Папки-передвижки

НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Дарья Жабина
НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова .

Оренбургский Государственный Педагогический Университет

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности: «Развитие речи».

Образовательная область «Познание», «Коммуникация».

Тема: «Листопадничек».

Возрастная группа: подготовительная.

Подготовила:

Жабина Д. А.

студентка 5 курса ДиНО

Оренбург – 2012

Тема: «Листопадничек».

Цель: продолжать развивать речь дошкольников.

Публикация «НОД по развитию речи по мотивам сказки И, С, Соколова-Микитова „Листопадничек“,» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

- повышать уровень культуры речи у детей.

- формировать умение у детей запоминания и рассказывания сказки по предметам-заместителям.

- способствовать обогащению и уточнению представлений о природе.

- формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

- способствовать обогащению детского словаря.

- формировать интерес к сказкам.

Воспитательные:

- воспитание чувства взаимопомощи, самостоятельности и любознательности.

- воспитывать заботу и любовь к природе, животным.

Развивающие:

- Развитие навыков связного высказывания.

- Развивать умение рассказывать сказку по предметам заместителям.

- Развивать воображение и творческую активность.

- Развивать логическое мышление, память у детей.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: чтение сказки о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций «Лесные жители».

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: планирование, беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, физминутка.

3. Приемы поддержания интереса у детей: выставление предметов-заместителей, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.

4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместный выбор педагога и детей лучшего пересказа сказки.

Создание среды для организации и проведения НОД:

В группе создается

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательная.

Продуктивная.

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы.

Физическая

Планируемые е результаты:

Личностные: вежливость, отзывчивость, предприимчивость, взаимопомощь.

Интеллектуальные:

- логичность и последовательность речи;

- проявление сообразительности;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности;

Критерии оценки деятельности детей в НОД

1. Проявляет активность в постановке цели.

2. Самостоятельность в принятии решений и выбора способа действий

3. Обращается за помощью к взрослому, детям и оказывает ее своим сверстникам

4. Сопереживание за сверстника.

5. Моделирует фрагмент сказки.

6. Задает вопросы.

7. Пересказывает фрагмент сказки.

Интеграция образовательных областей:

Интегративные бласти. Решаемые задачи

Познание. Рассказ о жизни животных в разное время года. Сконцентрировать внимание на

прочтение сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Социализация Помогать друг другу, в выборе рисунка к фрагменту сказке. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Продумать модель рисунка для пересказывания сказки с помощью взрослого или сверстников.

Коммуникация Беседа. Вопросы по сказке.

Коммуникативная игра. (С) Совместная замена героев из сказки предметами заместителями.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет фрагменты сказки для каждого ребенка);

Музыка Осенние звуки – шорох листьев. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения, выполнять музыкально – ритмичные движения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Художественное творчество Составление пересказа по собственному рисунку. (П) Развивать речь детей, творческие способности во время рисования, (а также мелкая моторика рук) и воображение при пересказывании рассказов.

Физическая культура Физминутка: «Зайчик делает зарядку». Эмоциональный и физический отдых детей.

Чтение художественной литературы Сказка И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» (П) Заинтересовать детей. Побуждать интерес к прочтению книг.

Труд «Летние и осенние листья». Эмоциональный отдых детей. Закрепление знаний о разницы во временах года.

План НОД

1. Вводная часть:

Эмоциональный настрой.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть:

Чтение сказки.

Беседа по сказки.

Выставление героев (заместителей)

Зарисовка фрагментов.

Пересказ сказки по фрагментам.

3. Заключительная часть:

Итог занятия:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД: 37 минут.

1. Вводная часть.

Эмоциональный настрой.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

- Ребята, совсем недавно мы ходили с вами в краеведческий музей. Каких животных нашей области вы там видели?

- Зайцы, бобры, волки.

- А вы знаете, что многие авторы посвящали свои сказки именно животным, а художники до сих пор рисуют лесных жителей. Вои и мы с вами сейчас прочитаем сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Коммуникация

Познание

Социализация

2. Основная часть.

Задания для детей.

Планирование.

Составление рассказов детьми.

Физкультурная пауза

Образец составления рассказа.

Мотивация на продуктивную деятельность.

Педагог читает сказку.

В:- О ком же эта сказка?

Д:- О зайчатах-листопадничках.

В:- А почему их так называют?

Д:- Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья, листопад.

В:- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст, летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

(наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).

1. В:- Чем занимались зайчата каждое утро?

Д:- Смотрели на журавлей.

