НОД по формированию целостной картины мира «Сравнительные свойства дерева и металла»

Анна Дмитриева
НОД по формированию целостной картины мира «Сравнительные свойства дерева и металла»

НОД по формированию целостной картины мира для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Сравнительные свойства дерева и металла»

Образовательная область: «Познание (ФЦКМ)»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Цель НОД: углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.

Задачи НОД:

Образовательные:

познакомить с такими свойствами дерева и металла как плавучесть, горючесть и плавкость, намагниченность;

выяснить, как человек использует свойства металла и дерева для своей пользы.

Развивающие:

развивать:

мышление детей (операции анализа, синтеза, сравнения);

произвольное внимание;

представления о причинно-следственных связях;

умение строить высказывания типа рассуждений;

интерес к познанию окружающего мира;

умение применять разнообразные способы обследования предметов

Воспитательные:

воспитывать:

навыки коллективной работы;

культуру общения.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: плавучесть, горючесть и плавкость, намагниченность.

Индивидуальная работа: закреплять умение внимательно, сосредоточенно слушать с Арсением Ш. и Данилой Р., совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи с Викой В. и Ангелиной С.

Методические приёмы:

игровая мотивация - приход на занятие героев (Карандаша и Гвоздя, помощь им; опыты, решение исследовательских и логических задач, загадки; ИКТ, вопросы, напоминания, дидактическая игра «Корзина идей», «Что из чего сделано?».

Материалы и оборудование:

фотоиллюстрации с изображением различных предметов из дерева и металла; игрушки из дерева и металла; широкие и неглубокие ёмкости с водой – для проверки плавучести; деревянные палочки и металлические шурупы; несколько магнитов; небольшие кусочки шерстяной материи; гладкие деревянные палочки (карандаши); кусочки бумаги (конфетти); ноутбук с заготовленным слайд-шоу.

Предварительная работа:

рассматривание фотоиллюстрации с изображением различных предметов домашнего обихода из дерева и металла, картин с индустриальным сюжетом; чтение произведений С. Маршака «Откуда стол пришёл?», беседы на тему: «Дерево и металл», «Кузнец и плотник», «Ремёсла Киевской Руси»; отгадывание загадок по теме; дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Что нам стоит дом построить».

Ход занятия:

Введение

 

Дети под музыку заходят в зал.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на выставку. Проходите, рассмотрите внимательно предметы, которые здесь представлены.

Посмотрите на выставку внимательно ещё раз и ответьте мне на вопрос. Какие предметы вы увидели на выставке? (ответы детей: игрушки, посуду, мебель)

Из какого материала сделаны эти предметы? (ответы детей: из дерева и железа).

Назовите предметы, сделанные из металла (ответы детей). Назовите предметы, сделанные из дерева (ответы детей).

Посмотрите, к нам на выставку кто-то доставил посылки. Как вы думаете, кто их к нам принёс? (ответы детей: Дед Мороз, домовой, почтальон)

Правильно, почтальон. А вот, что в посылках, мы узнаем, прочитав письмо. Читаем: «Что в посылках, вы, ребята, узнаете, отгадав загадки». Ребята, отгадаем?

Дети: Да!

Воспитатель: Слушайте внимательно!

Первая загадка:

«Серый Ивашка.

Деревянная рубашка.

Где носом проведёт,

Там след кладёт.»

(Карандаш)

(ответы детей)

 

Другая загадка:

«Металлический Антошка

На очень тонкой ножке.

По головке постучишь,

Что-нибудь да смастеришь.»

(Гвоздь)

(ответы детей)

 

Воспитатель: Правильно. А скажите мне, пожалуйста, ребята, а как вы догадались, что в посылках гвоздь и карандаш?

(ответы детей)

Давайте откроем посылки и проверим ваш ответ (воспитатель открывает посылки и показывает их содержимое. В одной посылке лежат карандаши, в другой – шурупы).

(под музыку заходят Карандаш и Гвоздь)

Карандаш: Я точно знаю, что я самый важный!

Гвоздь: Нет, братец! Это я самый важный!

