НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»

Наталья Сертакова
НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»

Программное содержание: Показать детям, что в природе нет прямого разграничения на полезного или вредного животного в природе все необходимо и все взаимосвязано.

Оборудование: черно- белые картинки комары, кукушка, волк.

Ход НОД

-Ребята, вы много раз слышали «Это животное вредное, а это полезное». Но, это мы, люди, так разделили животных, потому что они нам либо вредны, либо полезны. А так ли на самом деле в природе?

Давайте поразмыслим.

Комары (демонстрирую картинки, кто их не знает. Одолевают нас в летнюю пору. Только зайдешь в лес, а комары тут как тут. Летают вокруг, пищат, жалят, грибы и ягоды не в радость.

-Как вы считаете, вредные они или полезные? /ответы детей/

-Мы постоянно говорим «вот пропали бы все».

-Теперь представим, что комары все пропали. Стремительно летают ласточки в воздухе, но им не удается найти корм, а в гнезде их ждут малыши, пищат, корма ждут.

-Подумайте сами, что будет, если исчезнут комары? /ответы детей/

-Можно ли считать, что они вредные, что они лишние в природе? /ответы детей/

-Вот еще пример,. Кукушка. (картинка).

Вредная или полезная? /Ответы детей/

-Не вьет гнездо, а яйца подкладывает в гнезда других птиц. Кукушонок вылупляется из яйца раньше, чем птенцы его приемных родителей. А вылупившись, сраз же выбрасывает все другие яйца из гнезда. Значит, кукушка вредная.

По ее вине не появились на свет птенцы той птицы, в гнездо которой она подложила свое яйцо. Да если учесть, что кукушка то не одна, а их много, Сколько же погибает птенцов.

-Может быть, тоже кукушек выведем, они лишние в лесу? (ответы детей)

-Представьте, что кукушек в лесу не стало.

-что может произойти (ответы детей)

-некому теперь поедать разных гусениц, особенно волосатых, их не едят никакие другие птицы, только кукушки.

Много развелось гусениц. Дружно они грызут листья деревьев и кустарников.

-И что же произойдет с лесом?

-Хорошо. А вот волк. (демонстрац. карт волка)

-Уж он – то точно вредный (ответы детей)

-По лесам, по лугам рыщет. Разных зверей губит. А если в стадо домашних животных заберется – беды не миновать. Долго так считали. Даже истреблять их стали. Но оказалось, что волк может догнать, а значит и убить только больное, слабое животное. Меньше стало волков. От больных животных стали заболевать здоровые. Так погибло много ценных лесных зверей. И люди изменили свое отношение к волкам.

-А вы? Как теперь вы думаете? (ответы детей)

-По поводу того, есть ли в природе только вредные или только полезные животные. Н. И. Сладков даже сказку сочинил. Вот послушайте ее.

Привели воробья к лесному судье филину. Сорока не удержалась затараторила: «По чужим огородам шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном. Колоски на полях вылущиваешь. И фамилия подозрительная: «Во – ро – робей». А еж пыхтит: «От темных воробьиных сторон перейдем к светлым.

Во-первых, зимой сорняки клюет.

Во-вторых, все лето с воробьихой и воробьятами вылавливает вредных насекомых. Для полей, садов, огородов вредных, а для них воробьев даже полезных. Урожай берегут. Даже с саранчой бьются. Разве жалко за это угостить их вишенкой или зернышком».

-Это, конечно, сказка, не было никакого суда в лесу, и филин – он просто птица, а не судья. Но по существу здесь все правда.

-Вот и подумайте сами: есть ли в лесу только вредные или только полезные животные? (ответы детей)

Итог: - Да ребята, в природе все взаимосвязано. Нет вредных или только полезных животных.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения в живой природе.Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения в живой природе. Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого.

Эти удивительные деревья. Перспективный план работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Перспективный план работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста наблюдения за деревьями ОСЕНЬ Наблюдение1 Что есть у дерева?.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Еда, продукты питания
  • Времена года и погода
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 18:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....