НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Ольга Сергеевна Холодова
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»

НОД для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, составлена в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (логопедическая образовательная деятельность была построена на основе совместных действий педагога и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.

Задачи

Коррекционно –образовательные:

- продолжать знакомить с понятием «слог»;

- учить синтезу звуков односложных слов;

Коррекционно – развивающие:

-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.

- развивать умение выделять первые звуки в словах.

-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;

- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы

• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных)

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление предложений по сюжетным картинкам)

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)

• Прием эмоциональной заинтересованности (проблемы у Незнайки)

• Игровой прием (пальчиковая гимнастика, игра «Сигнальщики», игра-физминутка)

• Использование проблемных ситуаций (игры «Буквы рассыпались», «Прочти слоги», «Распредели картинки к буквам»)

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется задача – развитие мелкой моторики и закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме.

Образовательная деятельность состоит из игр, к каждой из которых даются четкие инструкции. Деятельность началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время НОД дети смотрят мультимедийную презентацию с Незнайкой и заданиями. Затем обсуждается, как можно помочь Незнайке. Дети отвечают на наводящие вопросы педагога и и выполняют задания. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Учитель-логопед создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

В непосредственно логопедической образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитель-логопед проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

После проведения НОД педагог анализирует его результативность и освоение детьми программных задач.

Тема: «Поможем Незнайке».

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

- продолжать знакомить с понятием «слог»;

- учить синтезу звуков односложных слов;

Коррекционно – развивающие:

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения;

- развивать умение выделять первые звуки в словах;

-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;

- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, сигналы (наборы из трёх цветов на каждого ребенка)

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики.

Гномики – прачки.

Жили-были в домике

Маленькие гномики: Дети сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики Загибают пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять Разгибают, начиная с мизинца

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Чики – носочки,

Мики – умница был,

Всем водичку носил. Загибают пальчики, начиная с больших.

Игра «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Юбка- юбочка, брюки- …., шорты -…., блузка - …., майка -…., ботинки -…. .

2. Основная часть. (Презентация приложение №1 - 1й слайд)

- ребята сегодня у нас в гостях Незнайка. Нужно ему помочь разобраться с буквами и звуками нашего родного русского языка. Для вас и для Незнайки приготовлены интересные задания.

2 – 10 слайд,

Игра «Распредели картинки к буквам»- выделение первых звуков в словах.

А – арбуз, О – осы, У – усы, И- индюк, Т- тапочки, К- кошка, П- помидор, Б- ботинки, М- машина.

11 слайд

Игра «Сигнальщики» - закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.

- Давайте покажем Незнайке как обозначаются звуки, и поиграем в игру «Сигнальщики».

Нужно показать обозначение звуков при помощи трех сигналов – согласный твердый (синий, согласный мягкий (зеленый, гласный (красный).

А, У,П,Т, ТЬ, Х, Й, Д,Б, О, С, ВЬ, О, С, СЬ, Ы, Ф, Ч, МЬ.

12 слайд.

- а сейчас поможем Незнайке разобрать буквы, которые рассыпались.

Игра «Рассыпались буквы» -на плакате буквы в хаотичном порядке. Дети узнают буквы и на доске записывают их правильно.

13 -20 слайды

- а сейчас мы покажем Незнайке как слоги превращаются в слова.

Игра «Преврати слог в слово»- предлагается детям прочитать на экране слог, добавить звук и написать слово на доске.

Физминутка (Презентаци приложение №2) –повторение движений под музыку в презентации.

- а сейчас давайте поможем Незнайке навести порядок в шкафу.

Игра «Наведи порядок» - деление слов на слоги, определение картинок к схемам.

- по картинкам разделить слова на слоги, используя тактильный способ.

- определить к какой схеме (слоговой) подходит слово – название одежды, обуви, головных уборов. Дети выходят к магнитной доске и крепят под нужной схемой картинки.

Игра «Составь предложение»

- по сюжетным картинкам составить предложения с предлогами На и ПОД. Начертить схему, определить, где находиться предлог.

Дети выходят к доске составляют предложение и чертят схему на доске.

3. Итог.

- назовите согласные звуки, гласные.

Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Представление группы воспитателем Представление старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4,7 - Здравствуйте, вы находитесь в.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»
Опубликовано: 4 января 2014 в 20:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...