НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС

Наталья Романенко
НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС

НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с культурой Коренных малочисленных народов Севера.

Воспитатель: Романенко Наталья Борисовна

г. Николаевск-на-Амуре

Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей – нивхов и нанайцев.

Задачи:

Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья: жилище, одежда, труд.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Развивать любознательность и интерес.

Предварительная работа:

Чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сазки», сборников нивхских, нанайских народных сказок, Э. Вальдю «Сказка о смелой девочке Носке», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги».

Разучивание игр – «Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты»

Цикл бесед на тему «Моя родина - Дальний восток».

Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы нижнего Амура», организация и проведение экскурсий в краеведческий музей им. Розова, в центр культуры народов КМНС.

Наглядный материал:

Экспозиции мини-музея, развивающая игра “Сложи картинку” (два вида жилищ: летнее и зимнее, «Одень куклу» (4 вида национальных одежд, «Предметы-помощники труда» (карточки, слайды, обручи для игры «Собачьи упряжки», изображения нарт – 2шт.

Ход занятия:

(слайд №1)

Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех наших гостей и взрослых и детей у нас в гостях. Сегодня мы с вами покажем, чему мы научились, Но вначале ответьте на вопросы:

(слайд№2)

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились. Наша Большая Родина – это наша Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.

(слайд№3)

- Правильно это Николаевск-на-Амуре. Это большой город? Где он располагается? Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.

(слайд№4)

Сегодня у нас не просто занятие, а презентация проекта, над которым мы с ребятишками в последнее время трудились. Он называется «Знакомые незнакомцы» Расскажите, почему мы с вами его так назвали (встречаем в жизни их каждый день, но ничего о их жизни, обычаях не знали)

А поможет в этом нам наш маленький музей. Расскажите нам, что же такое музей, для чего он нужен? (ответы детей) Какие вещи находятся в музеях?

А наш музей непростой, экскурсии проводят наши ребятишки.

(слайд№ 5)

И мы переходим в первый зал. Он называется «Кто живет? Как живет?»

Первый экскурсовод: Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амур с давних времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам Амура… И бывали у них селения летние и зимние…

О ком рассказал наш экскурсовод? (нивхи, нанайцы….) (слайд№ 6-7-8)

Да посмотрите нашу экспозицию кто-то испортил: вместо рисунков – черные квадраты, теперь наши гости ни за что не узнают как были устроены их дома. Выходите, детки, помогите (деление на две команды, каждая получает конверт с разрезными картинками

д/и «Собери картинку» - картинка с изображением домов, команда должна рассказать об особенностях строения в связи с сезоном (летние и зимнее жилища).

(слайд№ 9)

2. Ну что ж, мы с вами теперь узнали как были устроены дома народов Приамурья, а сейчас мы с вами проходим во второй зал, его названье «Как одевались?» И наш следующий эксурсовод (слайд№ 10-11-12)

Второй экскурсовод:«Нивхи и нанайцы носили летом – халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать.

Вос-ль: Посмотрите на нашу экспозицию. Все ли верно изобразил художник? Нет ли ошибок? Давайте же исправим их. (одежды перепутаны в первом случае женские с мужскими, во втором случае летние с зимними)

(деление детей на 4 команды. Проведение игры «Одень куклу» (4 куклы: две в легких одеждах мальчик и девочка; две в зимних, команды должны обосновать свой выбор) (слайд№ 13)

А мы проходим в следующий зал «Чем занимались?» (слайд№ 14)

Наш эксурсовод…

Третий экскурсовод: «Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей(слайд№ 15-16-17)

Воспитатель: Нивхам и нанайцам приходилось много трудится, чтобы выжить в суровых условиях нашего края, а теперь вам, ребята, тоже придется потрудиться, у нас на картинках нарисованы предметы помощники взрослым в труде, надо взять девочкам предметы-помощники женские, мальчикам – мужские и рассказать полным предложением для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим на нашем экране картины с изображением занятий взрослых.

(проводится игра «Помощники в труде»: дети берут по предметной карточке, составляют сложное предложение о том, что это и зачем необходим этот предмет…Н-р, это лук, он был необходим для охоты.)

(слайд№ 16)Молодцы. А расскажите как они воспитывали своих детей? (их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, н-р маленький лук, чумашку, предметы для шитья… и т. д.)

Воспитатель: Одним из занятий взрослых была охота. Какими чертами характера должен был обладать охотник? (сильным, смелым, храбрым, зорким) Давайте же, чтобы и наши глазки были зоркими проведем гимнастику для глаз, надо проследить за лисичкой глазками. (слайд17)

Воспитатель:.Вот сколько много нового мы уже узнали. Но нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться. Давайте же пройдем в следующий за и называется он «Как они веселились» Какие национальные праздники мы знаем? (кормление воды, медвежий праздник) На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные игры. Одним из таких состязаний было прыжки через нарты.

А наш экскурсовод расскажет, что же такое нарты?

Четвертый экскурсовод: Нарты – это такие сани, которые сделаны из дерева без единого гвоздя. На них в старину ездили нивхи и нанайцы на охоту на собачьих упряжках.

(проводятся соревнования между мальчиками и девочками)

-прыжки через нарты.

- п/и «Собачьи упряжки»

Отдохнули? А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки

Драматизация нивхской народной сказки «Почему у зайца уши длинные».

5. Вот сколько много нового мы узнали за время работы над нашим проектом. (слайд№ 18)

А давайте теперь спросим наших гостей, что же они узнали? (детей из соседней группы) (дети спрашивают, н-р:

Какие жилища были у нивхов?

Из чего шили они свою одежду?

Какие главные занятия были у них?

Как любили развлекаться?

Молодцы! Теперь, когда мы так много узнаем мы будем жить с нашими ближайшими соседями коренными жителями нижнего Амура дружно.

(слайд№ 19-21)

Дети читают стихи:

1. Он могуч, богат не хмур

Древний батюшка Амур.

Здесь красиво. Также тут

Люди разные живут.

2. Нивх, нанаец, русский тоже

Но в одном мы все похожи.

3. Это Родина и нужно

Жить нам весело и дружно.

Все: И традиции хранить

Родину свою любить.

Нивхская народная песня «Тронг тори»

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Автор публикации:
НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС
Опубликовано: 20 октября 2012 в 10:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...