НОД по познавательному развитию в старшей группе «Загадочный невидимка. Свойства воздуха»

Татьяна Вакуленко
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Загадочный невидимка. Свойства воздуха»

Тема НОД: «Загадочный Невидимка».

Цель НОД: создание ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности для формирования представлений о свойствах воздуха и его значении для всего живого на Земле.

Задачи НОД:

Обучающие:

Расширять представление о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.

Формировать представление о ветре как движении воздуха.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, любознательность.

Развивать мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями,

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе собственных экспериментов,

Расширять словарный запас детей.

Воспитывающие:

Воспитывать основы коллективного сотрудничества.

Воспитывать стремление добиваться результата, доводить начатое до конца.

Воспитывать аккуратность и точность в работе.

.

Предпосылки УУД, формируемые во время НОД:

Познавательные : умение проводить анализ, правильно пользоваться инструкцией.

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками, формировать собственные мнения и позиции.

Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.

Место НОД: проводится в рамках реализации проекта «Воздух-основа жизни на Земле».

Тип НОД: интегрированная совместная деятельность взрослого и детей.

Форма организации по составу: групповая.

Технологии:

Познавательно-исследовательская

Здоровьесберегающая

Игровая

Личностно-ориентированная.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Практические: наблюдение, экспериментирование, моделирование, фиксация результатов.

Наглядные: карточки-символы свойств воздуха, картинки с изображением действий ветра

Словесные: постановка вопросов проблемного характера, эвристические беседы, ситуативные разговоры.

Игровые: дидактическая игра, элементы ТРИЗ, игровая физкультминутка.

Материалы и оборудование: весы,шары, 2 апельсина, ткань-вуаль большого размера, песочница, мисочки с подкрашенной водой черного, красного, желтого цвета, акварельные краски

У детей: пластмассовые стаканчики, веера, трубочки для коктейля, листы бумаги, салфетки, полотенца, для каждой пары детей: тарелочки с мелкими предметами (деревянный брусок, монетка, поролон,камешек, лупа, таблички для фиксирования опыта, палочки-весы с противовесом, емкости с водой, парашютики с человечками.

Технологическая карта НОД

«Загадочный невидимка».

Этап НОД и его задачи Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Вводно-организационный.

1 мин.

Задачи: создание атмосферы эмоционального комфорта, установление зрительного и тактильного контактов. Воспитатель включает звукозапись:

(звон колокольчика) Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Слева друг и справа друг-

Очень дружный общий круг

Все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Воспитатель собирает детей вокруг себя, желает всем доброго утра и хорошего настроения, предлагает взяться за руки, улыбнуться друг другу. Дети отвлекаются от свободной игровой деятельности, берутся за руки, образуют круг, улыбаются друг другу, проявляют готовность к действию.

Мотивационно-побудительный.

2 мин.

Задачи:переключение внимания, стимуляция интереса детей, создание проблемной ситуации. -А у меня для вас есть новая сказка. Хотите послушать? Тогда поудобнее усаживайтесь на коврике и слушайте. В Чистом Царстве, в Воздушном Государстве была необычная школа -Лесная. На уроке Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух. А маленький Лисенок сказал: «А мне не нужен воздух. Я же его все равно не вижу» В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисенка и унесла его с собой. И оказался он на другой планете. Это была планета Марс, где воздуха практически нет.

-Как вы думаете, ребята, как чувствовал себя там Лисенок?

-Глупый маленький Лисенок, он просто ничего не знал о воздухе. А вот мы уже много знаем о воздухе, но далеко не все. Например, имеет ли воздух вес? Есть ли воздух вот в этом камне? Может ли воздух двигать предметы? Хотите продолжить раскрывать секреты воздуха? Тогда отправляемся в нашу «Лабораторию почемучек» Дети внимательно слушают, проявляют интерес, активно участвуют в беседе, проявляют желание к дальнейшим исследованиям воздуха

.

Основной поисково-деятельный этап.

20 мин.

а)уточнение правил безопасности Воспитатель говорит детям, что они теперь не просто девочки и мальчики, а научные сотрудники, которым предстоит сделать важные открытия, напоминает, что в лаборатории нужно быть очень внимательными, точно следовать инструкциям, ничего не пробовать. Воспитатель вместе с детьми одевает халат, шапочку и говорит, что они одна команда, будут работать сообща, помогая друг другу. Дети вспоминают правила техники безопасности и готовы их соблюдать.

