НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Поляна здоровья» на участке детского сада

Мария Гутникова
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Поляна здоровья» на участке детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33

детский сад общеразвивающего вида

НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

«Поляна здоровья»

в рамках выполнения рабочей программы

«Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями»

воспитатель МБДОУ №33

Гутникова Мария Петровна

Тула, май 2013

Программные задачи по образовательным областям

Познание

• Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями и их целебными свойствами (подорожник, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха, мята, лопух, календула, василек, зверобой, береза, клен, тополь, липа, каштан, ель).

• Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой: почвой, водой, солнцем.

• Формировать умение и желание активно защищать и любить природу.

Здоровье

• Формировать представление детей о здоровом образе жизни.

• Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.

• Воспитывать бережное отношение к растениям.

Труд

• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным.

• Вызвать желание у детей изготовить своими руками подарки растениям.

Художественное творчество

• Формировать эстетическое отношение к явлениям живой природы.

• Воспитывать желание любоваться красотой природы и передавать ее в стихах, песнях, рисунках.

Чтение художественной литературыРазвивать интерес к познавательной литературе.

Коммуникация

Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым.

Материалы и оборудование

• Письма с заданиями от травницы бабушки Лукерьи.

• Подарки, сделанные руками детей (цветы из пластиковых стаканчиков).

• Кукла «врач»

• Чай, приготовленный из разных трав (ромашка, календула, мята, липа).

• Наряженное дерево на участке.

Предварительная работа

Написать письма от травницы Лукерьи. Подготовить материал для проведения дидактических игр.

Ход

Дети направляются к «Поляне здоровья», воспитатель (читаю стихотворение)

От рассвета до рассвета

По лугам гуляет лето

По полям, да по оврагам

Мерит даль неспешным шагом.

Босиком в простой рубахе,

В рукавах по певчей птахе.

На закатанных штанинах

Не заплаты – сок малины.

А за пазухою прячет

Дождь грибной, да луч горячий.

Воспитатель (обращаюсь к детям)

Ребята, нас пригласила на «Поляну здоровья» хозяйка поляны травница бабушка Лукерья. Она прислала нам следующее письмо (зачитываю): «Дорогие ребята, приглашаю вас попутешествовать по моей поляне. Мои верные друзья травы и деревья прислали вам свои просьбы-задания. Постарайтесь найти эти письма и выполнить задания. Я буду за вами наблюдать. Мы обязательно встретимся, вас ждет сюрприз. Желаю удачи. Бабушка Лукерья».

Воспитатель (обращаюсь)

- Вы готовы, дети?

Дети (да)

- Давайте поищем первое письмо. (Дети находят первое письмо под подорожником).

НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Поляна здоровья» на участке детского сада

Задание 1

Скороговорку повторить, да ни разу не сбиться.

Около кола вьюн да хмель вьются на плетень, вьются, плетутся, заплетаются (три-четыре ребенка повторяют).

Задание 2

Рассказать о растении подорожник. Рассказ ребенка: «У подорожника жесткие листья, упругий стебель, сильный корень, который глубоко уходит в землю. В июне у корня из листьев выходит высокий стебель, на нем позже созреют семена, похожие на колосок. Это медоносный стебель. Трава подорожник помогает при порезах, ранках. Лист подорожника надо сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник называют скорой помощью, аптекой у дороги».

Дети находят другие растения, и рассказывают об их целебных свойствах.

Золотые головки одуванчиков. Их растет всегда много в одном месте, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. В лечебных целях используют молодые листья, корневища.

Крапива. Также останавливает кровь, заживляет раны. В крапиве много витаминов.

Мята. Настой и отвар мяты применяют при нервных расстройствах, как обезболивающее и противовоспалительное средство. Приятный аромат мяты улучшает самочувствие и настроение, снимает усталость и улучшает память.

Лопух. У лопуха крепкий высокий стебель, крупные листья, цветы похожи на серо-розовые комочки, в них маленькие капельки – нектар, он манит пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют его медоносом. Если поранитесь, приложите его к ранке. Если повысилась температура, приложите лист лопуха к голове и прижмите платком. Из лопухов готовят репейное масло.

Вьюнок. Отваром из вьюнков избавляются от бессонницы. Их называют «живые часы»: если пасмурно – они не раскрываются.

Зверобой. Мазь из зверобоя лечит раны, уничтожает глисты.

Мать-и-мачеха. Настой мать-и-мачехи применяют при простуде, гриппе. При головных болях прикладывают листья к голове.

Ромашка. Из цветов ромашки готовят настой, полощут им горло при простуде и гриппе. Отваром ромашки обрабатывают раны, ожоги. Чай из ромашки с медом на ночь дают детям – сон будет крепким. Полощи ромашкой рот – и зубная боль пройдет.

Календула (ноготки). Применяют при лечении ран, ссадин, ожогов. Настой используют при простудах и как успокаивающее нервную систему.

Воспитатель (хвалю детей за подробный и правильный рассказ о целебных свойствах трав, и предлагаю ребятам игру «На приеме у врача»: нужно помочь кукле-врачу правильно назначить лечение пациентам. Кукла шепчет воспитателю (мне) на ушко несколько вариантов.

1. Маша порезалась, у нее идет кровь. Дети (марлевую повязку пропитать соком крапивы, приложить к ране, также можно обработать настоем ромашки, календулы).

