Лучший педагог года

НОД по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Волшебный мир Петриковки»

Галина Реброва
НОД по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Волшебный мир Петриковки»

Цель: Расширить и углубить представление детей о Петриковской росписи.

Вызвать интерес к дальнейшему изучению основ Петриковской росписи.

Задачи: Продолжать знакомить детей с Петриковской росписью, ее основателями и современными мастерами.

Развивать творческое воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Воспитывать любовь и уважение к народным умельцам Кубани.

Публикация «НОД по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы Тема: „Волшебный мир Петриковки“» размещена в разделах

Материал к занятию: Репродукции Петриковских мастеров, мультимедийное оборудование, видео фильм об основателях и современных мастерах Петриковской росписи, гуашевые краски, круглые кисти №2,3,4, палитра, вода, пипетка, соска, ватные палочки, заготовки из картона предметов быта (разделочные доски, подносы, блюда, сахарницы и т. д.)

Ход занятия:

Дети входят в группу оформленную иллюстрациями работ Петриковских мастеров. Звучит спокойная мелодичная народная музыка. Дети рассматривают иллюстрации, восхищаются красотой и мастерством Петриковских умельцев.

Воспитатель: Ребята вам нравится эта выставка? Кто из вас догадался, что за мастера представлены на ней? Обратите внимание на технику написания орнаментов, на элементы. (Дети уже были знакомы с Петриковской росписью, ее элементами, техникой выполнения пальцем, тычком и кистью в старшей группе. Предполагаемый ответ: это Петриковская роспись, выполненная, Петриковскими мастерами).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

Да, действительно эта роспись Петриковская. В далекой степи, на просторах Днепропетровщины, распахнуло свои объятия село Петриковка. Знаменито оно во всем мире, своим удивительным и радостным искусством росписи предметов быта, украшения стен домов.

Красочные цвета красок добывают из сока растений и примешивают к нему яичный желток. Для красок использовались: травы – буряк, шелковица, листья и кора вишни. Главным в росписи считается мазок, который используется для росписи цветов, птиц, листвы. Применяют для росписи пальчик, чтобы нарисовать калину, рябину, виноград. В селе Петриковка, где родилась эта роспись, так и делали. Рисовали пальцами и самодельными красками. Затем начали делать «кошачки» - кисточки из кошачьей шерсти для тонких работ. Сейчас роспись стала более современной. Рисуем беличьими кисточками, но не забываем «кошечки» и пальцы (калина, рябина рисуется пальцами).

А сейчас я хочу познакомить вас с самым известным, старейшим мастером Петриковской росписи. Проходите к мультимидийному оборудованию.

Слайд№1. Это Татьяна Акимовна Пата. С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты. Как-то раз её родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки до самой стрехи. Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!». Вот такая история в жизни была у Татьяны Акимовны.

Тяжелая доля досталась художнице. Муж ее погиб на войне осталась она с четырьмя маленькими детками. Жили они бедно, голодовали. Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества.

Слайд№2. На этой фотографии Татьяна Пата за работой. Художница много творчески работала. Она была настоящим народным талантом. Ей было присвоено звание «Мастер народного творчества».

А сейчас давайте посмотрим, как создают свои работы современные Петриковские мастера. (Просмотр видео 3 – мин)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, работы, которые мы с вами рассматривали вначале занятия, были выполнены современными художниками или старейшими мастерами? Почему, вы, так решили? (Ответы детей. Добиваться чтобы дети по рассуждали чем рисовали раньше Петриковские мастера и чем сейчас, какие раньше использовали краски и какие сейчас)

Воспитатель: Да, действительно (вернуться к репродукциям) эти работы были выполнены современным мастером Бондарь Тамарой. Ее удивительные работы напоминают эти строки:

Восход солнца - хлынули лучи.

Роспись Петриковская, пред нами.

Озаряет душу нам в ночи,

Ярко-самобытными цветами.

Словно птица сказочная здесь,

Перья подарила нам на память,

Чтобы знали все, что она, есть.

Символ жизни - чистота и пламя.

Ребята, вам понравились эти стихи? (ответы детей). С чем поэт сравнивает Петриковскую роспись ( предполагаемые ответы: с восходом солнца, схлынувшими лучами, со сказочной птицей). Как Петриковская роспись воздействует на человека? ( предполагаемые ответы: озаряет душу нам в ночи)

Физминутка:

А сейчас ребята вы услышите музыку красивую, легкую, воздушную. Представьте что вы художественная кисть. Вас пригласили на праздник цветов. У вас хорошее праздничное настроение. Ваш первый вальс.

Изящно двигаясь в танце волшебном,

Кисть оставляет свой сказочный след.

Ах! Петриковская роспись бесценна,

Как ясность неба и солнечный свет!

(Звучит красивая музыка, дети выполняют танцевальные движения по представлению)

Воспитатель: Ребята мне очень понравились ваши движения. Вы будто вырисовывали сказочные цветы. Как Петриковские мастера создают свои произведения, так и вы создавали свои - в танце. Молодцы!

А теперь посмотрите,перед вами на столах лежит все необходимое для превращения в Петриковских мастеров.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера. Для работы нам понадобится: гуашь, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, соска, ватная палочка.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру выкладываем небольшое количество гуаши и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. (показ воспитателя на своем листочке, прикрепленном на мольберте). Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру. На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию. (показ)

Воспитатель: Ребята сейчас произойдет чудо. Вы превратитесь в Петриковских мастеров. Выберите предмет, который вы будите расписывать. (Дети выбирают заготовки - предметы, по желанию: разделочная доска, блюдо, сахарница, подносы разной формы). Проходите в мастерскую и приступайте к работе.

