НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Ольга Сергеевна Холодова
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»

НОД для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, составлена в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (логопедическая образовательная деятельность была построена на основе совместных действий педагога и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.

Задачи

Коррекционно –образовательные:

- продолжать знакомить с понятием «слог»;

- учить синтезу звуков односложных слов;

Коррекционно – развивающие:

-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.

- развивать умение выделять первые звуки в словах.

-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;

- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы

• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных)

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление предложений по сюжетным картинкам)

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)

• Прием эмоциональной заинтересованности (проблемы у Незнайки)

• Игровой прием (пальчиковая гимнастика, игра «Сигнальщики», игра-физминутка)

• Использование проблемных ситуаций (игры «Буквы рассыпались», «Прочти слоги», «Распредели картинки к буквам»)

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется задача – развитие мелкой моторики и закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме.

Образовательная деятельность состоит из игр, к каждой из которых даются четкие инструкции. Деятельность началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время НОД дети смотрят мультимедийную презентацию с Незнайкой и заданиями. Затем обсуждается, как можно помочь Незнайке. Дети отвечают на наводящие вопросы педагога и и выполняют задания. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Учитель-логопед создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

В непосредственно логопедической образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитель-логопед проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

После проведения НОД педагог анализирует его результативность и освоение детьми программных задач.

Тема: «Поможем Незнайке».

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

- продолжать знакомить с понятием «слог»;

- учить синтезу звуков односложных слов;

Коррекционно – развивающие:

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения;

- развивать умение выделять первые звуки в словах;

-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;

- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, сигналы (наборы из трёх цветов на каждого ребенка)

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики.

Гномики – прачки.

Жили-были в домике

Маленькие гномики: Дети сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики Загибают пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять Разгибают, начиная с мизинца

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Чики – носочки,

Мики – умница был,

Всем водичку носил. Загибают пальчики, начиная с больших.

Игра «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Юбка- юбочка, брюки- …., шорты -…., блузка - …., майка -…., ботинки -…. .

2. Основная часть. (Презентация приложение №1 - 1й слайд)

- ребята сегодня у нас в гостях Незнайка. Нужно ему помочь разобраться с буквами и звуками нашего родного русского языка. Для вас и для Незнайки приготовлены интересные задания.

2 – 10 слайд,

Игра «Распредели картинки к буквам»- выделение первых звуков в словах.

А – арбуз, О – осы, У – усы, И- индюк, Т- тапочки, К- кошка, П- помидор, Б- ботинки, М- машина.

11 слайд

Игра «Сигнальщики» - закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.

- Давайте покажем Незнайке как обозначаются звуки, и поиграем в игру «Сигнальщики».

Нужно показать обозначение звуков при помощи трех сигналов – согласный твердый (синий, согласный мягкий (зеленый, гласный (красный).

А, У,П,Т, ТЬ, Х, Й, Д,Б, О, С, ВЬ, О, С, СЬ, Ы, Ф, Ч, МЬ.

12 слайд.

- а сейчас поможем Незнайке разобрать буквы, которые рассыпались.

Игра «Рассыпались буквы» -на плакате буквы в хаотичном порядке. Дети узнают буквы и на доске записывают их правильно.

13 -20 слайды

- а сейчас мы покажем Незнайке как слоги превращаются в слова.

Игра «Преврати слог в слово»- предлагается детям прочитать на экране слог, добавить звук и написать слово на доске.

Физминутка (Презентаци приложение №2) –повторение движений под музыку в презентации.

- а сейчас давайте поможем Незнайке навести порядок в шкафу.

Игра «Наведи порядок» - деление слов на слоги, определение картинок к схемам.

- по картинкам разделить слова на слоги, используя тактильный способ.

- определить к какой схеме (слоговой) подходит слово – название одежды, обуви, головных уборов. Дети выходят к магнитной доске и крепят под нужной схемой картинки.

Игра «Составь предложение»

- по сюжетным картинкам составить предложения с предлогами На и ПОД. Начертить схему, определить, где находиться предлог.

Дети выходят к доске составляют предложение и чертят схему на доске.

3. Итог.

- назовите согласные звуки, гласные.

Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Представление группы воспитателем Представление старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4,7 - Здравствуйте, вы находитесь в.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»
Опубликовано: 4 января 2014 в 20:11
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...