Получи документы

Путешествие в подводное царство. Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Альбина Ибраева
Путешествие в подводное царство. Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

КОНСПЕКТ

ННОД по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада

Путешествие в подводное царство

Образовательная область: познавательная деятельность

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическая; речевое.

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о том, какие обитатели живут в глубинах морского дна

Задачи:

Образовательные:

- Учить определять животное и его место обитания;

Публикация «Путешествие в подводное царство, Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах

-Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

-Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

-Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

-Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

-Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

-Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

-Воспитывать умение работать в команде.

-Поощрять инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

-Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира

Ход:

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас в настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а подводное. Но есть одна проблема под водой мы не можем дышать, как же нам ее решить? (дети предлагают различные варианты – в подводной лодке)

Воспитатель. Вы просто молодцы. Предложили отличные варианты. А у меня есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно в подводной лодке, но сказать их нужно дружно. Как только мы их произнесем, окажемся подводой

Детский сад наш изменился.

В океан он превратился.

1 2 3 наша лодочка плыви

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в подводном царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных, водорослей. А путешествие мы совершим с помощью карты. На карте наш путь изображен с помощью опознавательных знаков. Свои знания о рыбах мы с вами будем фиксировать в книге, которую мы с вами создаем. Первое задание-дети- это карточка с изображением компьютера. Просмотр фильма и беседа

- Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

. Речные рыбы.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)

Карась.

Щука.

Окунь.

Судак.

Карп.

Сом.

--Морские обитатели.

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)

Морская звезда.

Морской конек.

Морской ёж.

Дельфин.

Кит.

Акула.

Вклеиваем картинки в книгу о рыбах.

Смотрим дальше на наш план. Следующий значок -микроскоп значить мы будем что то исследовать.

-- Что мы знаем о рыбах?

- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

Дети- Плавают в воде; имеют обтекаемое тело; тело покрыто чешуей; есть жабры для дыхания; имеют центральную кость-позвоночник; передвигаются с помощью плавников и хвоста; появляются на свет из икринок.

- Чем питаются рыбы? Насекомыми; Маленькими рачками; Листьями и стеблями водорослей;

-хищники:

- Планктоном;- Мелкими рыбешками;- Икрой;

- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.

- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

- Мы сейчас оденем халаты и станем такими учеными.

Опыт 1

Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.)

- Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. клеем схематичную карточку на книгу

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди? (воздухом)

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

Опыт 2

Опыт «воздух в воде».

Взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Бросить кусочек пластилина.

В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? (из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).

-А чем же дышат рыбы? (жабрами) (слайд).

-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.

-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.

В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод:

В воде есть воздух. Клеем схематичную карточку на книгу

- Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

-- Следующее задание это карточка с изображением детей танцующих Физминутка выполняется под музыку К. Сен-Санса «Аквариум»

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!

Развивающая игра "Тонет - не тонет"

- несколько небольших предметов, которые не тонут;

- несколько небольших предметов, которые тонут;

- емкость с водой.

Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт 3

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

- Почему он не всплывает?

Вывод:

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

клеим схематичную карточку на книгу

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

- Что может загрязнить реку?

Опыт 4

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Вывод:

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в нее.

- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек. Клеим схематичную карточку на книгу

Рефлексия

- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

- Что же мы узнали сегодня?

Рыбы бывают морские, речные,

• Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста

• В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

• У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть

• Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

Пора возвращаться, что понравилась в путешествии? что еще хотели бы узнать?

Давайте скажем слова. Мы в подводном мире были

нам пора домой.

1 -2 -3 – все замрём! В детский сад мы попадем

Ребята, посмотрите, сколько мы уже сделали с вами в книге картинок! Совсем скоро, когда мы все узнаем о подводных жителях, мы закончим нашу самодельную книгу, и будем рассматривать ее и вспоминать о наших путешествиях.

Сюрпризный момент

А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. (Аквариум)

как можно назвать такую рыбку (аквариумная)

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Целевая прогулка с элементами опытно-экспериментальной деятельности средней и старшей групп «Путешествие в песочную страну» Целевая прогулка с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Подготовили воспитатели:.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: Обобщить знания о морских животных Задачи Образовательная: Закрепить знания детей о море и морских обитателях Активизация и актуализация.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие барона Мюнхаузена» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Огонёк» муниципального образования город-курорт Анапа.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа) Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Путешествие в царство снега и льда» Составила: Черепанова Алёна Викторовна.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.

НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие Капельки»НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие Капельки» Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении. Задачи: Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь 1.«Росток» Задачи: Закрепить и обобщить знания о воде,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Царство грибов» Вид проекта: информационно – познавательный Участники проекта: дети старшей группы, педагог Продолжительность: краткосрочный По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие в подводное царство. Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 11:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД