НОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое нашей страны»

Любовь Похвальнова
НОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое нашей страны»

НОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое нашей страны»

Цель: 1. Сформировать у детей общее представление о предках славян, занятиях славян; дать общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

2. Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ.

1. Звучит песня «С чего начинается родина?» (сл. Матусовского, муз. Баснера).

2. Ребенок читает стихотворение:

- Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом – Русь!

3. Беседа:

В: О чем стихотворение?

Д: О России.

В: А еще как можно сказать, о чем это стихотворение?

Д: О Родине.

В: Ребята, как вы понимаете значение слова «Родина»?

Д: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем.

- Это наш дом, это все то, что нас окружает.

- Это место, куда человек возвращается с радостью и гордостью.

- Это место, за которое человек может отдать даже свою жизнь.

В: Россия…Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

- Скажите, как называют людей, живущих в нашей стране?

Д: Россияне.

В: Как вы думаете, как называлась наша Родина раньше?

Д: Русь.

В: А как назывались наши предки?

Д: Славяне, русичи.

В: Как они жили?

Д: В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки.

Системный оператор:

1. Современный дом.

2. Современный дом является частью чего? (частью современного города).

3. Из каких частей состоит современный дом? (кирпичи, блоки, плиты)

4. Каким дом был раньше? (дети выбирают избу)

5. Частью чего является изба? (частью поселка, в котором проживали несколько родов, позже поселок стал называться градом, т. е. городом).

6. Из каких частей состоит древняя изба? (Из дерева и соломы. В те времена необъятные просторы нашей страны покрывали дремучие леса. Поэтому именно дерево было основным строительным материалом.)

Дети сравнивают современные дома с домами древних славян. Ищут сходства и различия, затем создают город будущего.

В: А чем занимались наши предки?

Д: Они занимались земледелием, разводили домашних животных, были умелыми охотниками и рыболовами.

- Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой- нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Но в, то, же время они были храбрым и сильным народом.

В: А почему люди селились возле рек?

Д: Потому, чтобы была рядом вода.

- Река кормила людей (они ловили рыбу и меняли ее на мясо.) А те люди, которые были охотниками, меняли мясо на рыбу.

В: А какая была одежда у людей?

Д: Из меха и кожи убитых диких зверей они делали себе на зиму тёплую одежду и обувь. А летом, когда наступали жаркие дни, они носили полотняную одежду, которую шили женщины.

В: Во что были обуты славяне?

Д: В лапти.

В: Из чего были сделаны лапти?

Д: Их плели из березового и липового лыка.

Игра: «Найди пару»

Дети берут по одной картинке и ищут свою пару:

Лапти – туфли;

Полотняное платье – современное платье;

Деревянный дом – многоэтажный дом;

Убрусь (головной убор) – берет;

Железный меч – пистолет.

В: Кто самым главным был у славян?

Д: Самым главным у них был князь.

В: Кто был первым князям на Руси?

Д: Князь Рюрик.

В: Откуда он пришел?

Д: Между славянскими племенами не было согласия, а были все ссоры, да драки. Решили славяне выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены послы за море к соседнему варяжскому племени и привезли от туда правителя.

В: Ребята, скажите, люди, жившие в то время, они развивались или так и занимались земледелием и скотоводством.

Д: Развивались. Появились ремесленники и торговцы: славяне- кузнецы, славяне – литейщики, славяне – ювелиры, славяне – гончары. Начинают «расти города», к славянам стремятся жители соседних земель, а потом и заморские гости.

В: Скажите, какой город в нашей стране самый главный? (Москва)

Д: Как вы думаете, какой город был главным у древних славян (Киев, он был центром Киевской Руси).

В: Кто были первыми киевскими князьями?

Д: Олег и его племянник Игорь.

В: Каких вы еще знаете князей Древней Руси? А что бы вам легче было ответить на вопрос, давайте поиграем в игру «Узнай по описанию»

Дети по – одному выбирают картинку, которая лежит картинкой вниз, и рассказывают о том, кто на ней нарисован, а остальные дети должны отгадать – кого ребенок описывает.

1-ый ребенок: Этот князь был отважным, сильным и очень мудрым. Во время правления этого человека было крещение Руси – принятие новой религии. При его княжении Киевская Русь стала еще сильнее. Его очень любил народ и дал ему ласковое прозвище – Красное Солнышко.

Д: Князь Владимир.

2-ой ребенок: Память об этом правителе сохранилась как о мудром, справедливом и добром князе. Его часто называли Великим князем. Он строил школы, русские города, церкви. У него было много сыновей и дочерей, которых он очень любил.

Д: Это Ярослав Мудрый.

3-ий ребенок: Этот князь был внуком Ярослава Мудрого. Это был очень справедливый правитель. Тех, кто приходил на Русь с недобрыми намерениями, он не щадил. У него была первая корона русских царей.

Д: Это Владимир Мономах. А его короной была шапка.

4-й ребенок: Он был сыном Владимира Мономаха. У него было прозвище. А дали прозвище за то, что он старался к своим землям присоединить другие земли. Его считают основателем Москвы.

Д: Юрий Долгорукий.

В: Что означало прозвище Долгорукий.

Д: Долгорукий – это долгая или по-другому длинная рука.

5-й ребенок: Этот князь был сыном Юрия Долгорукого. Он украсил въезд в город тремя красивыми воротами — Золотыми, Серебряными и Медными. В его княжение было построено много белокаменных храмов и церквей, богатых княжеских и боярских хоромов – дворцов. Враги очень боялись волевого и жестокого князя.

Д: Андрей Боголюбский.

6-й ребенок: Он был мудрым, справедливым и отважным правителем. Славен этот князь не только своими ратными подвигами. Он умел вести и мирные переговоры с ордынскими ханами и не давать в обиду гордый народ русский. В битве со шведами на берегу реки он одержал победу над шведским предводителем. После чего шведы вынуждены были бежать с русской земли.

Д: Александр Невский.

7-й ребенок: Во время его правления Москва становится религиозным центром всей Руси. Его прозвище обозначало «сумка, кошель с деньгами». Он умел приобретать богатство и использовать его для возвышения Москвы.

Д: Иван Калита.

8-й ребенок: Это внук Ивана Калиты. Он первый раз за долгие годы смог нанести тяжелое поражение татарам. При его правлении Москву стали называть Белокаменной т. к. он приказал обнести Московский Кремль крепкими стенами из белого камня вместо деревянных стен.

Д: Дмитрий Иванович Донской.

9-й ребенок: Он был правнуком славного Дмитрия Донского. Его называли «Великим князем всея (всей) Руси» При его правлении кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое и объединенное сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией.

Д: Иван Васильевич (Иван третий)

Игра: «Скажи по- другому»

Старейшина – президент;

Град – город;

Славяне – россияне;

Русь – Россия.

Презентация к занятию: http://www.maam.ru/users/files/download2910.html

Публикации по теме:

«Игровые макеты» мы делаем сами.«Игровые макеты» мы делаем сами. Игровые макеты мы изготовили вместе с детьми из бросового материала. В макете "Город" для изготовления зданий и домов использовали.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Этикет
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое нашей страны»
Опубликовано: 8 мая 2012 в 15:48
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...