НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

Налья Риза
НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

перевод с тат. языка

Цель:

1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма (калфак, камзол, тубэтэй, читек)

2. Активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек)

3. Упражнять в правильном произношении звука Y

4. Развивать творческую активность, вызвать у детей желание создавать по образцам татарского народного творчества

Подготовка к занятию:

Анализ книги Ф. Х. Валеева Орнамент казанских татар: изготовление наглядных пособий, подготовка кукол в национальных костюмах, создание альбома «Национальной одежды»

Материал к занятию:

1. Иллюстрации традиционных национальных изделий (калфак, тюбэтэй, камзол, читек)

2. Рисунки национального костюма куклы татарских национальных костюмов и образцы элементов татарского искусства

3. Силуэты образцов одежды, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага и ножницы

Ход занятия:

Зашли. Поздоровались. Здравствуйте.

Ребята давайте улыбнемся друг другу и обнимемся (обнялись) похвалим друг друга:

Ты хороший, ты ловкий, Син матур, син чибр (акыллы, уган. б.)

А теперь улыбнулись мне и сели.

Ребята к нам в гости пришли куклы. Посмотрите какие красивые, нарядные. Наши куклы одеты в татарский национальный костюм. Такие нарядные, яркие и украшены орнаментом.

женский головной убор называется /калфак/

Мужской /Тубэтэй/

Скажем правильно звук УЮ и “тубэтэй”

Посмотрите какие узоры украшают тубэтэй и калфак, одежду кукол (камзол, читек и др) Посмотрите наши куклы без имени. Как назовем мы кукол? Какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков (ответы детей)

Назовем девочку Алсу, мальчика Тагир.

На Алсу надето платье, подол украшен оборкой, рукава широкие и тоже с рюшами /показываю/. Повепх платья надет камзол. Камзол украшен вышивкой. А что на ногах у Алсу и Тагира? /На ногах кукол сапожки/

Да, на ногах сапожки украшенные узором. И называются сапоги – читек.

/Дети повторили: читек, тубэтэй, калфак, камзол/

Татары издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее одежду разнообразными узорами составленными из цветочков и листьев разной Фомы и разного цвета. Они отличаются яркостью цвета /показываю иллюстрации на которых изображена одежда/. Посмотрите здесь изображен / / и вышит цветным орнаментом, цвета яркие сочные рисунки расположены и по краям и в середине. В настоящее время многие предметы можно встретить у себя дома или увидеть в магазине.

НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

ейчас предлагаю вам поиграть в игру тубэтэй.

Игра: «Тубэтэй»

Ход игры: Тубэтэй передаем по кругу проговаривая слова Туп – туп тубэтэй, тубэтэем укалы, меня кем дэ туктады. У кого останется тубэтэй тот рассказывает стихи.

Стихотворение «Тубэтэй», «Кадфак» «Менэ нинди мин малай»

Молодцы!

А вы хотели бы стать такими мастерами и научиться украшать эти предметы орнаментом.

Воспитатель предлагает украсить силуэты предметов одежды, обуви обращает внимание, что татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветов и листьев. В узорах старались передавать красоту природы. Для этого они часто изменяли форму цветка или листа, их окраску делая их еще более красочными (рассматривают образцы)

Какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? (Красные и синие цветы с зелеными листьями, красные и зеленые цветы, зеленые и малиновые цвета)

Дети выполняют задание

В ходе выполнения задания воспитатель помогает затрудняющимся в подборе цветосочетаний, поощряет самостоятельность и творчество каждого ребенка в

ветовом решении при создании узора.

В заключении воспитатель предлагает поменяться работами с соседом, каждому определить, аккуратно ли и красиво выполнена работа.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментамиДидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами Народно-прикладное искусство татар Среднего Поволжья, истоки которого теряются в глубине столетий, не сохранило имен сотен и тысяч своих.

Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы» ид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная Интегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация»,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 18:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...