Воспитатель: Ребята, знакомьтесь. Это Карандаш и Гвоздь (гости подходят и здороваются с двумя тремя детьми). Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее для человека: дерево или металл.

К.: Дерево важнее, так как из него делают много нужных предметов!

Г.: Из металла тоже много нужных вещей делают!

 

II часть

 

Вос-ль: Ребята, давайте поможем разрешить спор Карандаша и Гвоздя о том, что важнее для человека: металл или дерево. Согласны?

(ответы детей: согласны)

Вос-ль: Вы смотрите познавательную передачу «Галилео». В этой передачи исследуют разные предметы и явления? Вот и я предлагаю вам стать исследователями и узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла, и какими свойствами они обладают. Исследования проводят в лабораториях. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.

(дети проходят за столы).

Рассмотрите, что лежит у вас на столах. А теперь внимательно послушайте меня. У вас на столах лежат шурупы и палочки. Чем они отличаются?

(ответы детей)

Вос-ль: Как вы узнали, что шуруп из металла, а палочка из дерева? (ответы детей: по внешнему виду). Верно, они по внешнему виду разные. Но предметы из металла и дерева отличаются не только своим внешним видом, но и (воспитателя перебивают Карандаш и Гвоздь).

К. и Г.: А можно, можно! Мы всё расскажем и покажем ребятам. А они пусть решат – кто из нас важнее и нужнее.

Вос-ль: Хорошо!

Расскажи Карандаш ребятам, пожалуйста, почему ты считаешь себя важнее?

К.: Нет, я лучше покажу, а ребята пусть повторяют за мной (проводится опыт на плавучесть дерева и металла).

В эту ёмкость с водой мы опустим деревянную палочку (дети повторяют). Видите, что произошло!

(ответы детей: палочка плывёт и не тонет).

К.: Вот-вот! А теперь Гвоздь попробует (опускают в воду металлические шурупы. Смотрят, что произошло).

К.: Я же говорил! Теперь вы видите, кто тут важнее?

Г.: Подумаешь! Это маленький шуруп утонул, но корабли тоже сделаны из железа, а не тонут. Ещё и грузы тяжёлые перевозят.

Вос-ль: Верно. А почему, ребята, вы знаете? (организуется игра «Корзина идей», когда в течении 1,5-2 мин. дети высказывают своё мнение, которое воспитатель обобщает).

Вос-ль: Корабли, сделанные из металла, имеют специальную конструкцию, которая позволяет им держаться на воде. А свойство предметов держаться на воде и не тонуть называется плавучестью.

Г.: Так что, уважаемый Карандаш, и металлические предметы обладают этим самым свойством…

Вос-ль: Ребята, подскажите Гвоздю, как называется свойство предметов держаться на воде? (ответы детей: плавучесть)

Молодцы! Значит, и дерево, и металл обладают свойством «плавучесть».

Г.: Теперь я попробую доказать ребятам, что металл важнее дерева.

 

часть

 

Г.: Ребята, я хочу показать вам фильм о себе.

(Воспитатель приглашает детей встать из-за столов и пройти на ковёр.)

Смотрите внимательно, и вы сразу поймёте, что металл важнее (показ слайд-шоу с комментариями воспитателя).

Вос-ль: Что вы узнали нового, просмотрев фильм? Про какое свойство металла вы узнали? (ответы детей: интересный. Металл не горит, а только плавится.)

Г.: Видите, ребята я могу стать мягким и расплавиться, а вот сгореть – нет.

Вос-ль: Ребята, а что происходит с деревом, когда оно горит? (ответы детей)

А как можно назвать свойство дерева, когда оно горит?

Вос-ль: Свойство дерева называется «горючестью», от слова «гореть».

К.: Зато люди используют дерево для отопления домов, потому что при сгорании оно выделяет тепло.

Воспитатель: Верно, Карандаш.

 

Физ. минутка:

 

«Кузнец» развести руки в стороны

Эй, кузнец – молодец, потом на пояс

Захромал мой жеребец. притопы ногами

Ты подкуй его опять. наклоны к носкам

От чего ж не подковать. наклоны к носкам

Вот гвоздь, вот подкова – руки в стороны

Раз, два и готово. два хлопка в ладоши

 

 

часть

 

Вос-ль: Ребята, давайте продолжим исследования.

