НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа

наталья учайкина
НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Огонь – друг, огонь – враг»

Старший возраст

Цель:

систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне, возможности использования его человеком;

закрепление правил пожарной безопасности.

Отработка навыков поведения в экстремальной ситуации, закрепление знания домашнего адреса.

Образовательные задачи

учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;

учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи

развивать творческое воображение:

развивать умения двигательной и мимической выразительности через использование приема эмпатии;

формировать умение понимать учебную задачу.

Воспитательные задачи

воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях

Ход занятия

Фантазирование под музыку. Детям предлагается отрывок спокойной пьесы, который прослушивается в полной тишине с закрытыми глазами. Затем дети рассказывают о своих представлениях.

Воспитатель: А мне представился тихий, сумрачный вечер, по комнате медленно расползается темнота, а на столе…. Хотите узнать, что я видела на столе? Отгадайте.

Решение задачи «Да – нет»

Это свеча. (внести горящую свечу. Свет гасится, дети сидят кружочком вокруг свечи, наблюдают за огоньком).

Предложить детям словами определить свое внутреннее состояние в этот момент.

Вопросы:

какого цвета огонек свечи?

Можно ли определить одним цветом?

Можно ли определить форму пламени (понятие относительности: и «да» и «нет»?

Почему иногда говорят так: языки пламени?

Физкультминутка под музыку

Дети изображают свечу в момент горения: тающий воск, колеблющееся пламя

Воспитатель достает цилиндр

Вопросы:

Что это?

Какого цвета цилиндр?

Что бывает красного цвета?

Ответы детей

Воспитатель: вы правильно заметили, что этот цилиндр похож на огонь. Это и есть огонь. Но огонь, с одной стороны, хороший, добрый, а с другой стороны, он – плохой, злой.

Когда огонь – хорошо?

Дети называют предположение и делают шаг вперед

Воспитатель правильно, вы рассказали мне о том огне, который помогает нам в жизни. Он помогает нам готовить еду, дает нам тепло и свет. Это хороший огонь (поворачиваем цилиндр веселой, доброй стороной)

Скажите, а когда огонь может стать плохим?

Ответы детей

(поворачиваем цилиндр черной стороной)

Воспитатель а как же появился у человека огонь? Раньше, когда люди жили в пещерах, они ели сырое мясо. Однажды, в сильную грозу, загорелся лес. В огне погибло животное. Человек нашел его и решил съесть его мясо. Ему понравилось. Он пришел домой и рассказал своим друзьям, что мясо, обжаренное на огне мягче и вкуснее. Постепенно люди приручили огонь: сидели вокруг костра, грелись, готовили еду. А теперь?

Посмотрите на картинки. Где люди используют огонь? Обсуждение

Картинки: кузница, воздушный шар, печка, взлет космической ракеты

Воспитатель давайте представим, что бы было, если б человек так и не научился управлять огнем?

Ответы детей

Воспитатель ребята, наш огонь хочет поиграть с вами. Давайте покажем ему, когда он бывает плохим, а когда хорошим.

Игра «хорошо – плохо»

Хорошо – красный цвет; плохо – синий.

Вопросы:

Огонь в лампочке…

Огонь зажег штору….

Огонь помогает готовить обед…

Огонь зажег в лесу дерево….

Огонь в лампочке обжег коту нос…

Огонь помогает обогревать квартиру…

Воспитатель итак, огонь может быть другом, а может быть врагом.

Что может случиться, если с огнем обращаться неосторожно?

Можно ли оставлять включенным утюг, плиту, телевизор?

Почему родители не разрешают вам брать спички?

Физкультминутка под музыку

Давайте представим себе, как танцует огонь. Танец огня с ленточками.

Игра «если возник пожар»

Воспитатель Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой ….

Ребенок. Пожар (передача шара)

Воспитатель раз, два, три, четыре –

У кого пожар….

Ребенок. В квартире

Воспитатель дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил…

Ребенок. Утюг

Воспитатель красный отблеск побежал

Кто со спичками….

Ребенок. Играл

Воспитатель стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над ….

Ребенок. Газом

Воспитатель пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег ….

Ребенок. Листву

Воспитатель кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ….

Ребенок. Предметы

Воспитатель помни каждый гражданин

Этот номер ….

Ребенок. Ноль один

Воспитатель дым увидел – не зевай, и пожарных ….

Ребенок. Вызывай

Воспитатель можно ил справиться с пожаром?

Кто помогает бороться с огнем?

Чем пожарные гасят пламя?

Что делать, если вдруг начался пожар?

Воспитатель итак, нужно вызвать пожарную команду

д/у «телефон»

дети по очереди набирают на игрушечном телефоне 01 и проигрывают ситуацию вызова команды, называя полный домашний адрес, свои ФИО.

Итог занятия: что вы узнали сегодня для себя важного?

Если вам понравилось занятие – покажите красной стороной, если нет – синей.

Публикации по теме:

Книжка-раскраска «Есть ли в сказке огонек?»Книжка-раскраска «Есть ли в сказке огонек?» Данное пособие создано с целью пропаганды правил пожарной безопасности. Образовательные области: Безопасность, Художественное творчество,.

Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников Хочу поделится с Вами коллеги, еще одним конспектом. Надеюсь Вам понравится. Не судите строго. К сожалению к этому конспекту нет фото. ТЕМА:".

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа
Опубликовано: 11 сентября 2012 в 21:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт «Определение прозрачности снега»
Цель: учить определить, прозрачен ли снег;формировать представления детей о свойствах снега и воды , используя метод Савенкова А. И. – карточки,...
Светлый праздник! Сценарий развлечения к празднику Пасхи во второй младшей группе.
Звучит музыка. Дети входят и садятся на стульчики. Ведущий: Наступила весна, с каждым днем все теплее, и пришел самый светлый праздник Пасха. В этот день...
Танец «Грибная полька»
Танец «Грибная полька» ( музыка: Суворова-5, №8) Перед танцем: Под спокойную народную музыку выходят девочки-ёлочки и выстраиваются в кружок. Часть 1...
Рисование планет Солнечной системы мыльными пузырями. Фотоотчет детского творчества
Давно таилась в мыслях идея нарисовать планеты Солнечной системы мыльными пузырями. И вот пришло время творить вместе с воспитанниками. Ребята с большим...
Тематическая неделя: «Быть здоровыми хотим»
Тема недели: «Быть здоровыми хотим» Программное содержание: 1. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. 2....