „Весенний хантыйский праздник „Вороний день“» размещена в разделах

1. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне.

2. Рассказать о хантыйском весеннем празднике «Вороний день».

3. Познакомить с обычаями этого праздника.

4. Формировать умение отвечать полным предложением, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

5. Создание доброжелательной обстановки на занятии, укрепление веры в собственные возможности.

6. Уточнить опытническим путем, почему происходит смена времен года, и познакомить детей с животворным свойством воды.

Развивающая:

1. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

2. Развивать речевой слух, память, внимание, тонкую и общую моторику.

Воспитательная:

1. Воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

2. Воспитывать доброжелательность.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Место проведения: зимний сад

Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание весенних пейзажей; познавательные беседы; чтение художественной литературы; рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Весна»; дидактические игры и упражнения: «Первые приметы Весны», «Исправь ошибку», «Перелетные и зимующие птицы», и др.

Технические средства: музыкальная колонка; проектор.

Форма проведения: подгрупповая.

Материалы: конверт с письмом; следы животных; магнитофон и аудиозаписи с пением птиц, с карканьем вороны, хантыйских мелодий; национальные костюмы хантов, вороны, почтальона; сухая береза; разноцветные ленточки; глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси.

ХОД НОД

В группе.

Стук в дверь. Заходит почтальон.

- Здравствуйте. Это какой детский садик и какая группа? (ответы детей)

- Значит правильно попал. Вот примите, вам письмо. (конверт с письмом). Почтальон уходит.

Воспитатель читает письмо.

ПИСЬМО: Здравствуйте, дорогие ребята группы «Облачко»! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду, у меня зима украла мою главную помощницу ворону. Я прошу вас выручить нас, ведь без вороны не настанет весна, не будет ярко солнце светить, не появятся проталинки и не зацветет вся наша природа. Я вас приглашаю к себе в гости, чтобы мы вместе выручили мою ворону. А дорогу к моему дому покажут вам следы лесных животных, которые встретятся вам по дороге. Я думаю, что вы смелые ребята. Очень надеюсь на вас, друзья!

Воспитатель: Ну, что ребята, пойдем помогать Весне? (пойдем)

(Дети по схеме идут в зимний сад. По дороге они натыкаются на следы животных) дети должны угадать чьи это следы.

Дети вместе с воспитателем идут по следам и попадают в зимний сад, где звучит пение птиц.

(Весна детей встречает возле двери в зимнем саду).

Весна: Здравствуйте ребята.

- А знаете ли Вы кто я? (нет)

- А вот, угадайте мою загадку и тогда узнаете, как меня зовут.

Я раскрываю почки,в зелёные листочки.

Деревья одеваю,посевы поливаю,

Движения полна,зовут меня …

Если дети не угадали, загадывает вторую загадку:

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло, Волшебство

- Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица – …

- Правильно ребята, меня зовут Весна. (Весна грустит)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Весна грустит.

Весна: Как же мне не грустить? Ведь зима не собирается отпускать мою ворону. Вот читайте, какую телеграмму мне зима отправила

ТЕЛЕГРАММА:

Ха-ха-ха-ха, если ты, хочешь, чтоб твоя ворона вернулась к тебе, то выполни все мои задания. И вот тогда – то я и подумаю и может быть, отпущу ворону. И не забудь, я все вижу, у меня везде есть свои помощники, и если вдруг ты не выполнишь какое – то задание, то ворону я заморожу. Ха-ха-ха-ха. Вот мои задания (все задания на снежинках и сложены в один большой конверт)

Воспитатель: Весна не грусти и не переживай дети из группы «Облачко» очень умные и все задания выполнят и ворону Зима отпустит. Но, уважаемая Весна, дети наши самостоятельные и поэтому я оставляю их вам в помощь. А я пойду, поищу ворону на улице. Может она просто заблудилась, а Зима просто решила пошутить. (воспитатель уходит)

(Весна вместе с детьми проходят к первому столу, где лежат снежинки с заданиями и читает задание с первой снежинки).

1. Задание: «Когда это бывает?»

Нужно угадать времена года и расставить их по порядку. (По мере того как дети отгадывают загадки, картинки с временами года выставляются на магнитную доску)

- Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? -. (Осень)

- Лишь стукнет она

К нам в окошко снежком,

Мы санки берём

И на горку – бегом! (зима)

- Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться. (Лето)

- Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста «Весенний хантыйский праздник «Вороний день»

Весна читает задание со второй снежинки.

