«Великое дерево». НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира

Татьяна Бастылева
«Великое дерево». НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира

Тема: «Великое Дерево»

Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия: познавательно - исследовательский.

Цель: формирование представлений о многозначной роли дерева в жизни человека.

Задачи: образовательные: закрепить знания о строении деревьев, их значении в жизни человека, дать представление об «этажах» леса;

развивающие: развивать познавательные интересы, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Оборудование: магнитофон с записью «Голоса леса», слайды с картинами леса и деревьев.

Предварительная работа: Экскурсия в парк или лес, наблюдения за отдельно растущими деревьями, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, стихов и загадок о деревьях.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя о Дереве, соединяющем Землю и Небо.

Наступила весна. Она приходит к нам каждый год после холодной зимы, чтобы леса, луга, поля, реки, озёра, болота и все их обитатели смогли проснуться и с новыми силами жить и развиваться. Ведь вы сами после долгого отдыха с удовольствием бегаете, прыгаете, играете. Как бывает весело!

Весна даёт знак - готовьтесь расти, цвести, плодоносить. Готовьтесь к жаркому летнему солнцу, тёплым ливням, добрым ветрам. Знак этого вы хорошо знаете – тает снег. Птицы потянутся с юга, мыши- хомяки выберутся из нор, проснётся медведь, выберется из берлоги. Проснутся лягушки, ящерки и змеи вылезут из-под коряг и нор. Те, кто не спал зимой (зайцы, белки) начнут «переодеваться в летние костюмы полегче – учёные говорят «начнут линять». В озёрах и реках весна взломает лёд. А ветер принесёт на своих крыльях тепло и начнёт шуметь-будить деревья от зимнего сна.

Давайте-ка послушаем, о чём говорят деревья с ветром? Может быть, рассказывают ему свои зимние сны? (Аудиозапись шума деревьев)

Вот перед нами деревья : берёза, липа, сосна, ель, клён, тополь, осина, дуб – какие разные! И листья у них разные, и кора, у некоторых иголки есть. Что у всех одинаковое? Как они устроены? Чем заняты?

Если прислониться спиной к стволу и посмотреть вверх сквозь ветви – что там?

Стройный, высокий, крепкий ствол уходит в небо. Над нашими головами, иногда высоко-высоко, раскинулись ветви, словно этажи, а в землю глубоко-глубоко прячутся мощные корни.

Если нарисовать портрет дерева целиком, с корнями, которые прячутся под землёй, получится вот такая картина. (Картина дерева с корнями)

Посмотрите: ноги-корни держатся за землю, а тело-ствол возносит руки-ветки в небо- к солнцу и облакам. Дерево словно соединяет собой землю и небо, словно держит собой весь мир.

Дерево смолистое,

Ветвистое, стволистое,

Пятнисто-густолистное,

Ветвями в небо взвитое,

Корнями в землю вбитое.

Листочки – дочки юные,

А ветви – сыновья,

А корни – деды древние,

Стоит в лесу семья.

Игра 1. «В заколдованном лесу».

Чтение стихотворения второй раз, а дети в это время «превращаются» в деревья: застывают в различных позах. Угадать: какое дерево они хотели изобразить – молодое или старое, прямое или кривое, с плакучими веточками или гордо вознесёнными вверх.

Игра 2. Какое дерево я задумала?

Предложить отгадать дерево по перечисленным признакам.

Игра 3. (или физкультминутка) «Ветер в лесу»

Все дети – деревья, воспитатель – ветер.

Спокойно в лесу, деревья стоят без движения, с поднятыми руками – ветками. Налетает ветерок. Сначала лёгкий. Начинают дрожать листочки на деревьях. Ветер усиливается. Закачались ветки. Поднялась буря. Деревья гнутся и скрипят, машут ветками, но не могут сойти с места, корни – ноги крепко удерживают их в земле. Ветер затихает. Движения становятся менее резкими и сильными. Опять трепещут лишь листочки на деревьях. Снова тишина.