Одевают халаты, шапочки, делятся на пары, выбирают бейджики разных цветов с надписью «Научный сотрудник»

б) беседа

Задачи: актуализация имеющихся знаний детей. -Ребята, а чтобы вы рассказали Лисенку про воздух? Какие тайны воздуха мы уже раскрыли?

Воспитатель инициирует общее обсуждение детей, выражает признательность, уважительно относится к высказываниям и приглашает детей приступить к исследовательской работе.

.Дети уже знают, что воздух есть везде, он невидимый, без запаха и цвета, воздух есть внутри человека, он нужен всему живому на Земле, чтобы увидеть воздух, его нужно поймать в оболочку.

Дети выставляют карточки-символы.

в) восприятие и освоение нового Задачи: способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха

Практическая работа

Опыт 1Воздух занимает место -Ребята,: что будет с бумагой, если ее опустить в воду?

.А мы сейчас убедимся в том, что не всегда это так, и из воды можно вынуть совсем сухую бумагу. Возьмите стаканчики с бумагой внутри и медленно опустите стакан в воду. Условие: стакан нельзя наклонять.

-Кто догадался, почему бумага осталась сухой? У кого какие предположения?

-Только ли бумага находилась в стакане на начало эксперимента?

-Опускаем еще раз стакан в воду. что нужно сделать, чтобы бумага в стакане намокла?

Воспитатель стимулирует мышление детей с помощью вопросов, поздравляет с новым открытием.

.

Деятельность воспитателя- партнерская, он находится рядом с детьми, выполняет такую же работу. Дети отвечают, что она намокнет.

Дети опускают стакан с бумагой в воду, соблюдая инструкцию, затем достают его и убеждается, что бумага сухая.

Дети делают вывод, что в стакане был воздух, который не пустил воду.

Дети догадываются, что нужно сделать, чтобы бумага намокла, они наклоняют стаканчики, воздух выходит, вода заполняет его место

Опыт 2 В каких предметах прячется воздух? -Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в камне, в дереве, в ткани, в монетке, в поролоне?

Я предлагаю опустить эти предметы в стаканы с водой и выяснить наличие воздуха в них.

Воспитатель работает

вместе с детьми, в паре с ребенком, которому требуется поддержка. Дети через лупу рассматривают, из каких предметов в воде появляется больше пузырьков, и делают вывод, что больше всего воздуха в пористых предметах

.Работают в парах. Фиксируют результаты опыта на карточках.

Опыт 3 Воздух легче воды. -У меня два апельсина-с кожурой и очищенный.

-У какого апельсина поверхность пористая, а у какого гладкая?

-- Как вы думаете, какой апельсин утонет: в кожуре или без нее?

Одинаковые ли апельсины по весу?

Воспитатель подводит итог, хвалит детей, подтверждает, что в кожуре много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность. Это свойство воздуха применяется в спасательных жилетах Дети рассматривают апельсины через лупу, наблюдают, что кожура имеет пористую поверхность. Кладут апельсины на чаши весов -апельсин с кожурой оказывается тяжелее, но не тонет. Дети делают вывод, что в кожуре много воздуха, именно он держит апельсин на поверхности. Выставляют карточку-символ «Воздух легче воды»

Опыт 4 Парашют. -Подойдем к песочнице. Здесь нас ждут парашютисты. Берем в руки парашютистов и с высоты поднятой руки опускаем их на песок, обращаем внимание на вмятину на песке. А теперь снимаем паращют и с такой же высоты опускаем наших человечков. Какая после падения образовалась вмятина?

-Что сдерживало падение парашюта?

-А сейчас я возьму парашют с большим куполом и посмотрим, как будет спускаться человечек, и какая будет вмятина на песке?