В:- Как понять долговязые журавли?

Д:- высокие, нескладные, худощавые.

В:- О чём мечтал самый маленький зайчонок?

Д:- Улететь вместе с журавлями в теплые края.

-Так о чем же эта часть?

Д:- О мечте листопадничка.

2. В:- Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

Д:- Пришла осень, на улице стало холодно.

В:- Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

Д:- Будто они прощаются с ними и кричат: «Прощайте, милые листопаднички!».

В:- Чем же в это время занимались другие звери?

Д:- Строили норы, берлоги, жилища на зиму.

В:- Как стало в лесу?

Д:- Грустно, тихо, одиноко.

В:- Ребята, (у педагога на столе гербарий из летних и осенних листьев, я всегда собираю листочки летом и осенью, а сегодня они у меня случайно перепутались, помогите мне разобраться, какие листья собраны летом, а какие зимой? Подходите к столу и разделите их. (включается шорох листьев).

В:- Спасибо, ребята. Так о чем же эта часть сказки?

Д:- О подготовке животных к зиме.

3. В:- А чего испугался Листопадничек?

Д:- Что придут холода и он замерзнет.

В:- И что же задумал маленький зайчонок?

Д:- Искать теплый мягкий дом, где можно переждать зиму.

В:- Куда же он отправился? И кого встретил?

Д:- Он бежал по лесу, и увидел как бобры строят хатку на зиму. Он попросился на зиму к ним, и они его взяли к себе.

В:- Этот фрагмент сказки о встречи зайчонка с бобрами.

4. В:- Почему же затосковал зайчонок в хатке бобров?

Д:- Ему захотелось домой к родной маме. Он совсем не умел плавать. И у бобров он ел горькую кору, а ему хотелось покушать сладкой редьки.

В:- Какое решение он принял?

Д:- Убегать от бобров к маме. Сначала у него не получилось, так как выход был только из воды. Но когда был потоп, бобер вытащил его на своей спине на берег. И он сразу побежал к маме.

В:- А как вы считаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?

-Что он хотел сказать своим читателям?

В:- В гостях хорошо, а дома лучше!

В:- Поиграем:

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек.

“Хвостиком повилял и обратно поскакал.

В:- Итак, мы с вами разделили сказку на 4 части. Давайте обозначим каждого героя сказки.

Начнем с главных героев. Как мы обозначаем зайчат?

Д:- Серые маленькие кружочки это зайчата, а серый большой круг – это мама-зайчиха (на доску выставляются круги).

В:- Как обозначим бобров? А маленьких бобриков?

Д:- Коричневые большие кружочки бобры, а маленькие коричневые бобрики. (выставляются коричневые круги).

В:- Журавлей?

Д:- Черные треугольники (выставляются треугольники).

В:- А теперь мы с вами разделимся на 4 команды, каждая из которой будет рисовать фрагмент из сказки.

(первая команда рисует начало сказки, вторая – второй фрагмент сказки, следующая команда – 3 фрагмент, и четвертая команда рисует последний фрагмент сказки). Рисунки в виде моделей, из обозначенных нами заместителей.

- Молодцы, я вижу все справились.

Итак, начинаем сказку:

В:- Маша, выходи со своим рисунком. Покажи что ты нарисовала?

Д:- Я нарисовала семью листопадничков (ребенок начинает пересказ первого фрагмента).

В:- Спасибо, продолжаем сказку, Степан, прошу.

С:- Я нарисовал как семья листопадничков смотрит на журавлей (рассказывает второй фрагмент).

В:- Спасибо, Ира продолжает.

И:- Я нарисовала семью бобров и Листопадничка (продолжает пересказ).

В:- Спасибо, и заканчивает сказку, Глеб.

Г:- Я нарисовал семью листопадничков, в центре которой маленький зайчонок (заканчивает пересказ сказки).

В:- Спасибо, на этом наша сказка закончилась.

Понравилась вам сказка?

Д:- Да, понравилась.

В:- А чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

Д:- Мне понравился пересказ Глеба, потому что он последовательно, четко пересказал свой отрывок сказки.

Педагог опрашивает каждого ребенка (по эпизодам) пересказать сказку по собственной схеме-иллюстрации.

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

В:- Как вы думаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?

Что он хотел сказать своим читателям? Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

- Спасибо, за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема: «Знакомство со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек» Программные задачи: 1. Познакомить детей со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек». 2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

Знакомство со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек» Программные задачи: 1. Познакомить детей со сказкой И. Соколова – Микитова «Листопадничек». 2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 15:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД