НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

Наталья Кумачёва
НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

НОД по ознакомлению с природой для старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»

подготовила: Кумачёва Н. А., д/с 125 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель:

Создать условия для формирования у детей знаний о морских жителях.

Задачи:

- Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять;

- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Материалы:

Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, ламинария, морская звезда. Цветные карандаши и раскраски «обитатели морей».

Ход занятия:

Организационный момент

Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Его не вычерпать ложкой,

И не засыпать песком,

На нём не сделать дорожки,

Чтобы пройти пешком.

Оно бескрайнее, синее,

И ветры его стерегут,

А корабли красивые,

По водной глади идут.

(Море)

Правильно, вы молодцы, мы с Вами будем путешествовать по морю и познакомимся с разными его жителями.

Изучение нового материала

Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)

Рыбы - это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют большое значение для человека из-за употребления их в пищу. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.

Плывем дальше и видим (иллюстрация с изображением осьминога).

Это осьминог. У осьминогов мягкое тело, нет костей. Осьминог - хищники. Обычная его добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминог может изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского дна. Если осьминог почувствует опасность, то спасается бегством, выстреливает в преследователя чернильную завесу.

Осьминог может не только плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.

Плывем дальше и видим … (иллюстрация с морскими коньками)

Что за чудики такие? Морские коньки – это тоже обитатели морей, в отличие от других рыб плавают они вертикально.

Задание от морского конька и осьминога: отгадывание загадок

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал.

(Якорь)

Я от ветра надуваюсь,

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Яхте скорость прибавляет.

(Парус)

Взял мальчишка хворостинку,

Прицепил к ней паутинку,

Маленький крючочек,

Красный поплавочек,

И свинцовое грузило

К хворостинке прицепил он -

Вот и весь набор снастей.

Чем он ловит карасей?

(Удочка)

Воспитатель:

Молодцы, но нам пора отправляться дальше. (Демонстрируется иллюстрация дельфин)

А что вы знаете про дельфинов?

Дельфины - это морские животное. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.

Физминутка «Пароход»

От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать)

Он шагнул сперва назад, (шаг назад)

А потом шагнул вперед. (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)

Набирая полный ход. (ходьба на месте)

Воспитатель:

Хорошо отдохнули? Продолжим наше путешествие. Посмотрите, мимо проплывают парашютики (иллюстрация). Ребята, а вы знаете кто это?

Правильно. Это медузы. Тело медуз имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные 2,5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека.

А вот еще один обитатель моря (иллюстрация акула)

Акула – гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.

А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу, изготавливают консервы. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.

Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.

Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы и морские звёзды. (иллюстрации)

Это - краб. У краба широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.

Это – морская звезда. Звёзды бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на гребешок, мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.

Игра «Камень, звезда».

На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны. Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.

Рисование «Морские жители»

Дети под музыку рисуют обитателей моря.

Итог занятия

Понравилось ли вам занятие? Что вы узнали нового?

Публикации по теме:

Мои достижения отмеченные грамотами… Хотя лично мне дороже любовь детей! Педагогические достижения: – Методическая разработка «Приобщение дошкольников к экологической культуре» в 2005 году. – Разработала «Тематическое.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Судоку
  • Судоку
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к морским жителям»
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 22:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...