Воспитатель приводит детей к выводу, что при увеличении купола парашюта сопротивление воздуха больше, а падение медленнее. Дети делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее: воздух давит на купол парашюта и сдерживает падение

.Динамическая пауза

Задачи: смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Игра с воздухом «Парашют». Ребята, а у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какая у меня ткань -мягкая, воздушная, воздуху послушная! Кто из вас видел, как опускается настоящий парашют? Сейчас красивый голубой парашют сделаем мы. (Игра «Парашют»- приложение № 1 Дети встают в круг, берутся руками за края ткани и выполняют движения в соответствии с текстом

Опыт 5 Воздух имеет вес. -Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вес? Давайте проверим наши предположения, а помогут нам вот такие самодельные весы. Возьмите «весы»,на один конец привяжите шарик, а на другой коробочку, в которую будем насыпать песок до тех пор, пока не будет равновесия. Весы находятся в равновесии. Воспитатель предлагает зубочисткой проткнуть шарик в том месте, где приклеен кусочек скотча и наблюдать за происходящим.

Воспитатель организует взаимодействие детей, оказание помощи друг другу. .Дети работают в парах, четко следуют инструкции и делают вывод, что воздух имеет вес, т. к. после того, как из шарика вышел воздух, коробочка с песком опустилась вниз, а пустой шарик поднялся вверх. Дети выставляют карточку-символ (гиря)

Опыт 6 Реактивные

Шарики. (дети меняют положение, свободное размещение на группе) -А сейчас мы поиграем с воздушными шариками -запустим их в полет.

-Какого размера шарики? Все ли они упругие?

-Сейчас, по моей команде, мы снимем прищепку с «горлышка» шарика и отпустим их.

-Какие шарики улетели дальше? Как вы объясните это? Дети выясняют, что шарики, которые были надуты больше, летят дальше. Воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик Делают вывод-воздух может двигать предметы.

Опыт7 Воздух расширяется при нагревании и сужается при охлаждении. Воспитатель предлагает детям удобно устроиться на ковре и демонстрирует опыт. Берет пластиковую бутылку одевает на горлышко воздушный шарик и опускает ее в кипяток. Затем воспитатель приглашает ребенка и предлагает ему опустить бутылку в тазик со льдом.

Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопросов:как вы думаете, почему шарик надулся?Что произошло с воздухом в холоде? Обращает внимание детей на то, что теплый воздух стремится вверх, а холодный опускается вниз. Дети наблюдают и делают вывод, что воздуху при нагревании стало тесно в бутылке, он расширился, стал поднимать вверх и надул шарик. А когда бутылку поместили в тазик со льдом, воздух сжался,опустился вниз, и шарик сдулся.

.Опыт8 Ветер-движение воздуха

.ТРИЗ -игра «Хорошо-плохо»

Задача: развивать у детей способность видеть объект с разных точек зрения. В дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.

Воспитатель загадывает загадку:

Я березку качну и тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

-А что такое ветер? По каким признакам мы его узнаем?

Воспитатель прикрепляет тонкие полоски бумаги над батареей и задает вопросы:

-Что будет с этими полосками, когда я открою форточку?

-Какой воздух над батареей? Куда всегда стремится теплый воздух?

-А какой воздух на улице?

-А холодный воздух что будет делать?

-Значит, эти два воздуха сейчас встретятся, и мы увидим, что произойдет

Воспитатель открывает форточку, и полоски бумаги колышутся от возникшего ветра.

-Вот так и в природе образуется ветер. Солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место Такой поток воздуха и образует ветер

-Давайте теперь подумаем: ветер-это хорошо или плохо?

-Когда ветер-друг?

А когда ветер опасен для человека и природы?

Воспитатель выставляет две картинки «Ветер злой» и «Ветер добрый»

. детям предлагается отыскать рисунки с «добрыми» и «злыми» делами ветра.

-Ребята, а ветер можно создать искусственно? Посмотрите на свои столы –с помощью каких предметов можно устроить ветер?

-А какие вы знаете электроприборы, создающие искусственный ветерок?

Дети отвечают на вопросы, проявляют речевую активность, рассуждают, аргументируют свою точку зрения.

Делают выводы, используя, опираясь на выводы предыдущего эксперимента.

Дети делятся своими наблюдениями, рассуждают, аргументируют свои ответы, приводят факты, полученные из средств массовой информации.

Называют электроприборы, создающие искусственный ветер: кондиционер, вентилятор, фен, создают сами ветерок с помощью газеты и веера.

Динамическая пауза

Смена деятельности.

Предупреждение утомляемости. -Ребята, а хотите побыть ветром?

Воспитатель предлагает детям емкости с водой, в каждой свое море -Красное, Черное, Желтое. (вода подкрашена акварельной краской). На «морях» кораблики. Воспитатель предлагает помахать на воду веером с разной силой.

Воспитатель активизирует речевую активность детей, задает вопросы:

А что происходит с кораблями, если нет ветра?

А если ветер очень сильный? Дети машут на воду -кораблики плывут.

Детям понятно, что и большие корабли-парусники движутся благодаря ветру.

Дети проявляют речевую активность, вступают в коллективное обсуждение.

Практическая работа по рисованию в нетрадиционной технике «Кляксография» -Ребята, мы не раз с вами любовались морозными узорами на стекле.

- А,как вы думаете, воздух умеет рисовать или нет?

- А вот я опровергну ваше предположение. Воздухом рисовать можно, эта техника называется «Кляксография»

- Хотите попробовать?

.Воспитатель знакомит детей с новой техникой и рисует вместе с детьми. Активизирует обсуждение получившихся рисунков. Дети знакомятся с новой нетрадиционной техникой рисования

(ставят кляксу акварельной краской и «раздувают» ее с помощью коктейльной трубочки, фантазируют по поводу получившихся рисунков.

Рефлексивно-корригирующий этап. 2 мин. Задачи: подведение итогов НОД, формирование элементарных навыков самоконтроля. -Вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с загадочным невидимкой.

-Какие новые тайны воздуха мы сегодня раскрыли?.

-О каких еще свойствах воздуха вы могли бы рассказать глупому Лисенку?.

Кстати, Лисенок всего несколько минут пробыл на Марсе. Добрые силы сжалились над ним и вернули его в Чистое царство, в Воздушное государство. Тогда-то и ощутил Лисенок всю ценность воздуха. Ничего, что он невидимый, главное, что он существует и его надо беречь.

-Вы согласны ребята, что воздух нужно беречь? А вот от чего беречь и как, мы поговорим в следующий раз.

-А сегодня я хочу вас поблагодарить за работу и подарить шарики. Если вам было интересно и вы открыли для себя что-то новое, возьмите голубой шарик, а если не все заинтересовало вас, и вам было иногда скучно, возьмите желтый шарик.

Я очень рада, что в ваших руках голубые шарики. Мне тоже, ребята, было очень интересно работать вместе с вами. Дети высказываются по поводу полученной информации, обобщают полученные знания составлением мнемодорожки из знаков-символов (свойств воздуха).

Делятся впечатлениями о проведенной работе, наводят порядок на рабочих местах.

Ожидаемые результаты:

-Интерес и желание детей узнать как можно больше о свойствах воздуха.

-Возникновение вопросов у детей с целью узнать что-то новое.

-Активизация самостоятельности в познавательно-речевой (аргументация доказательств) и естественно -научных (опыты, наблюдения) видах деятельности.

Информационные ресурсы:

Ирис Ревю «Добрый воздух»

. https://infourok.ru/sbornik-opitov-i-eksperimentov-dlya-doshkolnikov-1237095.html

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воздуха на нашей планете» Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Свойства воздуха на нашей планете» воспитатель:Готина Е. Л. – Ребята,.

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха» Область познания: познавательно-исследовательская деятельность, речевая, коммуникативная. Задачи: 1) Способствовать познавательно-исследовательской.

Конспект НОД «Свойства воздуха» в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности В средней группе На тему: «Свойства воздуха» Цель: расширять представления о воздухе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Загадочный невидимка. Свойства воздуха»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 15:30
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших...
Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его...
Фотоотчет «Собачки из синельной проволоки»
Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом о создании собачек из синельной проволоки....
Конспект НОД «Фруктовый сад» в средней группе
Цель: Формирование представлений детей о фруктах. Задачи: • Способствовать формированию у детей умения классифицировать предметы по теме «Фрукты»; •...
Проект по экологическому воспитанию «Мы-друзья природы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Звёздочка» городской округ Ступино Московской области...
Кружиться пусть вальс, мы выпускаем вас… Фотоотчет.
В этом году в нашем детском саду было три выпускных утренника. Работы было много у музработника, воспитателей и...