НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

Налья Риза
НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

перевод с тат. языка

Цель:

1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма (калфак, камзол, тубэтэй, читек)

2. Активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек)

3. Упражнять в правильном произношении звука Y

4. Развивать творческую активность, вызвать у детей желание создавать по образцам татарского народного творчества

Подготовка к занятию:

Анализ книги Ф. Х. Валеева Орнамент казанских татар: изготовление наглядных пособий, подготовка кукол в национальных костюмах, создание альбома «Национальной одежды»

Материал к занятию:

1. Иллюстрации традиционных национальных изделий (калфак, тюбэтэй, камзол, читек)

2. Рисунки национального костюма куклы татарских национальных костюмов и образцы элементов татарского искусства

3. Силуэты образцов одежды, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага и ножницы

Ход занятия:

Зашли. Поздоровались. Здравствуйте.

Ребята давайте улыбнемся друг другу и обнимемся (обнялись) похвалим друг друга:

Ты хороший, ты ловкий, Син матур, син чибр (акыллы, уган. б.)

А теперь улыбнулись мне и сели.

Ребята к нам в гости пришли куклы. Посмотрите какие красивые, нарядные. Наши куклы одеты в татарский национальный костюм. Такие нарядные, яркие и украшены орнаментом.

женский головной убор называется /калфак/

Мужской /Тубэтэй/

Скажем правильно звук УЮ и “тубэтэй”

Посмотрите какие узоры украшают тубэтэй и калфак, одежду кукол (камзол, читек и др) Посмотрите наши куклы без имени. Как назовем мы кукол? Какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков (ответы детей)

Назовем девочку Алсу, мальчика Тагир.

На Алсу надето платье, подол украшен оборкой, рукава широкие и тоже с рюшами /показываю/. Повепх платья надет камзол. Камзол украшен вышивкой. А что на ногах у Алсу и Тагира? /На ногах кукол сапожки/

Да, на ногах сапожки украшенные узором. И называются сапоги – читек.

/Дети повторили: читек, тубэтэй, калфак, камзол/

Татары издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее одежду разнообразными узорами составленными из цветочков и листьев разной Фомы и разного цвета. Они отличаются яркостью цвета /показываю иллюстрации на которых изображена одежда/. Посмотрите здесь изображен / / и вышит цветным орнаментом, цвета яркие сочные рисунки расположены и по краям и в середине. В настоящее время многие предметы можно встретить у себя дома или увидеть в магазине.

НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством

ейчас предлагаю вам поиграть в игру тубэтэй.

Игра: «Тубэтэй»

Ход игры: Тубэтэй передаем по кругу проговаривая слова Туп – туп тубэтэй, тубэтэем укалы, меня кем дэ туктады. У кого останется тубэтэй тот рассказывает стихи.

Стихотворение «Тубэтэй», «Кадфак» «Менэ нинди мин малай»

Молодцы!

А вы хотели бы стать такими мастерами и научиться украшать эти предметы орнаментом.

Воспитатель предлагает украсить силуэты предметов одежды, обуви обращает внимание, что татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветов и листьев. В узорах старались передавать красоту природы. Для этого они часто изменяли форму цветка или листа, их окраску делая их еще более красочными (рассматривают образцы)

Какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? (Красные и синие цветы с зелеными листьями, красные и зеленые цветы, зеленые и малиновые цвета)

Дети выполняют задание

В ходе выполнения задания воспитатель помогает затрудняющимся в подборе цветосочетаний, поощряет самостоятельность и творчество каждого ребенка в

ветовом решении при создании узора.

В заключении воспитатель предлагает поменяться работами с соседом, каждому определить, аккуратно ли и красиво выполнена работа.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментамиДидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами Народно-прикладное искусство татар Среднего Поволжья, истоки которого теряются в глубине столетий, не сохранило имен сотен и тысяч своих.

Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы» ид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная Интегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация»,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Наша армия
Автор публикации:
НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 18:08
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...