2. Ваня простудился, у него болит горло. Дети (полоскать горло настоем ромашки, отваром календулы).

3. Наталья Ивановна перенервничала на работе, не может успокоиться. Дети (попить настойку мяты, на ночь – настой из одуванчиков).

4. У Ольги Сергеевны бессонница. Дети (принимать настойку мяты, чай из одуванчиков на ночь).

5. У Вани пошла кровь из носа. Дети (закапать в нос свежий сок крапивы 3 раза в день и попить отвар ромашки).

Под музыку прилетает бабочка (девочка из подготовительной группы поет короткую песенку про бабочку и исполняет танец). Воспитатель (благодарю ее)

Воспитатель (обращаюсь к детям)

- Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? Дети отвечают:

- Насекомые прячутся от зорких глаз птиц в траве. Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают к себе в гости насекомых и потчуют их сладким нектаром. Пчелы, бабочки, шмели высасывают нектар прозрачными хоботками. Когда насекомые перелетают с цветка на цветок, опыляют их.

Воспитатель (обращаюсь к детям)

- Какую роль играют травы в жизни птиц?

Дети (птицы клюют семена трав и вьют гнезда в траве, например, жаворонки).

- Какую роль играют травы в жизни диких животных?

Дети (лесные звери – зайцы, медведи, лоси, дикие кабаны любят лакомиться сочными травами).

- Какую роль играют травы в жизни домашних животных?

Дети (для домашних животных коз, лошадей, коров, овец – трава – это основной корм).

Воспитатель (предлагаю детям чай, приготовленный из различных лечебных трав) Игра «Узнай по вкусу и запаху чай». Дети пьют из одноразовых стаканчиков чай, приготовленный из трав липы, ромашки, мяты, одуванчика. Воспитатель (обращаюсь к детям).

- Я знаю, вы очень готовились к встрече с лекарственными растениями, своими руками приготовили подарки. Дети рассказывают, как они готовили цветы (астры, тюльпаны и ландыши) из одноразовых стаканчиков.

А потом сажают эти цветы на клумбу.

Воспитатель (хвалю ребят) и предлагаю им послушать письмо Максима Горького «Сыну»: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, всегда приятнее отдать, чем взять».

Воспитатель (обращаюсь)

- Ребята, а кто из вас хочет поступить так же, как этот мальчик?

Второе письмо находят у дерева клен.

Задание от клена: «Давайте поздороваемся, обнимите меня, померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто же сильнее?»

Дети: «Конечно, клен. Что крепко держит клен в земле?». Дети (корни)

Клен: «А для чего нужны корни мне?» Дети (чтобы воду из почвы пить).

Клен: «А теперь послушайте, как шелестят мои листья». Дети (обнимают дерево и слушают, как шелестят листья).

Ребенок подробно рассказывает о клене.

По соседству дети находят третье письмо под березой.

Дети обнимают березу, рассказывают подробно о любимом дереве русского народа, читают стихотворение о березе «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.

Девочки танцуют «Мы вокруг березки».

Воспитатель (обращаюсь)

- Назовите, какие еще деревья растут на нашем участке?

Дети (липа, тополь, ель, каштаны).

Под музыку приходит бабушка Лукерья.

Проводит физкультурную минутку, делает волшебный знак (заколдовывает детей, они становятся «деревьями». Поднятые руки – это ветки, листья – это движения пальцев. Расставленные ноги – это корни.

Проведя физкультурную минутку, бабушка Лукерья хвалит детей: «Замечательные деревья выросли на моей поляне», – и снова превращает их в детей и предлагает им подвести итоги, ответив на вопросы.

1. В какую погоду лучше собирать травы? Дети (в сухую, когда просохнет на растениях роса)

2. Где лучше собирать травы? Дети (в лесу, в поле).

3. Где нельзя собирать травы? Дети (в парках, в скверах, потому что на стеблях и листьях растений оседает пыль. У какого растения есть ствол? Дети (у дерева).

4. Небольшое растение, у которого есть стебель, листья, цветы, семена? Дети (трава).

5. Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? Дети (цветок).

6. У какого растения семена летают? Дети (одуванчика).

7. В каком растении семена находятся в длинных колосках? Дети (подорожник).

8. Листья какого растения используют весной для приготовления салатов? Дети (одуванчика, крапивы).

9. Какое дерево сравнивают с богатырем? Дети (дуб).

10. Что больше всего вам понравилось в сегодняшнем путешествии?

Бабушка Лукерья: «А теперь – мой сюрприз». Бабушка Лукерья ведет детей к нарядной ели и рассказывает о необычных цветочках на дереве.

Вручает им конфеты-цветочки.

Литература

Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.

Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с. – 304 с.

Виноградова Н. Ф., Козлова С. А Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М. Просвещение, 1984.

Бабушкина Т. М. Окружающий мир. Нестандартные занятия. Старшая группа. /Автор-сост. Т. М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Экологический дизайн детского сада.Экологический дизайн детского сада. ХОРОША СТАНИЦА НАША НЕТ ЕЕ МИЛЕЙ И КРАШЕ КРАСОТА КРУГОМ ТАКАЯ – РАЗБЕГАЮТСЯ ГЛАЗА ВСЮ ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ ДАЖЕ ВЫРАЗИТЬ НЕЛЬЗЯ! • На территории.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Поляна здоровья» на участке детского сада
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 19:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...