«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы

Надежда Васильева
«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы

Цель:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

• Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

• Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)

• Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган»

• Развивать познавательный интерес.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи

Образовательная область «Безопасность»

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, острыми предметами.

• Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

Образовательная область «Художественное творчество»

Продолжать формировать умение «читать» схему.

• Совершенствовать навыки работы с ножницами.

• Упражнять в рисовании линии в виде спирали.

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним («ураган», «буря», «бриз», схема изготовления «змейки», подносы на каждого ребенка (в каждом: лист бумаги квадратной формы, трафарет круга (крышка, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой, готовые заготовки змеек, знак «Осторожно пользоваться», колокольчик, песочные часы.

Ход НОД.

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

• Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми…мы можем увидеть в разные времена года…это: снег, дождь, радуга)

• Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

• Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

• Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:

• А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления («ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

- картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

- и аналогично разбираются другие ситуации.

- Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

• Характер у ветра бывает разный. Какой?

Показываем картинки, знакомим с названиями:

опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз»,он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуем чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

• Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали что…воздух, а потом… выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

• А в природе… кто вдыхает, кто выдыхает?

• Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

• Что это? (Электрическая плитка)

• Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны»…А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? …происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу –

змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Я предлагаю вам сделать свою змейку и повторить мой эксперимент.

А змейку вам поможет сделать схема – подсказка.

На приготовленных подносиках лежит все, что вам нужно.

Вы обведете тарелочки на квадратиках бумаги, чтобы получился круг (смотрите на схему, дальше нарисуете змейку и вырежете ее по линии, в середине змейки с помощью иголки сделаете ниточку, за которую удобно будет держать ее над плиткой.

Следите, пожалуйста, за порядком на столе. Все должно находиться на подносике, особенно следите за иголкой: она должна быть воткнута в подносик, её нельзя бросать, не уколите пальцы.

(Детям, у которых не получается нарисовать змейку, даются нарисованные заготовки или готовые змейки).

По мере выполнения работы дети подходят к плитке и экспериментируют. Меняясь, дети садятся за стол, раскрашивают свои змейки. По звоночку колокольчика все садятся на места.

Итог

Ребята, что мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете продолжить эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.

«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

План по самообразованию «Педагогическая игра» Утверждаю Руководитель ГБОУ-СОШ №22 Структурное подразделение План по самообразованию по теме:«Педагогическая игра" № Содержание работы.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
Опубликовано: 17 марта 2014 в 17:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...