МААМ-картинки

НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Хитрые семена» по методике А. И. Савенкова

Омарова Нарима Гайбатуллаховна
НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Хитрые семена» по методике А. И. Савенкова

Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

-учить развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;

Публикация «НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему „Хитрые семена“ по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах

-упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперименты», «понаблюдать»);

-упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания;

-проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – семена, карточки с символическим изображением «методов исследования» :

- подумать самостоятельно;

- спросить у взрослого;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть в компьютере;

- провести эксперименты;

- понаблюдать.

Виды семян: огурцы, пшеница, перец болгарский, горох, фасоль; ёмкости для замачивания семян, марля, стакан воды, пинцеты, прямой биологический микроскоп, ноутбук, энциклопедии, презентация «Хитрые семена».

Ход «тренировочного занятия»

1. Мотивация

Выбор темы

- Это — с носиком пушинки,

Это — горсточка зерна.

Тут — горошек, там — крупинки.

Что же это?

- Семена.

- А зачем мы их набрали?

Не красивы, не вкусны…

Только место занимают!

- Подождём-ка до весны… (С. Ранджелович)

(Показываю семена)

2. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

Педагог: Как вы думаете, что такое семя? Для чего они нужны? Ребята, откуда они берутся?

Педагог: Вы даете разные ответы на мои вопросы – это ваши предположения. Ученные называют эти предположения гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

- семя – камешки из которых вырастают растения;

- они нужны чтоб выросли новые растения;

В ходе исследований мы вместе можем выяснить много интересного и нового о семенах, чего мы еще не знали.

3. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

Педагог: С помощью каких методов можно проверить ваши гипотезы? Выберите первый метод и закрепите на доске, а затем и последующие.

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы обсуждения, выкладываются на доске и озвучиваются).

4. Планирование деятельности

Составление плана исследования

Педагог: Ребята, посмотрите на доску, мы с вами определили порядок исследования. И у нас с вами получился план нашей исследовательской деятельности, по которому и будем работать.

5. Осуществление деятельности

Сбор материала

Педагог: Будем с вами по нашему плану собирать информацию о семенах. Что мы делаем при сборе информации, чтобы не забыть ее? (Ответы детей)

Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о семенах. (Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о семенах – свой ответ фиксирует на листочке)

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

Педагог: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

Педагог: Правильно, нам пригодятся энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (Ответы детей)

Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены семена. Затем попросить взрослого прочитать.

(Дети работают с энциклопедиями, педагог читает детям информацию, найденную в книгах о семенах, по их просьбе.)

У всех растений есть семена. Семена бывают разные– большие и маленькие, гладкие и шершавые, разные по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратными при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодами, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.

3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

Педагог: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». У кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить? (Ответы детей)

Педагог: Спросим, что такое семя? (Получив ответ взрослого, дети фиксируют его на листе бумаги).

Педагог: Еще спросим, какие семена бывают? (Дети фиксируют ответ на листе бумаги).

4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в интернете».

Педагог: Какой следующий метод по нашему плану? (Ответы детей)

Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет выдал правильную информацию?

- Зачем человеку семена? (Просмотр презентации).

(Дети фиксируют ее на листе бумаги и помешают рядом с методом исследования).

5. Пятый метод исследования «Наблюдение».

Для наблюдения нам понадобились емкости для посадки семян огурцов, перца, помидоров, гороха, фасоли, укропа, петрушки, лука и т. д., выше перечисленные семена, лейки, фартуки, перчатки, грунт.

Посадили семена и стали наблюдать за их ростом и развитием, и фиксировать их в дневнике наблюдений.

6. Шестой метод наблюдений «Эксперимент».

При работе надо соблюдать правила безопасности: не трогать грязными руками глаза, мыть руки мылом после контакта с грунтом, аккуратно работать с прямым биологическим микроскопом.

Опыт №1

Что внутри семян?

- Перед детьми семена разных форм и размеров. Дети рассматривают их через прямой биологический микроскоп, рассказать, что они видят, и предполагают, что это.

Опыт №2

Какой формы бывают семена?

Задачи: выяснить какой формы бывают семена разных растений.

Для проведения данного исследования необходимо провести предварительную работу. Собрать семена разных растений. На коробочке, где будут храниться семена, сделать зарисовку растения. Можно также сделать альбом: на странице с изображением растения наклеить скотчем семена этого растения. Для данного исследования подойдут семена разных растений.

Опыт №3

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

Опыт №4

«Исследование семян и беседа о условиях их прорастания

Цель: Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

Воспитатель обращает внимание детей на различные семена на столе

Предлагает рассмотреть их через лупу. Раскладывает семена к соответствующей картинки овоща. (тыква, арбуз, перец, фасоль, горох)

Дети отмечают, что семена бывают разного цвета, формы, размера. Воспитатель объясняет если семена замочить, то они быстрее взойдут. Педагог с детьми помещают семена на влажную тряпочку и наблюдают.

Обобщение полученных данных.

Педагог: Что мы узнали о семенах? Подтвердились ли наши гипотезы? Что узнали нового, чего мы не знали раньше?

А теперь я предлагаю рассказать о проведенном исследовании, опираясь на ваши зарисовки. (Дети рассказывают по желанию).

7. Рефлексия.

- Что для вас было самым интересным?

- А что было легким?

- Что для вас было трудным?

- А где вам могут пригодится знания о семенах?

- Что больше всего понравилось7

- Кто из вас был активнее всех на занятии?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы Тема: «Что такое воздух?» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Образовательные.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Знакомство с вулканом» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Знакомство с вулканом" Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД с детьми средней группы на тему «Поможем Незнайке выучить правила дорожного движения» Тема: «Поможем Незнайке» (о. о. «Познавательное развитие») Цель: систематизирование знаний детей о ПДД, развитие умения применять полученные.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «В поисках нового цвета» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления со способами получения.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками средней группы «Мы юные ученые» Тема: «Мы юные ученые» Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности с водой. Задачи: ОО «Познавательное развитие»:.

Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ)Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ) Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: познакомить детей.

Познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну математических наук» Цель: Развитие познавательной активности. Задачи: Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять.

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный лёд» для средней группы Информационный паспорт проекта : Средняя группа Цель проекта - формирование у детей знаний и представлений об особом свойстве воды – замерзании,.

Проект познавательно-исследовательской деятельности с детьми первой средней группы «Цветные льдинки»Проект познавательно-исследовательской деятельности с детьми первой средней группы «Цветные льдинки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жаргал» Проект познавательно-исследовательской.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Хитрые семена» по методике А. И. Савенкова
Опубликовано: 30 мая 2017 в 21:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД