НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»

Наталья Сертакова
НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»

Программное содержание: Показать детям, что в природе нет прямого разграничения на полезного или вредного животного в природе все необходимо и все взаимосвязано.

Оборудование: черно- белые картинки комары, кукушка, волк.

Ход НОД

-Ребята, вы много раз слышали «Это животное вредное, а это полезное». Но, это мы, люди, так разделили животных, потому что они нам либо вредны, либо полезны. А так ли на самом деле в природе?

Давайте поразмыслим.

Комары (демонстрирую картинки, кто их не знает. Одолевают нас в летнюю пору. Только зайдешь в лес, а комары тут как тут. Летают вокруг, пищат, жалят, грибы и ягоды не в радость.

-Как вы считаете, вредные они или полезные? /ответы детей/

-Мы постоянно говорим «вот пропали бы все».

-Теперь представим, что комары все пропали. Стремительно летают ласточки в воздухе, но им не удается найти корм, а в гнезде их ждут малыши, пищат, корма ждут.

-Подумайте сами, что будет, если исчезнут комары? /ответы детей/

-Можно ли считать, что они вредные, что они лишние в природе? /ответы детей/

-Вот еще пример,. Кукушка. (картинка).

Вредная или полезная? /Ответы детей/

-Не вьет гнездо, а яйца подкладывает в гнезда других птиц. Кукушонок вылупляется из яйца раньше, чем птенцы его приемных родителей. А вылупившись, сраз же выбрасывает все другие яйца из гнезда. Значит, кукушка вредная.

По ее вине не появились на свет птенцы той птицы, в гнездо которой она подложила свое яйцо. Да если учесть, что кукушка то не одна, а их много, Сколько же погибает птенцов.

-Может быть, тоже кукушек выведем, они лишние в лесу? (ответы детей)

-Представьте, что кукушек в лесу не стало.

-что может произойти (ответы детей)

-некому теперь поедать разных гусениц, особенно волосатых, их не едят никакие другие птицы, только кукушки.

Много развелось гусениц. Дружно они грызут листья деревьев и кустарников.

-И что же произойдет с лесом?

-Хорошо. А вот волк. (демонстрац. карт волка)

-Уж он – то точно вредный (ответы детей)

-По лесам, по лугам рыщет. Разных зверей губит. А если в стадо домашних животных заберется – беды не миновать. Долго так считали. Даже истреблять их стали. Но оказалось, что волк может догнать, а значит и убить только больное, слабое животное. Меньше стало волков. От больных животных стали заболевать здоровые. Так погибло много ценных лесных зверей. И люди изменили свое отношение к волкам.

-А вы? Как теперь вы думаете? (ответы детей)

-По поводу того, есть ли в природе только вредные или только полезные животные. Н. И. Сладков даже сказку сочинил. Вот послушайте ее.

Привели воробья к лесному судье филину. Сорока не удержалась затараторила: «По чужим огородам шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном. Колоски на полях вылущиваешь. И фамилия подозрительная: «Во – ро – робей». А еж пыхтит: «От темных воробьиных сторон перейдем к светлым.

Во-первых, зимой сорняки клюет.

Во-вторых, все лето с воробьихой и воробьятами вылавливает вредных насекомых. Для полей, садов, огородов вредных, а для них воробьев даже полезных. Урожай берегут. Даже с саранчой бьются. Разве жалко за это угостить их вишенкой или зернышком».

-Это, конечно, сказка, не было никакого суда в лесу, и филин – он просто птица, а не судья. Но по существу здесь все правда.

-Вот и подумайте сами: есть ли в лесу только вредные или только полезные животные? (ответы детей)

Итог: - Да ребята, в природе все взаимосвязано. Нет вредных или только полезных животных.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения в живой природе.Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения в живой природе. Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого.

Эти удивительные деревья. Перспективный план работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Перспективный план работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста наблюдения за деревьями ОСЕНЬ Наблюдение1 Что есть у дерева?.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Пожарная безопасность
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 18:35
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....