Лучший педагог года

НОД по образовательной области «Познание» «Золотая осень»

Оксана Полякова
НОД по образовательной области «Познание» «Золотая осень»

НОД по образовательной области

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Познание».

Тема «Золотая осень».

Цель. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени, уточнить признаки ранней осени, расширять знания о зимующих и перелетных птицах, явлениях живой и неживой природы.

Публикация «НОД по образовательной области „Познание“ „Золотая осень“» размещена в разделах

Образовательные задачи : способствовать закреплению у детей умения устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, проводить классификацию явлений живой и неживой природы, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, делать выводы, умозаключения, учить вести диалог с персонажами: Стрекотушей и Дедом Секретом, отгадывать задуманный предмет с помощью игры «Да – нетка». В продуктивной деятельности закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое по шаблону.

Воспитательные задачи: воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее, закладывать основы экологического сознания, учить договариваться и приходить к единому мнению, формировать устойчивый интерес к изодеятельности, способствовать укреплению здоровья.

Развивающие задачи: содействовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащению словаря.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе, за деревьями, птицами, насекомыми, бабочками, просмотр материалов об осени, о лесе с последующей беседой о содержании просмотренного.

Дидактические игры: «С какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Четвертый лишний», Вершки – корешки», «Деревья и кустарники». Экскурсия по территории детского сада, по экологической тропе.

Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек», И. Бунин «Листопад», Н. Сладков «Лесные сказки».

Словарная работа: пополнять словарь прилагательных (к слову осень, небо подбор прилагательных, интерьер - предметы, которые украшают жилище

Обогащение: названия птиц, перелетные: ласточки, стрижи, кукушки, жаворонки, скворцы, журавли, грачи, гуси, лебеди, утки; зимующие: воробьи, галки, вороны, сороки, свиристели, синицы, снегири.

Активизация: золотая, ранняя, теплая, печальная. разноцветные листья, серебряные нити паутины, моросящий дождь.

Материал и оборудование: презентация «Приметы осени», иллюстрации с изображением деревьев и их листьев, перелетных и зимующих птиц, 2 обруча, мяч, листочки с заданиями, иллюстрации с явлениями живой и неживой природы, картина.

Для продуктивной деятельности: шаблоны деревьев, кустов, ножницы, краски, кисти, цветная бумага, фломастеры, салфетки, стаканы с водой.

Методы и приемы: беседа, дидактические игры, игровая ситуация, использование ТСО.

Интеграция: социализация, труд, безопасность, здоровье, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Организация и проведение НОД.

1. Организационный момент.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку.

«Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

-Кто знает отгадку? (Осень).

2. Беседа об осени. Презентация.

Воспитатель. – Сейчас мы посмотрим и расскажем, что изменилось в природе с приходом осени.

Воспитатель. – Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, пасмурное, облачное, серое, темное.)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

- Почему? (Похолодало, жуки, червяки, которыми они питались спрятались под кору, в землю.)

- Как называют этих птиц? (Перелетные.)

- Что делают зимующие птицы? (Прилетают поближе к жилью человека, он о них должен заботиться.)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

- Осенью на полях, в садах, в огородах идет уборка урожая. Люди собирают овощи и фрукты. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

После ответов детей воспитатель подводит итог об изменениях в природе.

«Осень – это такое время года, когда в природе все меняется: дни становятся короче, солнце греет слабее, становится с каждым днем холоднее, часто идут дожди. Листья желтеют и облетают, вянут цветы и трава, перелетные птицы улетают на юг. Зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека».

3. Игровая ситуация.

Входит девочка – Стрекотуша.

- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я девочка – Стрекотуша. Приглашаю вас в гости к Деду Секрету. У него для вас сюрприз. Вы согласны идти? Только путь нелегкий, вас ждут препятствия. Согласны идти?

Дети. – Да, согласны.

Воспитатель. – Тогда пошли.

Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.

«Тропинка, тропинка

Ты нас проведи.

Пойдем за тобою.

А ты впереди»

Подходят к пенечку, воспитатель берет листочек с заданием.

4. Игра «Осенние слова» (с мячом)

- Ребята, чтоб нам пройти дальше, нужно выполнить задание. Слушайте, какое. Нужно передать мяч и назвать осеннее слово. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, багряная, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, тихая, невеселая.) Дети передают мяч, при этом называют осеннее слово.

- Стрекотуша, - Можно нам идти дальше?

Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.

«Тропинка, тропинка

Ты нас проведи.

Пойдем за тобою.

А ты впереди»

Подходят к дереву, берут опавший лист с заданием.

Воспитатель. – Ребята, слушайте следующее задание.

5. Игра «Рассели птиц». Читает на листочке задание.

Воспитатель. - Возьмите картинки с изображением птиц и расселите их в свои домики: в синий - зимующих, в красный – перелетных.

Дети берут картинки и раскладывают по обручам.

Встают вокруг красного обруча.

Воспитатель. – Здесь какие птицы? (перелетные).

- Назовите их (ласточки, стрижи, кукушки, жаворонки, скворцы, журавли, грачи, гуси, лебеди, утки).

Встают вокруг синего обруча.

Воспитатель. – Какие здесь птицы? (зимующие)

- Назовите их (воробьи, галки, вороны, сороки, свиристели, синицы)

- Молодцы, ребята. Справились с заданием.