Звучит музыка, дети расписывают предметы, самостоятельно задумывают композицию, выбирают цвета, технику выполнения. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выборе композиции, ему можно предложить нарисовать узор который ему понравился при рассматривании узоров Петриковских мастеров.

По окончанию работы воспитатель предлагает принести свои творения на длинный ленточный стол. Дети, которые закончили свои работы первыми, рассматривают свои работы, и работы других детей, делятся впечатлениями. Другим детям дается еще минутка для завершения своей работы. Подходят все дети.

Воспитатель: Посмотрите на цветы, небывалой красоты. Мне очень понравились ваши работы. Но чудесные превращения еще не закончились (воспитатель быстро одевает на голову, колпачок скомороха и веселым звонким голосом говорит). Ребята, давайте вспомним, что на большие праздники на Руси устраивали? ( предполагаемые ответы: ярмарки)

Воспитатель: А что на них можно было купить?

( предполагаемые ответы: всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы).

Воспитатель: Давайте поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продавался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.

Воспитатель: Кто из вас смелый, может расхвалить свой товар?

Дети расхваливают свой товар (работу). Дают свою оценку, указывают на самую удачную часть работы, например: 1 – й ребенок - «Подходите, покупайте мой поднос! Посмотрите, какими красивыми цветами он расписан, а какие листочки – яркие, веселые!

2 –й ребенок – «А вот разделочная доска! Нарядная она, украшенная сказочными ягодками, да яркими цветочками, завиточками!

3 –й ребенок - «Подходите, покупайте праздничное блюдо! Посмотрите, каким красивым орнаментом оно украшено! Здесь бутоны и цветы, небывалой красоты, виноград и яблочки. Не стесняйтесь, налетайте, покупайте! И т. д.).

Воспитатель: Ай да продавцы, ай да молодцы. Всех удивили. А где же покупатели? Подходите, не стесняйтесь весь товар на лицо, выбирайте.

Дети выбирают понравившиеся им работы - товар. Отмечают, что им в этой работе понравилось.

Воспитатель: Почему ты (имя) выбрал (а) этот товар (работу?

( предполагаемый ответ: потому что она яркая, красивая, аккуратная и т. д.)

Дети по желанию рассказывают о выбранных товарах, анализируя правильность выполнения Петриковской росписи.

Воспитатель: Ребята вам понравилась наша ярмарка? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Воспитатель: И в заключении я хочу вам предложить послушать гимн Петриковской росписи :

В палитре красок от белой до черной

Кружится кисточка, словно юла.

От Петриковских прекрасных просторов

Всю живописность впитала она.

Припев:

Нам Петриковка творить помогает,

И в мир фантазии роспись влечет,

И разноцветьем своим вдохновляет,

И бесконечную радость несет.

Изящно двигаясь в танце волшебном,

Кисть оставляет свой сказочный след.

Ах! Петриковская роспись бесценна,

Как ясность неба и солнечный свет!

Как бледен мир без узоров цветочных

И колорита Днепровских земель.

Пред Петриковскую росписью сочной

Не устоит ни одна акварель!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и музыке во второй младшей группе. Тема: «Петушок» Цель: Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств,.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Волшебный замок»Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Волшебный замок» Тема:«Волшебный замок» Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование) Цель: учить рисовать дворец или замок, развивать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Волшебный лес» (аппликация с элементами рисования)Конспект НОД по изобразительной деятельности «Волшебный лес» (аппликация с элементами рисования) Задачи: вызвать интерес к созданию образа волшебного леса, в технике аппликации:наклеивать готовые формы и дорисовывать детали.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Жар-птица» для детей подготовительной группыКонспект занятия по изобразительной деятельности «Жар-птица» для детей подготовительной группы Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Развивать нравственные качества (отзывчивость,доброе отношение к людям);.

Конспект ООД по изобразительной деятельности в старшей группе «Рисуем автопортрет» Программные задачи: -Познакомить детей с нетрадиционной техникой – «рисование косметикой»; -Учить детей рисовать автопортрет в этой технике;.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» ВидеоКонспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» Видео Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» (коллективная лепка с.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы «Роспись яиц. Чудо-писанка» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с традициями православного праздника Пасхи; 2. Прививать интерес к народным обычаям;.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы: «Портрет Осени» ВидеоКонспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы: «Портрет Осени» Видео Образовательные задачи: • Создать у детей эмоциональный настрой, ощущение радости от яркости, нарядности цветовой гаммы осени. • Учить.

Открытое занятие по изобразительной деятельности. Тема: «Вот какие чудеса — рисует палочка сама!» Задачи. Познакомить детей с нетрадиционной графической техникой – граттаж. Формировать у детей композиционные навыки, интерес к художественному.

Занятие по рисованию в нетрадиционной технике «Ромашки» в старшей группеЗанятие по рисованию в нетрадиционной технике «Ромашки» в старшей группе 1. Задачи: -Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности. Рисование восковыми мелками + акварель; -Продолжать.

Автор публикации:
НОД по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Волшебный мир Петриковки»
Опубликовано: 13 января 2016 в 19:31
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД