НОД по развитию речи (составление описательных рассказов) в средней группе «Осенние листья»

Светлана Ситникова
НОД по развитию речи (составление описательных рассказов) в средней группе «Осенние листья»

НОД

по развитию речи в средней группе «Ромашка»

(образовательная область «Познание»)

Воспитатель: Ситникова С. А.

Тема: «Осенние листья».

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская, «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: учить составлять описательные рассказы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о приметах осени, о качественных признаках осенних листьев.

Учить составлять описательные, творческие рассказы.

Учить подбирать правильные антонимы.

Коррекционные:

Развивать точность тактильных ощущений. Активизировать зрительную функцию прослеживания.

Развивающие:

Развивать речь, память, творческое воображение. Развивать логическое мышление.

Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе.

Материал: Разноцветные листья из двухстороннего картона, корзина, сундучок с сухими осенними листьями, иллюстрации осеннего леса, картинки листьев (рябина, берёза, осина, дуб, альбомные листы, цветные карандаши, магнитола, диск с песней «Листопад».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Лес разделся

Неба просинь

Это время года (осень).

- Верно. Мы сегодня поговорим об осени. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос)

А сейчас будем разгадывать осенние загадки:

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (дождь)

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли (зонт)

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто (листопад)

- Молодцы!

(На ковре разложены картонные листья.)

-У меня есть для вас сюрприз, и вы сразу догадаетесь, о чём мы будем беседовать. Садитесь на коврик.

2. Описание листьев по качествам и признакам.

Выберите себе один листочек и рассмотрите его. (Воспитатель и дети присаживаются на ковёр).

-Какого цвета у тебя листочек? (2-3 ответа).

-Как сказать одним словом о всех листочках какого они цвета? (Разноцветные).

-Проведите по краю листочка, какой он? (заслушать ответы). Край листочка резной.

- Посмотрите на листочки друг у друга, они похожи?

-А почему они разные? (с разных деревьев). Листочек с берёзы похож на сердечко, а края остро резные. Листочек с осины, какой формы (круглой). А край плавно резной? Листочек с клена резной формы с заострёнными краями.

3. Составление описательного рассказа.

Расскажите о своём листочке, с какого он дерева, какого цвета, какой формы. (Заслушать рассказы троих детей)

4. Речевая игра «Продолжи предложение»(с показом картинок листьев)

Листочек с берёзы, он (берёзовый)

Листочек с рябины, он (рябиновый)

Листочек с клёна, он (кленовый)

Листочек с осины, он (осиновый)

5. Физкультминутка.

А что происходит с осенними листьями, когда дует сильный ветер? (Листопад). Слушайте внимательно, выполняйте движения и следите за своим листиком.

Листик вверх, листик вниз.

Покружился и притих.

Листик вправо, листик влево,

И волной спустился вниз. (повторить 2 раза)

Собрать листочки в корзинку.

(Сели на стульчики за столы).

6. Развитие воображения.

Внести сундучок с осенними листьями.

-А вот ещё один сюрприз! Это сундучок, а что в нём, что шумит, послушайте? (Открыть).

А-а, это запах осени, вы знаете, как пахнет осень? Понюхайте и расскажите нам, что вы себе представили. (Заслушать рассказы троих детей)

7. Развитие мышления.

-Ребята, скажите осень это хорошо или плохо?

-Хорошо - разноцветие природы, шуршание листвы, тёплые солнечные дни, сбор урожая.

- Плохо – идут частые дожди, птицы мало поют, нельзя много гулять, надо одевать много одежды. (Заслушать ответы детей.)

-Значит осень это одновременно хорошо и плохо.

8. Речевая игра «Закончи предложения»

Летом дни длинные, а осенью (короткие).

Летом ночи короче, а осенью (длиннее).

Летом дождь тёплый, а осенью (холодный).

Летом много птиц, а осенью (мало).

Летом много цветов, а осенью (мало).

Летом деревья зелёные, а осенью (разноцветные).

9. Заключительная часть.

Осень - это самая яркая разноцветная пора. Художники любят рисовать её, а поэты сочинять стихотворения. Кто расскажет стихотворение об осени?

(Дети вспоминают и рассказывают стихи, которые учили на занятиях.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный, (все вместе)

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Осень наступила, высохли цветы (один ребёнок)

И глядят уныло голые кусты.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом, (два ребёнка)

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

-Осень к нам пришла с дождём и листопадом, но мы не будем грустить, а будем наслаждаться и радоваться этой непредсказуемой поре.

И сейчас, слушая песенку про листопад, мы нарисуем нашу осень.

- Что вам больше всего понравилось или запомнилось на занятии?

Публикации по теме:

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе»Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе» В мае 2013 г. на базе нашего детского сада «Малыш» проходило заседание РМО воспитателей средних групп по теме «Образовательная область.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
НОД по развитию речи (составление описательных рассказов) в средней группе «Осенние листья»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 20:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...