НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

Наталья Кумачёва
НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

НОД по ознакомлению с природой для старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

подготовила: Кумачёва Н. А., д/с 125 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель:

Создать условия для формирования у детей знаний о морских жителях.

Задачи:

- Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять;

- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Материалы:

Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, ламинария, морская звезда. Цветные карандаши и раскраски «обитатели морей».

Ход занятия:

Организационный момент

Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Его не вычерпать ложкой,

И не засыпать песком,

На нём не сделать дорожки,

Чтобы пройти пешком.

Оно бескрайнее, синее,

И ветры его стерегут,

А корабли красивые,

По водной глади идут.

(Море)

Правильно, вы молодцы, мы с Вами будем путешествовать по морю и познакомимся с разными его жителями.

Изучение нового материала

Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)

Рыбы - это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют большое значение для человека из-за употребления их в пищу. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.

Плывем дальше и видим (иллюстрация с изображением осьминога).

Это осьминог. У осьминогов мягкое тело, нет костей. Осьминог - хищники. Обычная его добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминог может изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского дна. Если осьминог почувствует опасность, то спасается бегством, выстреливает в преследователя чернильную завесу.

Осьминог может не только плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.

Плывем дальше и видим … (иллюстрация с морскими коньками)

Что за чудики такие? Морские коньки – это тоже обитатели морей, в отличие от других рыб плавают они вертикально.

Задание от морского конька и осьминога: отгадывание загадок

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал.

(Якорь)

Я от ветра надуваюсь,

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Яхте скорость прибавляет.

(Парус)

Взял мальчишка хворостинку,

Прицепил к ней паутинку,

Маленький крючочек,

Красный поплавочек,

И свинцовое грузило

К хворостинке прицепил он -

Вот и весь набор снастей.

Чем он ловит карасей?

(Удочка)

Воспитатель:

Молодцы, но нам пора отправляться дальше. (Демонстрируется иллюстрация дельфин)

А что вы знаете про дельфинов?

Дельфины - это морские животное. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.

Физминутка «Пароход»

От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать)

Он шагнул сперва назад, (шаг назад)

А потом шагнул вперед. (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)

Набирая полный ход. (ходьба на месте)

Воспитатель:

Хорошо отдохнули? Продолжим наше путешествие. Посмотрите, мимо проплывают парашютики (иллюстрация). Ребята, а вы знаете кто это?

Правильно. Это медузы. Тело медуз имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные 2,5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека.

А вот еще один обитатель моря (иллюстрация акула)

Акула – гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.

А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу, изготавливают консервы. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.

Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.

Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы и морские звёзды. (иллюстрации)

Это - краб. У краба широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.

Это – морская звезда. Звёзды бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на гребешок, мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.

Игра «Камень, звезда».

На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны. Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.

Рисование «Морские жители»

Дети под музыку рисуют обитателей моря.

Итог занятия

Понравилось ли вам занятие? Что вы узнали нового?

Публикации по теме:

Мои достижения отмеченные грамотами… Хотя лично мне дороже любовь детей! Педагогические достижения: – Методическая разработка «Приобщение дошкольников к экологической культуре» в 2005 году. – Разработала «Тематическое.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Судоку
  • Судоку
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 22:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...