- Стрекотуша, можно нам идти дальше?

Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.

«Тропинка, тропинка

Ты нас проведи.

Пойдем за тобою.

А ты впереди»

6. Игра «Береги природу».

Подходят к кусту, берут листочек с заданием.

Воспитатель читает задание. «Ребята, у нас может случиться непредвиденная беда, могут исчезнуть растения, птицы, звери, солнце, вода. Нужно подумать и сказать, что произойдет на земле с остальными живыми объектами».

Воспитатель: - Для того, чтобы ответить на эти вопросы, надо разделиться на 2 команды: девочек и мальчиков. У каждой группы своя модель мира. Мальчики отвечают на вопрос: что произойдет на Земле, если исчезнут деревья, а девочки – думают над вопросом, что произойдет на Земле, если исчезнут птицы. Посоветуйтесь, а отвечать будет один из группы. При ответах у мальчиков, девочки - эксперты – они оценивают ответ, при ответах у девочек – мальчики оценивают ответ – эксперты.

( Работа по модели: убираю по одному предмету природы.

- Что произойдет с остальными живыми объектами, если исчезнут растения?

- Что произойдет с остальными живыми объектами, если исчезнут звери?

- Что произойдет с остальными, если исчезнут насекомые?

- Что произойдет с остальной природой, людьми, если исчезнет солнце)

- Стрекотуша, как ты думаешь, правильно дети ответили? (да).

- Молодцы, ребята. Посмотрите, куда мы попали? Что это за дом?

Стрекотуша. – Это дом Деда Секрета.

В колокольчик позвоню и Деда Секрета позову (звонит в колокольчик)

Выходит Дед Секрет: - Кто там в колокольчик звонит.

Стрекотуша – Это я и мои друзья. Дед Секрет, ты нам обещал сюрприз.

Дед Секрет:- А вот что это за сюрприз, вы должны отгадать.

Воспитатель: - В какую игру мы можем поиграть, чтобы отгадать задуманный предмет. (В игру Да-нетку)

Дети: - Это природный мир? (Нет)

Дети: - Это рукотворный мир? (Да)

Дети: - Это относится к одежде? (Нет)

Дети: - Это игрушки? (Нет)

Дети: - Это мебель? (Нет)

Воспитатель: - Подсказка, это предмет интерьера.

Дети: - Его прикрепляют на стену? (Нет)

Дети: - На нем рисуют художники? (Да)

Дети: - Это картина? (Да).

Дед Секрет показывает картину.

Дети: - А как называется твоя картина?

Дед Секрет: - Ребята, дело в том, что я не успел ее дорисовать, а называется она «Золотая осень. Я надеюсь, вы ее закончите.

Дед Секрет: - А чтоб ее получить, поиграйте со мной в игру «Отставай – забегай».

Дед Секрет: - Ребята, а теперь – отставай – что предшествовало осени? (лето)

А теперь – забегай – что последует после осени? (зима).

(Игра «Что было бы, если б не было осени»

(Не летали бы серебряные нити паутины, насекомые, жуки, червяки не успели бы спрятаться и замерзли, не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму, не убирали бы богатый урожай в огородах, не заметили бы, как звери готовятся к зиме, не лил бы осенний дождь.)

Воспитатель. – Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится.

Рассматривание картины Деда Секрета.

Воспитатель:- Как вы думаете, что здесь не хватает? (осеннего леса : деревьев, кустов, травы). И для того, чтобы нашу картину оживить отправляемся в нашу «мастерскую».

Дети по подгруппам рассаживаются за столами, где есть необходимые материалы для работы.

1группа изготовляет деревья (по шаблонам).

2группа изготавливает кусты (по шаблонам).

3группа :отпечатки деревьев.

На столах сигнальные карточки (красный цвет – если ребенок затрудняется, зеленый – если все сделал).

Напоминаю по окончанию работы об уборке рабочего места (обрезки в тарелки, материалы на свои места)

Рассматривание коллективной работы

Итог НОД.

- Ребята, понравилось ли вам наше занятие?

Публикации по теме:

Использование ИКТ в НОД в образовательной области «Познание». НОД «Хозяин леса» Цели: освоение нового приема аппликации – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», учить наносить.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Цветочинский детский сад «Солнышко» Конспект непосредственно образовательной.

«Золотая осень». Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»«Золотая осень». Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в средней группе «Профессии» Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество (лепка). Цель: продолжать формировать представления.

«Весенний ветерок». Конспект НОД по образовательной области «Познание»«Весенний ветерок». Конспект НОД по образовательной области «Познание» Конспект непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» «Русская изба» в старшей группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи. • Развивать.

Конспект ООД по образовательной области «Познание» Тема: «Лекарственные и ядовитые растения». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Познание» Тема: «Лекарственные.

Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Путешествие гномика Ладошки» Программное содержание: Образовательные задачи: - Формировать навык соотношения качества и свойства предметов с их образом, называть свойства.

НОД по образовательной области «Познание» экологическое воспитание. Тема «Домашние животные» Цель: Проверить умение детей оперировать имеющимися знаниями; закрепить знания детей о домашних животных; подвести детей к пониманию в речи.

НОД с детьми по освоению образовательной области «Познание» «Игры с Карлсоном» НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе Тема: "Игры с Карлсоном" Цель: Продолжать развивать умение работать с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по образовательной области «Познание» «Золотая осень»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 07:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД