НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа

наталья учайкина
НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Огонь – друг, огонь – враг»

Старший возраст

Цель:

систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне, возможности использования его человеком;

закрепление правил пожарной безопасности.

Отработка навыков поведения в экстремальной ситуации, закрепление знания домашнего адреса.

Образовательные задачи

учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;

учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи

развивать творческое воображение:

развивать умения двигательной и мимической выразительности через использование приема эмпатии;

формировать умение понимать учебную задачу.

Воспитательные задачи

воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях

Ход занятия

Фантазирование под музыку. Детям предлагается отрывок спокойной пьесы, который прослушивается в полной тишине с закрытыми глазами. Затем дети рассказывают о своих представлениях.

Воспитатель: А мне представился тихий, сумрачный вечер, по комнате медленно расползается темнота, а на столе…. Хотите узнать, что я видела на столе? Отгадайте.

Решение задачи «Да – нет»

Это свеча. (внести горящую свечу. Свет гасится, дети сидят кружочком вокруг свечи, наблюдают за огоньком).

Предложить детям словами определить свое внутреннее состояние в этот момент.

Вопросы:

какого цвета огонек свечи?

Можно ли определить одним цветом?

Можно ли определить форму пламени (понятие относительности: и «да» и «нет»?

Почему иногда говорят так: языки пламени?

Физкультминутка под музыку

Дети изображают свечу в момент горения: тающий воск, колеблющееся пламя

Воспитатель достает цилиндр

Вопросы:

Что это?

Какого цвета цилиндр?

Что бывает красного цвета?

Ответы детей

Воспитатель: вы правильно заметили, что этот цилиндр похож на огонь. Это и есть огонь. Но огонь, с одной стороны, хороший, добрый, а с другой стороны, он – плохой, злой.

Когда огонь – хорошо?

Дети называют предположение и делают шаг вперед

Воспитатель правильно, вы рассказали мне о том огне, который помогает нам в жизни. Он помогает нам готовить еду, дает нам тепло и свет. Это хороший огонь (поворачиваем цилиндр веселой, доброй стороной)

Скажите, а когда огонь может стать плохим?

Ответы детей

(поворачиваем цилиндр черной стороной)

Воспитатель а как же появился у человека огонь? Раньше, когда люди жили в пещерах, они ели сырое мясо. Однажды, в сильную грозу, загорелся лес. В огне погибло животное. Человек нашел его и решил съесть его мясо. Ему понравилось. Он пришел домой и рассказал своим друзьям, что мясо, обжаренное на огне мягче и вкуснее. Постепенно люди приручили огонь: сидели вокруг костра, грелись, готовили еду. А теперь?

Посмотрите на картинки. Где люди используют огонь? Обсуждение

Картинки: кузница, воздушный шар, печка, взлет космической ракеты

Воспитатель давайте представим, что бы было, если б человек так и не научился управлять огнем?

Ответы детей

Воспитатель ребята, наш огонь хочет поиграть с вами. Давайте покажем ему, когда он бывает плохим, а когда хорошим.

Игра «хорошо – плохо»

Хорошо – красный цвет; плохо – синий.

Вопросы:

Огонь в лампочке…

Огонь зажег штору….

Огонь помогает готовить обед…

Огонь зажег в лесу дерево….

Огонь в лампочке обжег коту нос…

Огонь помогает обогревать квартиру…

Воспитатель итак, огонь может быть другом, а может быть врагом.

Что может случиться, если с огнем обращаться неосторожно?

Можно ли оставлять включенным утюг, плиту, телевизор?

Почему родители не разрешают вам брать спички?

Физкультминутка под музыку

Давайте представим себе, как танцует огонь. Танец огня с ленточками.

Игра «если возник пожар»

Воспитатель Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой ….

Ребенок. Пожар (передача шара)

Воспитатель раз, два, три, четыре –

У кого пожар….

Ребенок. В квартире

Воспитатель дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил…

Ребенок. Утюг

Воспитатель красный отблеск побежал

Кто со спичками….

Ребенок. Играл

Воспитатель стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над ….

Ребенок. Газом

Воспитатель пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег ….

Ребенок. Листву

Воспитатель кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ….

Ребенок. Предметы

Воспитатель помни каждый гражданин

Этот номер ….

Ребенок. Ноль один

Воспитатель дым увидел – не зевай, и пожарных ….

Ребенок. Вызывай

Воспитатель можно ил справиться с пожаром?

Кто помогает бороться с огнем?

Чем пожарные гасят пламя?

Что делать, если вдруг начался пожар?

Воспитатель итак, нужно вызвать пожарную команду

д/у «телефон»

дети по очереди набирают на игрушечном телефоне 01 и проигрывают ситуацию вызова команды, называя полный домашний адрес, свои ФИО.

Итог занятия: что вы узнали сегодня для себя важного?

Если вам понравилось занятие – покажите красной стороной, если нет – синей.

Публикации по теме:

Книжка-раскраска «Есть ли в сказке огонек?»Книжка-раскраска «Есть ли в сказке огонек?» Данное пособие создано с целью пропаганды правил пожарной безопасности. Образовательные области: Безопасность, Художественное творчество,.

Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников Хочу поделится с Вами коллеги, еще одним конспектом. Надеюсь Вам понравится. Не судите строго. К сожалению к этому конспекту нет фото. ТЕМА:".

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа
Опубликовано: 11 сентября 2012 в 21:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...