(Воспитатель приглашает детей пройти за свои места.)

У вас на столах лежат магниты и шурупы. Возьмите по одному шурупу, поднесите к магнитам. Что произошло?

(ответы детей: магнит притянул к себе шуруп)

Вос-ль: Правильно! Магнит притянул к себе шуруп. Это свойство металла называется «намагниченностью». А теперь попробуем повторить то же самое с полоской бумаги, пластмассовой палочкой, деревянным карандашом (дети самостоятельно повторяют опыт).

Что произошло? (ответы детей: магнит не притягивает эти предметы)

Попробуем изменить наш опыт с карандашом. Послушайте внимательно, что для этого нужно сделать. Натрите карандаш кусочком шерстяной ткани быстро-быстро. Затем поднести карандаш к конфетти тем местом, которое натирали тканью. И посмотрим, что произойдёт. Попробуйте самостоятельно повторить опыт. Что у вас получилось?

Вос-ль: Кто что увидел?

(ответы детей: карандаш притянул к себе конфетти).

Вос-ль: Правильно, карандаш притянул к себе конфетти, как в опыте с магнитом и шурупом. Но чтобы карандаш притянул к себе конфетти, что мы сделали?

Мы приложили усилие, чтобы карандаш обладал магнитными свойствами. Теперь вспомните и назовите свойство предметов, благодаря которому они притягиваются друг к другу?

(ответы детей: намагниченность).

Это свойство называется «намагниченность».

 

Вос-ль: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и объясни». Команде Карандаша нужно отобрать картинки с изображением предметов, сделанных из дерева. Команде Гвоздя – предметы, сделанные из металла. А затем мы проверим, кто лучше справится с заданием. Работать надо дружно, тихо. (Воспитатель приглашает детей пройти за столы с картинками, разделившись на две команды. Детям даётся одна минута, чтобы отобрать картинки. Затем команды поворачиваются друг к другу и показывают по очереди картинки. Воспитатель опрашивает 2-3 детей из каждой команды, почему они выбрали эти картинки. Игра заканчивается благодарственными словами воспитателя о том, что все очень постарались.)

 

Вос-ль: И дерево, и металл очень важны для человека, ребята. Много вещей люди используют из дерева и из металла: без карандаша человек не смог бы писать, а без гвоздя человек не смог бы построить дом. Для приготовления еды мы возьмём сковородку из металла, потому что она не сгорит на огне. А для того, чтобы поудить рыбу, мы возьмём лёгкую деревянную удочку. Отсюда можно сделать вывод: человек в своём быту по-разному применяет свойства дерева и металла.

Решили мы ваш спор, уважаемые Карандаш и Гвоздь?

К.: Да, спасибо! Мы пойдём и узнаем, а знают ли другие дети о том, как важны дерево и металл для человека. До свидания, ребята! (прощание детей с Карандашом и Гвоздём).

 

Итоги:

 

Вос-ль: Вам понравилось, ребята, быть исследователями? Зачем мы стали исследователями? Что вы узнали нового? Можете ли вы научить кого-либо делать так же? (ответы детей:).

Вос-ль: Да, мы сегодня узнали с вами о разных свойствах металла и дерева.

Назовите, какими свойствами обладает дерево? (ответы детей)

Перечислите свойства металла (ответы детей).

Теперь мы знаем, что металл плавиться, а дерево горит. А ещё они обладают свойствами: плавучесть и намагниченность).

Когда вы вырастите, то сами сможете смастерить что-нибудь из дерева или металла, ведь это очень увлекательный процесс.

Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии? (ответы детей)

На следующем занятии мы с вами будем исследовать свойства льда и воды.

А чтобы вы не забывали, что стали исследователями, я хочу вручить вам медали юного исследователя.  

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
НОД по формированию целостной картины мира «Сравнительные свойства дерева и металла»
Опубликовано: 23 октября 2013 в 15:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...