2 задание: Назвать приметы весны и весенние месеца

- Солнышко стало ярке и теплее греть

- Стали таять сосульки и зазвенела капель

- Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.

- Зажурчали ручьи.

- На деревьях и кустарниках набухли почки.

- С юга возвращаются перелетные птицы.

Весна: Ребята, а почему у нас происходит смена времен года? Что происходит с солнышком, которое нас согревает? (варианты детей)

- Оказывается наша планета находиться ближе к солнцу. (показать на картинке)

(Весна вместе с детьми проходят ко второму столу, где стоит глобус, светильник, для выполнения третьего задания).

Давайте проведем опыт: «Почему происходит смена времен года?»

- Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда падает свет от лампы. Что чувствуете? (это сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?

-Земля все время вращается вокруг солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратной стороне Земли (будет холодно, т. к. солнечные лучей доходит мало).

Мы с вами вспомнили, что ранней весной у нас появляются проталинки – а скажите, что у нас появляется на крышах? Правильно – сосульки. А вы знаете, что есть такая примета: «Длинные сосульки – к долгой весне». И, что, сосулька это символ зимы.

Давайте теперь попробуем проверить эту примету. И для этого нам нужно с вами подойти вот к этому столу. (Весна вместе с детьми проходят к третьему столу, где стоят тарелочки с сосульками, для выполнения четвертого задания).

Но без вашей помощи мне не обойтись. Кто хочет помочь растопить сосульки и приблизить весну?

Игра «Растопи сосульку» руками нужно растопить сосульку.

Фото «Вороний день»

Какие вы молодцы, ребята, мы с вами растопили зиму, урааа-ураааа, значит скоро и ворона к нам прилетит. Как я рада.

Весна: А вы знаете, как люди приветствуют весну, какой праздник символизирует приход весны? (Предполагаемые ответы детей: Масленица)

- Ребята, скажите, в каком городе мы с вами живем? Как называется наш округ? (Предполагаемые ответы детей: Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ.)

Молодцы, правильно

Весна: А кто коренные жители Ханты-Мансийского автономного округа? (Предполагаемые ответы детей: ханты и манси)

За дверью раздаются карканье вороны, шум, крики

Весна: Что за шум? Что за крики? Что случилось? Кто кричит?

В зимний сад выкрикивая «Ворона прилетела» выбегают мама и дети (воспитатель, мальчик+девочка, одетые в хантыйские костюмы.

Дети-ханты и мама-хантыйка: Мы видели ворону! Ворона прилетела!

Весна: Какую весть хорошую вы принесли! Значит, зима отпустила ворону и на наш север пришла весна! А какого цвета была ворона?

Дети-ханты и мама-хантыйка: Черная, черная, конечно!

Весна: А как вы думаете черная ворона хорошая птица?

Дети-ханты и мама-хантыйка: Пэча, пэча, хорошая птица!

Мама-хантыйка: А давайте поиграем в очень интересную хантыйскую игру «Хейро», после чего наше солнышко еще сильнее начнет греть.

Подвижная игра «Хейро»

Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т. е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Рассказ Весны: Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу.

С криком кар карр карр влетает Ворона, и из под крыла роняет веточки. Останавливается, смотрит на всех нас и говорит: Пэча, пэча дети! Пэча, пэча, все добрые люди!

Весна: Как я рада, ребята, что вы выполнили все сложные задания Зимы и она отпустила ворону.

Ворона: а знаете ли вы хантыйскую легенду про меня? (нет)

Ворона: Каррррр – каррр, ужас, как не знаете?

Мама-хантыйка: Я знаю такую легенду и могу рассказать вам всем. Хотите? (да)

Весна: а я вам помогу рассказать и показать эту легенду. (Весна за компьютером показывает слайды)

Легенда вороны сопровождается презентацией

Мама-хантыйка: У народов ханты и манси есть старинная легенда:

Традиция праздновать «Ворна хатл» появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. (слайды №1,2,3). Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. (слайды №4,5). И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. (слайд №6). Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». (слайд №7) Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. (слайды №8,9,10). Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее. (слайды №11,12).

Девочка хантыйка: А я знаю стихотворение про этот праздник:

Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона- первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети- множество забав

Приносит им весенний первый праздник.

Весна: А вот посмотрите, что ворона нам принесла с собой.

Это, что? (веточки)

Что же нам с ними сделать?

