НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР

Неудачина Елена
НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР

Тема: «Путешествие в осенний лес» (по лексической теме «Дикие животные»)

Задачи:

- Развивать общую моторику, координацию, речевое и диафрагмальное дыхание;

- уточнить знание детей о диких животных, чем питаются, где живут; развивать словарь по данной лексической теме;

- учить детей образовывать глаголы с помощью приставок, употреблять предложно-падежные конструкции; упражнять в образовании притяжательных прилагательных, согласовании числительных с существительными, в подборе слов-определений, в употреблении существительных с суффиксами – ОНОК, ЕНОК;

- воспитывать любовь к родному краю;

- развивать воображение, словесно-логическое мышление, творческую активность и инициативу.

Оборудование: Оформление групповой комнаты осенней тематикой, предметные картинки с изображением диких животных, игрушка-медведь, игрушечный домик, деревья; предметные картинки с изображением шишек, грибов, капусты, морковки, курицы, мышки, ягод, листьев, желудей.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед

Встанем дружно мы в кружок,

За руки возьмемся.

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнемся.

Дети «дарят» улыбки друг другу.

2. Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Рыжая плутовка, Зверька узнаем мы с тобой

Хитрая да ловкая. По двум таким приметам:

В сарай попала – Он в шубке беленькой зимой.

Всех кур пересчитала. (Лиса) А в шкурке серой - летом. (Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога Хвост пушистою дугой.

Живет в глуши лесной. Вам знаком зверек такой?

Иголок очень много, Острозубый, темноглазый,

А нитки ни одной. (Еж) По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

- Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?

Логопед предлагает детям отправиться в осенний лес и поближе познакомиться с дикими животными.

Отправляемся в поход –

Сколько нас открытий ждет!

Ровным кругом, ровным кругом

Мы шагаем друг за другом.

Вот пришли в осенний лес,

Полон сказок и чудес.

Давайте восстановим дыхание и подышим чистым осенним воздухом.

3. Упражнение «Осенний воздух».

Вдох носом, выдох через рот.

Логопед

- А сейчас мы немножко отдохнем на лесной поляне и поиграем. Как вы думаете, кого можно встретить в лесу?

Дети называют животных, логопед выставляет картинки с изображением данных животных.

4. Игра «Расскажи, какой? какая?»

- Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая)

- Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый)

- Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий)

- Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный).

5. Игра «Назови семью»

Логопед предлагает детям назвать семью данных животных.

Мама – лиса, папа – лис, дети – лисенок, лисята;

Мама – медведица, папа – медведь, дети – медвежонок, медвежата и т. д.

5. Игра «Сосчитай-ка»

Логопед предлагает детям сосчитать животных на полянке. Показывает на картинку, дети считают (одна белка, две белки…; один волк, два волка, три волка…и т. д.).

6. Игра «Чей домик?», «Чьи следы?»

Детям предлагается посмотреть, где живут звери в лесу.

Вот это дупло чье? – Беличье.

Это нора чья? – Лисья.

Это логово чье? – Волчье.

Эта берлога чья? – Медвежья.

Этот куст чей? – Заячий.

Это нора чья? – Ежиная.

- А теперь подумайте и скажите, если мы придем на прогулку в зимний лес, чьи следы мы увидим на снегу? (Беличьи, заячьи, волчьи, кабаньи, лисьи).

А чьих следов мы не увидим и почему? (Медвежьи, ежиные – они зимой спят, медведь - в берлоге, а еж - в норе).

7. Физминутка «На водопой».

Логопед предлагает детям изобразить зверей и вместе с ними отправиться на водопой.

- Теплым осенним днем лесной тропой звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом).

- За мамой–лосихой топал лосенок, (Дети идут громко топая.)

- За мамой-лисицей крался лисенок, (Дети крадутся на носочках.)

- За мамой-ежихой катился ежонок, (Дети приседают и медленно двигаются вперед.)

- За мамой-медведицей шел медвежонок, (Дети идут вперевалочку.)

- За мамой-белкой скакали бельчата, (Дети скачут вприсядку.)

- За мамой-зайчихой косые зайчата, (Дети скачут на прямых ногах.)

- Волчица вела за собою волчат, (Дети идут на четвереньках)

- Все мамы и дети напиться хотят. (Дети поворачиваются в круг, делают движения языком – лакают).

8. Игра «Покормим животных»

Логопед говорит детям, что она захватила с собой угощение для животных и предлагает их покормить.

- Чем угостим белочку? – грибами, шишками, орехами.

- Чем угостим зайчика? – морковкой, капустой.

- Чем угостим лисичку? – курочкой.

- Кабана? – желудями.

- Лося? – травой, листьями.

- Ежа? – молоком.

- А про мишку я забыла, угощенье ему не взяла. Вот он и грустный. Но мы сейчас придумаем для него сказку. Я начну, а вы мне будете помогать. Выставляет игрушечный домик, деревья, ягоды малины, игрушку-мишку.

9. Составление сказки про Мишутку.

Жил-был в лесу Мишутка. Однажды шел он по лесу и увидел на поляне домик. Дальше дети варьируют фразу, употребляя глаголы с приставками: Мишутка по лесу (шел). Мишутка на поляну (вышел). Мишутка поляну (перешел). На полянке домик (нашел). Мишутка к домику (подошел, за домик (зашел, вокруг домика (обошел, а потом в домик (вошел). В домике он угощение ….(нашел, из домика (вышел, с крылечка (сошел, от домика (отошел) и к себе в лес (ушел).

Кто хочет еще раз рассказать эту сказку? Составление и показ сказки ребенком.

10. Дидактическая игра «Закончи предложение»

- Кого вы увидели в лесу? (ежа, лису, волка, зайца, медведя, а так же ежат, лисят, волчат, медвежат).

- Вы любовались кем? – (ежом, …и т. д.).

- Кто вам понравился? – (еж…и т. д.).

- Мы курочку дали кому? – (лисе, а грибы? – (белке) и т. д.

- Сказку рассказывали о ком? – (о медведе).

- Мы остались довольны кем? – (ежом, лисой и т. д.).

-Но вот нам пора возвращаться в детский сад.

Станем дружно мы в кружок,

За руки возьмемся.

А теперь, мои друзья,

Мы домой вернемся.

11. Итог занятия

Публикации по теме:

Мои занятияМои занятия Открытое занятие "Большое путешествие" Цели занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по лексической.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 10:31
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...