Практическая работа

Материал для рассказывания

В древности считали: корни дерева ведут в Нижний подземный таинственный мир, в вечный мрак и тайны.

Ствол дерева находится в нашем Среднем мире.

Ветви дерева шелестят листьями – ладошками в воздушном светлом Верхнем мире, тянутся к облакам, солнцу, упираются в небо. Они ближе к звёздам, чем мы с вами, в них живут птицы и ветер

Почему так считали?

«Давным-давно, в незапамятные времена, когда только – только были созданы вода и суша, воздух и подземный тёмный мир, зажглись солнце и звёзды, боги посмотрели на молодой сверкающий мир и показался он им красивым, конечно. Но слишком пустым. И решили они заселить его живыми существами.

Живых существ появилось в молодом мире великое множество: большие звери – с когтями, рогами; малые звери – пушистые, зубастые. Крылатые птицы, безногие змеи, махонькие жучки – паучки, черви, бабочки… Всех не перечесть! Да вот беда –бродят, бегают, прыгают обитатели молодого мира в полном беспорядке и без всякой дисциплины – толкаются, ссорятся. А всё потому, что никто им не рассказал, как молодой мир устроен, и не показал, где кому жить – обитать положено.

Ясно, что птицам лучше всего летать в небе и гнёзда вить повыше. Большим зверям – волкам, медведям, лосям – надо ходить и бегать по земле. Малым существам – мышам, кротам, жучкам – можно и под землю забраться, норки вырыть. Так бы всем без ссоры, без спора места и хватило.

Стали боги думать, как же им всем сразу понятно объяснить и показать, где что в молодом мире находится – где подземелье, где земля. Где небо?

Вот тогда они и придумали Великое Дерево, которое станет осью, стержнем мира.

Корни всегда будут в тесноте и темноте подземной. По ним те, кому положено, найдут дорогу в нижний мир. Там будут жить кроты, мыши, черви.

Ствол Дерева всегда будет тянуться вверх к солнцу сквозь наш Средний мир. В нём под кроной Дерева поселятся лоси. Зайцы, волки, люди и все, кто не летает, и в темень подземную спрятаться не спешит.

А ветви Дерева раскинутся высоко- широко, чтобы они держали на себе Верхний мир, в котором будут жить птицы и ветер, облака и звёзды, луна и солнце…

И как только поднялось Великое Дерево, как только соединило собой все три этажа молодого мира – тут же все живые существа заняли свои места, и никто больше ни с кем не ссорился. В молодой мир пришёл порядок…»

Вот какая сказочная работа у дерева!

В древности люди об этом помнили. Они очень уважали все деревья, верили и знали, что каждое дерево – живое существо, выполняющее важную работу. И если дерево надо было срубить, то сначала обязательно просили у него разрешения и прощения за то, что его губят. И уж никогда просто так веток не ломали.

Практическое задание. «Заселить» этажи макета дерева.

Воспитатель: Понравилось ли вам, дети, сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали?

Напоследок я прочту вам стихотворение Эммы Мошковской

У дедушки Дерева добрые руки,

Большие зелёные добрые руки.

Какая-то птица в руках суетится.

Какая-то птица на плечи садится.

Дедушка Дерево славный такой-

Белку качает большущей рукой.

Жучище примчался и сел, и качался

И всё восхищался, и всё восхищался.

Стрекозы примчались и тоже качались.

И мошки примчались и мошки качались.

И все свиристели в пуховой постели

Смеялись, качались, качались. Свистели!

Дедушка Дерево пчёл подхватил

И на ладони свои усадил.

У Дедушки Дерева добрые руки.

Большие зелёные добрые руки.

Наверно, их сто,

Или сто двадцать пять…

Чтоб всех покачать,

Чтоб всех покачать!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе Тема «День Знаний» Цель: Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о значении обучения.

Открытое занятие «Секреты шоколада». Познавательно-речевое направление с использованием исследовательской деятельности Содержание: 1. Вводная часть: введение сюрпризного момента 2. Основная часть: беседа, эксперимент, просмотр презентации. 3. Итоговая часть:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«Великое дерево». НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 16:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...