Правильно поставить в воду.

Весна: А давайте с вами проведем один опыт, который называется «Живая вода»

Процесс. Заранее на сосуд, наклевываем этикетку «Живая вода».

Давайте рассмотрим наши веточки. И поставим потом на видное место в сосуд с водой. Придем сюда через два –три дня и посмотрим, что же произойдет с нашими веточками. А как вы думаете, что произойдет? (предполагаемые ответы детей: корни появятся)

Весна: Правильно, одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. И нашим веточкам вода даст жизнь.

НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста «Весенний хантыйский праздник - фото

Ворона: А кто знает про меня приметы?

Дети: - если ворона сядет на низкое дерево - весна будет скорая, а если на высокое - затяжная.

- если ворона села на самую верхушку дерева - весной будет «большая вода».

- по количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

Ворона: Кааарррр молодцы.

Весна: На Вороний День, с приходом весны, у хантов есть древний обычай – задабривать ворону, завязывая яркие ленточки на берёзу. Завязывая ленточку, нужно пожелать, чтобы все родные и близкие были здоровы и счастливы, а главное загадать своё заветное желание. И я вас всех своих друзей приглашаю к березе, чтобы выполнить этот обычай. Вот и ленточки у меня готовы. (дети завязывают ленточки на березе).

Рефлексия

Весна: Какие вы ребята молодцы, выполнили все задания Зимы, и она отпустила ворону. И теперь наступит весна, солнце будет светить ярче и теплее, природа вся проснется после зимней спячке.

(Аутотренинг): И раз все так хорошо сложилось, давайте возьмемся за руки, и ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Весна: Ощутили?

Раз вы у меня в гостях, то гостей принято угощать. Я вас угощаю вас клюквой (или брусникой).

Фото №1 НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста от до лет Весенний хантыйский праздник

[b]Используемая литература:[/b]

1. Ворона прилетела. Весна пришла // АиФ – Югра №15, 2010г.

2. «Вурна хатл» – «Вороний день» АиФ – Югра №14, 2010г.

3. Пятникова, Т. Р. Вороний день / Т. Р. Пятникова // Традиционные обряды. хантовУсть-КазымскогоПриобья / Т. Р. Пятникова. – Екатеринбург, 2008.

4. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников. Издательство: Карапуз, 2005 г.

5. Северные просторы, 1995.- № 2-3

Публикации по теме:

«День Победы». Праздник для детей старшего дошкольного возраста Конспект праздника посвященного Дню Победы. Задачи: в доступной форме рассказать детям о большом празднике- Дне Победы. Развивать патриотические.

Праздник для детей среднего и старшего дошкольного возраста «День семьи» Праздник для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: обогатить представления детей о празднике и значении семьи в жизни каждого.

Конспект итоговой НОД «Путешествие в весенний лес» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закреплять знания по познавательному и речевому развитию, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: углубить представления.

Летний праздник «День цветов» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Предварительная работа: разучивание стихов, песен о цветах, разучивание танцевальных композиций. Изготовление шапочек цветов. Оформление.

Народный праздник «День жаворонка» для детей старшего дошкольного возраста Народный праздник «День жаворонка» для детей старшего возраста. Цель: 1. Расширить знания о наших предках, пробудить интерес к традициям.

Праздник «Татьянин день» для детей старшего дошкольного возрастаПраздник «Татьянин день» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширять и закреплять знания детей в разных областях, учить соревноваться, выполнять задания самостоятельно. Развивать активность,.

Спортивный праздник «День семьи» для детей старшего дошкольного возраста Спортивный праздник «День семьи» для детей старшего возраста Цель: воспитание ответственного и позитивного отношения к семье. Задачи: 1.

Спортивный праздник «День здоровья» для старшего дошкольного возраста Спортивный праздник «День здоровья» для старшего дошкольного возраста. Цели и задачи: • Закреплять знания о здоровом образе жизни человека;.

Занятие по краеведению в подготовительной группе «День птиц. Вороний праздник» Занятие по краеведению в подготовительной группе День птиц «Вороний праздник» задачи: Образовательные: познакомить детей с традициями народов.

Экологический праздник «День земли» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологический праздник «День земли» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора и обобщение полученных знаний в области экологии, вызвать яркие и позитивные эмоции, направленные на осознание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста «Весенний хантыйский праздник «Вороний день»
Опубликовано: 3 октября 2017 в 19:07
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД