НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС

Наталья Романенко
НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС

НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с культурой Коренных малочисленных народов Севера.

Воспитатель: Романенко Наталья Борисовна

г. Николаевск-на-Амуре

Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей – нивхов и нанайцев.

Задачи:

Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья: жилище, одежда, труд.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Развивать любознательность и интерес.

Предварительная работа:

Чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сазки», сборников нивхских, нанайских народных сказок, Э. Вальдю «Сказка о смелой девочке Носке», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги».

Разучивание игр – «Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты»

Цикл бесед на тему «Моя родина - Дальний восток».

Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы нижнего Амура», организация и проведение экскурсий в краеведческий музей им. Розова, в центр культуры народов КМНС.

Наглядный материал:

Экспозиции мини-музея, развивающая игра “Сложи картинку” (два вида жилищ: летнее и зимнее, «Одень куклу» (4 вида национальных одежд, «Предметы-помощники труда» (карточки, слайды, обручи для игры «Собачьи упряжки», изображения нарт – 2шт.

Ход занятия:

(слайд №1)

Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех наших гостей и взрослых и детей у нас в гостях. Сегодня мы с вами покажем, чему мы научились, Но вначале ответьте на вопросы:

(слайд№2)

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились. Наша Большая Родина – это наша Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.

(слайд№3)

- Правильно это Николаевск-на-Амуре. Это большой город? Где он располагается? Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.

(слайд№4)

Сегодня у нас не просто занятие, а презентация проекта, над которым мы с ребятишками в последнее время трудились. Он называется «Знакомые незнакомцы» Расскажите, почему мы с вами его так назвали (встречаем в жизни их каждый день, но ничего о их жизни, обычаях не знали)

А поможет в этом нам наш маленький музей. Расскажите нам, что же такое музей, для чего он нужен? (ответы детей) Какие вещи находятся в музеях?

А наш музей непростой, экскурсии проводят наши ребятишки.

(слайд№ 5)

И мы переходим в первый зал. Он называется «Кто живет? Как живет?»

Первый экскурсовод: Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амур с давних времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам Амура… И бывали у них селения летние и зимние…

О ком рассказал наш экскурсовод? (нивхи, нанайцы….) (слайд№ 6-7-8)

Да посмотрите нашу экспозицию кто-то испортил: вместо рисунков – черные квадраты, теперь наши гости ни за что не узнают как были устроены их дома. Выходите, детки, помогите (деление на две команды, каждая получает конверт с разрезными картинками

д/и «Собери картинку» - картинка с изображением домов, команда должна рассказать об особенностях строения в связи с сезоном (летние и зимнее жилища).

(слайд№ 9)

2. Ну что ж, мы с вами теперь узнали как были устроены дома народов Приамурья, а сейчас мы с вами проходим во второй зал, его названье «Как одевались?» И наш следующий эксурсовод (слайд№ 10-11-12)

Второй экскурсовод:«Нивхи и нанайцы носили летом – халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать.

Вос-ль: Посмотрите на нашу экспозицию. Все ли верно изобразил художник? Нет ли ошибок? Давайте же исправим их. (одежды перепутаны в первом случае женские с мужскими, во втором случае летние с зимними)

(деление детей на 4 команды. Проведение игры «Одень куклу» (4 куклы: две в легких одеждах мальчик и девочка; две в зимних, команды должны обосновать свой выбор) (слайд№ 13)

А мы проходим в следующий зал «Чем занимались?» (слайд№ 14)

Наш эксурсовод…

Третий экскурсовод: «Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей(слайд№ 15-16-17)

Воспитатель: Нивхам и нанайцам приходилось много трудится, чтобы выжить в суровых условиях нашего края, а теперь вам, ребята, тоже придется потрудиться, у нас на картинках нарисованы предметы помощники взрослым в труде, надо взять девочкам предметы-помощники женские, мальчикам – мужские и рассказать полным предложением для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим на нашем экране картины с изображением занятий взрослых.

(проводится игра «Помощники в труде»: дети берут по предметной карточке, составляют сложное предложение о том, что это и зачем необходим этот предмет…Н-р, это лук, он был необходим для охоты.)

(слайд№ 16)Молодцы. А расскажите как они воспитывали своих детей? (их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, н-р маленький лук, чумашку, предметы для шитья… и т. д.)

Воспитатель: Одним из занятий взрослых была охота. Какими чертами характера должен был обладать охотник? (сильным, смелым, храбрым, зорким) Давайте же, чтобы и наши глазки были зоркими проведем гимнастику для глаз, надо проследить за лисичкой глазками. (слайд17)

Воспитатель:.Вот сколько много нового мы уже узнали. Но нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться. Давайте же пройдем в следующий за и называется он «Как они веселились» Какие национальные праздники мы знаем? (кормление воды, медвежий праздник) На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные игры. Одним из таких состязаний было прыжки через нарты.

А наш экскурсовод расскажет, что же такое нарты?

Четвертый экскурсовод: Нарты – это такие сани, которые сделаны из дерева без единого гвоздя. На них в старину ездили нивхи и нанайцы на охоту на собачьих упряжках.

(проводятся соревнования между мальчиками и девочками)

-прыжки через нарты.

- п/и «Собачьи упряжки»

Отдохнули? А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки

Драматизация нивхской народной сказки «Почему у зайца уши длинные».

5. Вот сколько много нового мы узнали за время работы над нашим проектом. (слайд№ 18)

А давайте теперь спросим наших гостей, что же они узнали? (детей из соседней группы) (дети спрашивают, н-р:

Какие жилища были у нивхов?

Из чего шили они свою одежду?

Какие главные занятия были у них?

Как любили развлекаться?

Молодцы! Теперь, когда мы так много узнаем мы будем жить с нашими ближайшими соседями коренными жителями нижнего Амура дружно.

(слайд№ 19-21)

Дети читают стихи:

1. Он могуч, богат не хмур

Древний батюшка Амур.

Здесь красиво. Также тут

Люди разные живут.

2. Нивх, нанаец, русский тоже

Но в одном мы все похожи.

3. Это Родина и нужно

Жить нам весело и дружно.

Все: И традиции хранить

Родину свою любить.

Нивхская народная песня «Тронг тори»

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Праздники
Автор публикации:
НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС
Опубликовано: 20 октября 2012 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...